Все о четырех месячном ребенке



Особенности развития 4-месячного ребенка

Первые три месяца, когда происходили отладки в работе желудка, а вместе с ними и мучащие колики после приема пищи, уже позади. Настало время четвертого месяца — времени, когда в психологическом развитии малыша наблюдаются большие перемены. Какие навыки он приобрел за этот период? Что включает в себя развитие ребенка в 4 месяца?

Физические параметры

Младенец уверенно держит не только головку, лежа на животе, но и приподнимает грудь, опираясь на свои полуоткрытые ладошки. Угол между плечами и предплечьями, если его померять, в норме не будет больше 90 O. В четыре месяца кроха умеет удерживать головку вертикально минуту или больше.

Вес ребенка увеличится примерно на 500-600 грамм. Такая большая прибавка в весе объясняется небольшой двигательной активностью. С каждым последующим месяцем количество набранных грамм будет уменьшаться. Рост увеличится на 2 см.

Таким образом, в среднем в четыре месяца по этим двум показателям наблюдается следующая картина:

  • Вес составляет от 6 до 6,8 кг;
  • Рост от 62 до 65 см.

Не стоит переживать, если вес новорожденного не совпадает с общепринятыми нормами и таблицами. В серии этих статей уже обращалось внимание на индивидуальность развития детей, а также способ их вскармливания. Тревожными признаками можно считать только слишком маленький набор веса (или очень большой перебор).

Остается высокой потребность во сне. В четыре месяца дети спят по 16 часов в сутки, из которых 10 приходится на ночной сон. Остальные часы распределяются между тремя дневными снами. Некоторые младенцы к этому времени дают возможность своим родителям отдыхать всю ночь, но в большинстве случаев маме все же приходится раза два просыпаться для ночного кормления.

Если режим дня ребенка в 4 месяца установлен, проблем с отхождением ко сну не будет. Рекомендуется укладывать малыша на ночь с 7 до 9 часов вечера. Если ребенок плохо спит, следует проанализировать ситуацию. На плохой сон могут влиять следующие факторы:

  1. Позднее отхождение ко сну. Переутомившийся ребенок сложно засыпает и встает раньше обычного.
  2. Ребенок постоянно капризничает. Причиной может быть прорезывание зубов или затянувшиеся проблемы с животиком, обостряющиеся к вечеру. Если малыш стал капризным, сходите к педиатру.
  3. Нет ритуала отхождения ко сну, или он нарушен. Сюда включаются одни и те же последовательные действия, настраивающие ребенка на сон: ванна, чтение любимой книжки, колыбельная.
  4. В кроватке много отвлекающих деталей. Игрушки, находящиеся в спальном месте, сохраняют активность крохи, а не способствуют засыпанию.

Питание

У деток, которые вскармливаются исключительно грудным молоком, питание остается без изменений. Через материнское молоко малыш получает все необходимое для роста и развития, так что до 6-ти месяцев ни в каких прикормах нет необходимости.

Нужно ли давать младенцу воду? Считается, что с молоком он получает достаточно жидкости и не может испытывать жажды. Но строгих правил нет. Если вы предлагаете грудничку попить и он не отказывается, то, конечно, допаивать стоит, тем более, если на улице жара. Обезвоживание в этом возрасте очень опасно.

В процессе кормления кроха начинает пробовать мамину грудь «на зубок». Хотя самих зубов еще нет или только прорезываются передние, сжимание соска деснами весьма болезненно и неприятно для мамы. Не бойтесь отучать кроху от подобных действий: испуг со стороны матери, вскрик помогут ему осознать, что вам больно. Если это не помогает, можно добиться, чтобы сжимание соска ассоциировалось с неприятными ощущениями и для него. Например, рекомендуется пальцами закрыть ему на несколько секунд носик: так и он поймет, что неправильно поступает, и освободит сосок «из плена».

Питание ребенка в 4 месяца включает еще одну особенность: крохе свойственно отвлекаться во время кормления, смотреть по сторонам. Отнеситесь к этому снисходительно: он вовсе не отказывается от груди, а просто боится пропустить что-то интересное.

Питание 4-месячного ребенка, находящегося на искусственных смесях, несколько отличается. За сутки получается около 6-7 кормлений, что по объему составляет почти 1 литр. Иногда возникает необходимость в раннем прикорме, но это, скорее, исключение из правил, чем норма. Если педиатр дает совет кормить ребенка «взрослыми» продуктами, лучше всего начинать с каш.

Некоторые считают, что в рацион младенца чуть ли не с месяца должны входить соки, а с четырех — овощные пюре, яичный желток. Однако помните, что соки содержат кислоты, абсолютно не нужные в этом возрасте для развивающегося детского пищеварительного тракта. То, что они есть в продаже с пометкой «с трех месяцев», говорит, скорее, о маркетинговом ходе, продвигающем ту или иную продукцию, чем о заботе. Пользу от яичного желтка сложно заметить, а вот вред в виде высыпаний и дерматитов — вполне. Поэтому не стоит спешить, всему свое время.

Купание и прогулки

Купание, как и прежде, приносит массу удовольствия, только теперь во время процедуры малыш активнее размахивает ручками и ножками, радостно гулит. Купание с игрушками приносит особое удовольствие.

В режим ребенка стоит включать ежедневные прогулки на свежем воздухе, не меньше 2-х часов в день. Причем гулять нужно в любую погоду.

Основные навыки

  1. Перевороты с животика на спинку или бочок происходят легко и непринужденно.
  2. Малыш приподнимается на руках, умеет хорошо держать голову.
  3. Ползает на животе по-пластунски за понравившейся ему игрушкой.
  4. Если поддерживать его за подмышки, можно увидеть, как малыш упирается пальцами ног о поверхность и оттолкнется от нее.
  5. Уже отсутствует гипертонус рук (на ногах еще может присутствовать).
  6. Садится с положения лежа, когда его подтягивают за ручки. Это движение можно использовать как элемент зарядки, но полноценно высаживать пока еще нельзя ввиду неокрепших мышц спины.
  7. Хорошо удерживает игрушку в руке, знает, как погреметь ею.
  8. Пальцы во рту — привычное явление.
  9. Во время кормления кроха держит мамину грудь.
  10. Он уже хорошо воспринимает яркие цвета, особенно желтый и красный. Но игрушки не должны быть перенасыщены по цветовой гамме. Три-четыре цветных компонента на одну игрушку — вполне достаточно. В этом возрасте малыш не просто видит, он провожает движущийся предмет взглядом.
  11. Кроха поворачивает голову следом за источником шума, речи, узнает родных по голосу. Если он слышит ритмичную музыку, может покачивать головой в такт. Развивайте чувство ритма, хлопая перед малюткой в такт музыке в ладоши.

Особенности психоэмоционального развития

Умения крохи связаны не только с его физическим развитием, перемены наблюдаются и в других областях его жизни:

  1. Навыки общения. При виде мамы или кого-то из близких малыш оживляется, дарит улыбку, активно дергает ручками и ножками. Гуление становится все более отчетливым, хорошо слышны открытые гласные «а», «о», улавливаются звуки, похожие на согласные «м», «п», «б». Реагирует на свое имя.
  2. В 4 месяца кроха способен выражать целый спектр эмоций: радость, обиду, страх, любопытство.
  3. С большим интересом происходит изучение собственного тела. Ребенку нравится трогать свое лицо, ножки, смотреть на себя в зеркало.
  4. Прослеживается способность устанавливать причинно-следственные связи. Например, при виде маминой груди кроха замирает в ожидании, понимая, что сейчас будет кормление.
  5. Первая реакция на незнакомых людей — настороженность. Далее она переходит либо в плач, либо в принятие незнакомца с любопытным рассматриванием. Если мама видоизменяется, к примеру, покрасила волосы, кардинально подстриглась, надела очки или шляпу, малыш может не узнать ее.

Игры с малышом

Занятия с ребенком должны включать игры, развивающие мелкую моторику и навыки общения.

  1. «Ладушки»: мама садит малыша на колени, показывает как хлопать в ладоши и проговаривает стишок: «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки. ». Такая игра помогает раскрыться ладошкам в полной мере.
  2. «Сорока-ворона». Эта игра предусматривает круговые движения пальчиком по центру ладошки, что благотворно сказывается на работе желудочно-кишечного тракта.
  3. «Идет коза рогатая» также приносит радость малышам, вызывая у них смех.

Итак, в 4 месяца поведение ребенка становится все более осмысленным, доставляя радость окружающим родственникам и родителям. Поскольку малыш умело переворачивается, приобретает навыки ползания, его ни в коем случае нельзя оставлять одного, даже на большой кровати. В следующий месяц вам предстоит наблюдать еще большие свершения и маленькие победы на пути развития малыша.

Режим ребенка в 5 месяцев — как меняется распорядок крохи

Как изменится режим дня ребенка в 5 месяцев? Сколько времени он должен проводить, бодрствуя, а сколько спать? Как нормализовать ночной сон и найти время на домашние дела?

Сейчас режим вашего малыша подчинен тем же правилам, что и месяц назад. Как и в 4 месячном возрасте, он проводит во сне до 16 часов в сутки, а во время бодрствования готов играть и общаться. Поведение его меняется лишь тогда, когда начинают беспокоить зубки или по каким-то другим причинам нарушается сон.

Режим дня для младенца 5 месяцев полностью сформирован, и кроме отдыха и кормления, включает прогулки, гигиенические процедуры, массаж и гимнастику, а также развивающие занятия и общение с родными.

Сон ребенка и таблица распорядка дня

В данном возрасте детки хорошо и крепко спят, чем очень радуют маму и папу. Особенное удовольствие приносит ночной сон, который длится до 10 часов. Чтобы обеспечить столь продолжительный отдых, следует четко контролировать время, которое ребенок «высыпает» днем. Так режим ребенка в 5 месяцев формируют три дневных отхода ко сну.

  • Утренний — наступает через 1,5-2 часа после первого пробуждения. У мамы появляется возможность привести себя в порядок и сделать что-нибудь дома. В летнее время хорошо планировать утренний сон на улице пока прохладно, так как днем прогулки ограничены из-за жары.
  • Дневной — малыш укладывается спать после обеда. Возможно совмещать этот отдых с еще одной прогулкой.
  • Вечерний — отдых в период с 17.00 до 19.00 рекомендуют педиатры. Подремав, малыш будет бодрым и веселым вечером и сможет отправиться спать вместе со всеми, примерно в 22.00.

Длительность каждого периода должна составлять примерно 2 часа. Если кроха спит дольше, особенно вечером, аккуратно разбудите его. Так вы сможете соблюдать режим сна ребенка в 5 месяцев, от которого зависит, будет ли малыш, а вместе с ним и вы, спать ночью, и будет он капризным или веселым.

Ориентируясь на продолжительность сна, можно сформировать такую таблицу режима дня ребенка в 5 месяцев.

Форум родителей:



Двухмесячный ребенок

Двухмесячный ребенок
Двухмесячный ребенок заметно отличается в своем развитии от новорожденного — его поведение более осознанно. Он уже не находится в полной зависимости от безусловных рефлексов. Теперь ребенок использует их в своих интересах. Его реакции на зрительные, слуховые и осязательные ощущения перестают быть инстинктивными, а поведение изменяется в соответствии с условиями окружающей обстановки. В периоды бодрствования двухмесячный малыш большую часть времени активен и проявляет интерес к внешнему миру. Он внимательно прислушивается к звукам и обследует комнату в поиске новых зрительных образов. При виде какого-либо нового объекта ребенок радуется и задерживает на нем взгляд. С особым удовольствием малыш рассматривает собственные руки и учится при этом держать их в поле зрения. Родители и ребенок продолжают вести разговоры «один на один», описанные в предыдущей главе, однако характер этих «диалогов» меняется. Начать и поддерживать их по-прежнему может только взрослый, но теперь ребенок знает, как сообщить о том, что пора сделать паузу. Попеременно глядя на вас и отводя взгляд в сторону, он способен поддерживать «разговор» достаточно долго, не нервничая и не переутомляясь. Вы замечаете и другое важное изменение в поведении своего малыша — он стал чаще улыбаться. Как правило, в возрасте трех недель ребенок улыбается при звуке знакомого голоса, а в возрасте четырех недель — при виде знакомого лица. Двухмесячный малыш радуется уже не только знакомым лицам, но также интересным предметам и звукам. Кроме того, теперь он способен достаточно адекватно реагировать на сильные внешние раздражители.

Двигательные навыки
Хотя в течение второго месяца жизни у ребенка не произошло значительных сдвигов в развитии двигательных навыков, все же заметны некоторые существенные изменения в характере его движений. Независимо от того, отдыхает малыш или бодрствует, хаотичные судорожные подергивания возникают у него теперь лишь изредка, и создается впечатление, что он управляет движениями своего тела. Когда ребенка прикладывают к материнской груди, видно, что его поведение уже больше не зависит от безусловных рефлексов, возникающих при виде источника пищи. Теперь перед кормлением он сначала вертит головкой, ищет сосок, затем приспосабливается, хватает его губами и только после этого начинает сосать. У двухмесячного ребенка сосательный рефлекс проявляется не только во время еды. Между кормлениями он будет сосать почти все, что попадет к нему в рот, — собственную руку, пустышку, уголок одеяла или мамин палец. Однако он прекрасно чувствует разницу между просто сосательными движениями и теми, что утоляют голод. Когда ребенок сыт, он охотно сосет пустышку, но испытывая чувство голода, он будет упорно выплевывать ее и кричать. Способность осознанно сосать большой палец руки является еще одним признаком развития, характерным для детей этого возраста. Раньше ребенок начинал сосать свой большой палец, если тот случайно попадал к нему в рот, когда палец выскакивал, младенец начинал кричать. Теперь, в возрасте двух месяцев, он делает это целенаправленно. У ребенка все еще сохраняется сильный хватательный рефлекс, и вам нетрудно вложить ему в ладонь погремушку. По тому, как энергично он начинает трясти игрушкой и пытается поднести ее ко рту, видно, что она его заинтересовала. Однако он воспринимает ее как продолжение собственной руки, а не как отдельный предмет, который можно сосать, поэтому, когда погремушка выпадает из руки, ребенок не выказывает никаких признаков беспокойства. Наряду с явным прогрессом в способности двигать руками и сосать, ребенок начинает значительно лучше контролировать движения головы. Как правило, в этот период дети уже могут, лежа на животе, поднять головку вверх, а когда их держат на руках в вертикальном положении, удерживать ее прямо в течение нескольких секунд. Самым сильным малышам удается, лежа на животе, даже приподниматься на руках и некоторое время сохранять такое положение. Теперь движения рук и ног ребенка стали более активными. Во время игры он может поднимать руки над головой. Малыш научился переворачиваться с боку на бок. Он может поднимать и опускать руки и ноги в определенном ритме. Некоторые дети, лежа на животе, пытаются ползать, сгибая и выставляя вперед сначала одно колено, затем другое.

Способность видеть, слышать, чувствовать
Хорошим примером, демонстрирующим способность ребенка изменять поведение в новых условиях, являются его успехи в пространственной координации движений. Обычно сначала ребенок изучает свою руку так, как если бы это была новая игрушка: он тщательно исследует ее, рассматривая пальцы и рукава распашонки. Постепенно он обнаруживает, что еще интереснее шевелить пальцами и двигать рукой в разные стороны. К концу второго месяца жизни ребенок уже способен сжимать и разжимать пальцы, сосредоточивая все внимание на движениях руки. Кажется, малыш понимает, что рука, на которую он смотрит, принадлежит ему и что ею можно управлять. Двухмесячный ребенок способен следить взглядом за предметом, находящимся в нескольких шагах от него. Он делает это с особым удовольствием, если предмет, за которым он наблюдает, двигается, или если вдруг оказывается, что это его старший брат или сестра. У большинства детей этого возраста, когда они находятся в привычной для них обстановке, формируется устойчивая связь между тем, что они видят и слышат. Например, приятный звук может ассоциироваться с колокольчиком, и, услышав позвякива-ние, малыш обернется в поисках источника звука. В течение третьего месяца жизни совершенствуются как зрительные, так и слуховые способности ребенка. Он становится более восприимчивым к различным звукам, даже к таким тихим, как телефонный звонок, шелест оконных занавесок, шорох маминых шагов. Так же как в самом раннем возрасте, малыш обычно замирает, когда слышит какой-нибудь незнакомый звук. Он перестает шевелить руками и ногами. Затем, обнаружив источник звука, он снова начинает двигаться. Наконец, поскольку теперь у ребенка руки не сжаты в кулачок, у него появляется больше возможностей ощущать ладошками окружающие его вещи. Он начинает замечать разницу между твердыми и мягкими предметами и радуется, чувствуя в своей ладони что-нибудь мягкое. По мере того как ребенок продолжает знакомиться с разнообразными ощущениями, он постепенно накапливает новую информацию об окружающем его мире.

Понимаем своего ребенка
К третьему месяцу жизни малыш уже научился улыбаться и делает это каждый раз, когда кто-нибудь наклоняется над его кроваткой. Он радуется любому предмету, напоминающему человеческое лицо. Он приветствует улыбкой куклу Буратино, маску колдуна, бумажную тарелку с нарисованными глазами. В этом возрасте малыш также учится произносить звуки. Этот этап развития начинается с невнятного «лепета». Ребенок будет экспериментировать со звуками, произнося сначала «а-а-ее-ее» или «э-э», повторяя их снова и снова. Увлеченный этим занятием, он будет спокойно лежать в кроватке и с удовольствием вслушиваться в звуки, которые сам произносит. Ребенок радуется, когда к игре присоединяются родители. Взрослый подражает-звукам, которые произносит малыш, а тот в ответ начинает «гулить», и между ними завязывается своеобразная «беседа». Родителям обычно нравится повторять мимику своего двухмесячного ребенка. Когда он открывает рот, мама вслед за ним делает то же самое. Если он прищуривает глаза, мама тоже прищуривается. Такое общение помогает ребенку лучше узнать себя. Теперь малышу требуется от взрослых не только еда и комфортность. Рожок уже не может заменить разговоров, прикосновения родителей — смеха, пения и т. д. Ребенок испытывает потребность в общении. Ему необходимо, чтобы с ним играли и реагировали на его действия. Родители, которые находят достаточно времени для разговоров, игр и занятий с ребенком, тем самым способствуют развитию у него социальных навыков.

Календарь развития ребенка
на 4 месяце

Развивающие игры

Развиваем чувство баланса

Игра 1. «Катание на мяче»

В этом возрасте у малыша появляется множество новых двигательных навыков, однако ему пока трудно сохранять равновесие в некоторых позах из-за отсутствия координации рук и ног. Игра направлена на развитие чувства баланса.

Надувной мяч (фитбол) диаметром 70–80 см, мягкая пелёнка, ковёр или одеяло в качестве мата.

1. Положите малыша животом на мяч. Одну руку положите ему на спину, а другой придержите обе ноги. 2. Осторожно покачайте мяч вперёд, потом назад, а затем вправо и влево. 3. Переверните ребёнка на спину и уложите на мяче так, чтобы его голова не запрокидывалась. Повторите те же движения в этом положении. 4. Снова положите малыша на животик и, слегка надавливая на поясницу и ягодицы, сделайте так, чтобы мяч начал пружинить под ребёнком. Во время выполнения этого упражнения придерживайте ножки.

Родителям на заметку

1. Заниматься на мяче нужно не раньше, чем через 1,5 часа после кормления. 2. Если малышу нравится соприкасаться с поверхностью мяча лицом, а также голыми руками и ногами, можно обойтись без пелёнки. 3. После каждого занятия мяч необходимо мыть или протирать влажной губкой. Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.

Развитие: наблюдаем за малышом

Малыш растет и набирает вес, с каждым днем он становится все активнее. В 4 месяца мальчики весят 6,2-7,8 кг при росте 61,8-66,0 см, соответствующие показатели для девочек: 5,6 — 7,2 кг и 59,9 — 64,3 см*.

Самые «быстрые» дети уже могут самостоятельно передвигаться: они пытаются ползать, лежа на животике и помогая себе руками, или принимают позу лягушки и отталкиваются ножками. Бывает, что малышам проще пятиться назад, и они не сразу учатся ползать вперед. Многие дети умеют переворачиваться с животика на спинку или даже со спинки на животик.

Ребенок активно пользуется руками, исследуя окружающий мир. Он тянется за предметами и загребает их ладошкой. Пальчики рук у него еще не достаточно ловкие. Новую игрушку или другой предмет ребенок должен всесторонне обследовать: схватить, положить в рот, рассмотреть со всех сторон. Ведь только так он может разобраться, как с ними играть.

Если раньше ребенок четко видел предметы, которые находились на расстоянии до 30-40 см, то теперь он может фокусировать свое зрение в зависимости от того, ближе или дальше находится интересный объект. Малыш лучше различает цвета и даже может увидеть отличия в разных оттенках одного цвета. Он радостно реагирует при появлении новых предметов и смену обстановки.

В этом возрасте ребенок различает все основные звуки и воспроизводит некоторые из них. Он может имитировать мимику мамы и папы и повторять некоторые слоги, например, «ба-ба». Еще больше ему нравится воспроизводить кашель, бормотание, пронзительный крик, и он повторяет их снова и снова, то понижая, то повышая голос.

*На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, — например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР — это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Поведение: понимаем малыша

Теперь во время бодрствования ребенок уже не требует вашего постоянного присутствия рядом, давая маме передышку на несколько минут. Он может играть со своими ручками и ножками несколько минут подряд, повторяя одни и те же движения несколько раз. Это совершенно естественно, ведь в этом возрасте малыши обычно повторяют все действия многократно, чтобы осознать их, прежде чем приступить к освоению нового навыка. Например, кроха может говорить слог «да-да-да-да» несколько дней, не пытаясь разнообразить свой словарный запас, а потом также долго повторять «бу-бу-бу-бу».

Зеркало — любимая забава детей в этом возрасте. Малыш может подолгу любоваться своим отражением, улыбаться ему, изучать движения рук. Лица любого вида и формы завораживают детей: они с интересом разглядывают лица людей, кукол и даже страшные, на первый взгляд, ритуальные маски. Но самый большой интерес ребенка вызывают мама и папа. Общаясь с родителями, кроха дергает их за волосы и гладит по голове, ощупывает лоб, нос, подбородок. Если мама говорит, старается залезть пальцами ей в рот, пытаясь понять, как оттуда появляются такие интересные звуки.

У малыша появляется чувство юмора: он может весело засмеяться, если папа будет корчить забавные рожицы или издавать смешные звуки, подражая животным. У маленьких детей веселье и страх тесно связаны друг с другом. Смех дает выход нарастающему напряжению, но избыточное возбуждение может напугать малыша и стать причиной слез. Только что ребенок заливался смехом, когда его щекотали и поднимали вверх, а теперь он громко плачет. Во время шумных игр необходимо внимательно наблюдать за малышом, чтобы не перевозбудить его и вовремя предложить крохе более спокойное занятие.

Питание

Обычно четырехмесячному ребенку достаточно 6-8 кормлений и 900-1000 г грудного молока (или адаптированной молочной смеси, рекомендованной педиатром) в сутки*. Состав материнского молока меняется в зависимости от потребностей малыша. Теперь в нем содержится больше полезных жиров и минеральных веществ.

Большинству детей до шести месяцев рекомендовано исключительно грудное вскармливание. Но при необходимости ваш врач может порекомендовать введение первого прикорма.

Начинать введение прикорма следует с очень небольших порций: 10 г овощных пюре и 10 г безглютеновых каш (рисовая, гречневая, кукурузная каша – по выбору). Постепенно увеличивайте количество прикорма до 50 г в день. Новые блюда надо добавлять в рацион малыша поочередно, внимательно наблюдая за его реакцией на каждый продукт. Предложите грудничку на завтрак овощное пюре из брокколи или цветной капусты. Через 7-10 дней, если кроха хорошо перенес новый продукт, можно приготовить ему рисовую или кукурузную кашку, разведенную грудным молоком (или смесью).

Помните, что в этот период основным источником питательных веществ для ребенка по-прежнему остается грудное молоко (или детская молочная смесь), поэтому необходимо докармливать малыша молоком во время каждого приема пищи.

Уход за ребенком

Пора заняться зарядкой! Убедитесь, что вы с малышом «бодры, веселы и здоровы» — и можно начинать.

Положите ребенка на спинку, совершайте его ручками круговые движения. Потом поднимайте и опускайте ручки. Осторожно поверните малыша сначала на один бок, потом на другой. Слегка надавите руками на его животик, приподнимите ножки и слегка потрясите их.

Положите ребенка на живот. Согните его ножки в коленях, потом распрямите их и разведите в стороны. Затем соедините ножки вместе. Переверните малыша на спинку. Поднимите его ручки вверх, опустите вниз, скрестите и разведите в стороны.

Внимательно наблюдайте за ребенком, не дайте ему переутомиться. Напевайте веселые “спортивные” песенки, чтобы кроха мог почувствовать ритм упражнений. В конце занятия повозитесь с малышом, слегка пощекочите его, поцелуйте и похвалите за старание.

Обучение и общение: занимаемся с малышом

Играйте с ребенком в простые игры, например, в прятки. Спрячьте лицо за ладонями рук или прикройтесь одеялом, малыш наверняка начнет радостно смеяться, когда вы неожиданно появитесь у него перед глазами.

Постройте небольшую картонную горку и спускайте с нее игрушку на колесиках на глазах у малыша. Это наблюдение поможет ребенку в будущем лучше понять причинно-следственные связи между явлениями.

Положите в каждую руку малыша пищащие игрушки, которые можно легко сжимать. Постепенно он научится сжимать обе игрушки одновременно. Такие игры отлично помогают детям научиться принимать решения и координировать действия.

Помогите ребенку исследовать разные части его тела. Наденьте на ножки крохи яркие носки. Сначала он будет их рассматривать, а потом попытается схватить ногу и даже снять с нее носок. Не забудьте похвалить малыша, когда ему удастся это сделать.

Дети в этом возрасте обожают играть в «звуковые» игры: порычите, как лев, или попыхтите, как паровозик. Если ваш малыш издает какие-нибудь звуки — повторяйте их, имитируя мимику ребенка. Делайте паузы, чтобы малыш мог вставить свое «слово». Он обязательно оценит ваши попытки «поговорить» на его языке, и, заодно, узнает правила построения диалога.

В этом возрасте дети спят 17-18 часов в сутки*.

Единого волшебного совета «как уложить ребенка спать» не существует, однако есть некоторые общие рекомендации, помогающие успокоить малыша и настроить его на засыпание.

Перед сном искупайте ребенка в теплой ванне и сделайте ему легкий массаж: это поможет снять мышечное напряжение.

Попробуйте укачать кроху на руках: возможно, он чувствует себя в безопасности, только прижавшись к маме или папе. Некоторые дети быстрее засыпают при монотонном раскачивании в коляске или люльке.

Многие дети успокаиваются, слушая тихую плавную музыку или негромкую речь, например, неторопливое чтение вслух «взрослой» книги.

(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

Безопасность

Родители часто оставляют детей без постоянного присмотра во время сна, поэтому необходимо убедиться, что в кроватке или коляске малыш будет в безопасности.

Теперь, когда ребенок стал более активным, еще раз проверьте прочность и надежность всех элементов детского спального места. Всегда укладывайте ребенка спать на спину. Матрас должен быть ровным и не очень мягким. Не используйте подушки, уберите из кроватки мягкие игрушки. Постельные принадлежности должны быть из гладких, «дышащих» материалов, никаких пушистых простыней и одеял.

Ребенок в 4 месяца

Рост и вес ребенка в 4 месяца

За четвертый месяц малыш поправится примерно на 750 граммов и в 4 месяца будет весить 5900 — 6300 граммов, средний рост в этом возрасте 62-65 см. Начиная с этого месяца каждая последующая прибавка массы тела обычно уменьшается на 50 г.

Ничего страшного, если ребенок быстрее или медленнее набирает вес (до полугода прибавка в весе может составлять до 2 кг в месяц), но насторожитесь, если происходит резкая смена центильного коридора веса или роста (подробнее смотрите в центильных таблицах для мальчиков или девочек). Подробнее нормы физического развития описаны в центильных таблицах: для мальчиков, для девочек.

Что умеет ребенок в 4 месяца

  • радуется, видя маму (или человека, постоянно ухаживающего ) и предпочитает ее всем остальным;
  • узнает голоса знакомых людей и отличает их от незнакомых;
  • поворачивает голову в сторону, откуда раздается голос, звон погремушки;
  • при ласковом обращении взрослого оживляется, громко смеется, поднимает ручки, размахивает ими;
  • выводит рулады, произносит первые слоги;
  • захватывает висящую игрушку одной ил одновременно двумя руками;
  • улавливает свое имя и реагирует на него;
  • приподнимает плечи и голову, лежа на спине;
  • по-разному реагирует на знакомые и незнакомые вещи;
  • выделяет «любимые» и «нелюбимые» игрушки;
  • при кормлении играет с грудью или бутылочкой, поддерживает ее.

Тест развития четырехмесячного ребенка:

1. Ребенок лежит на спине. Вы размахиваете погремушкой непосредственно около кроватки, но несколько ниже, так, что ребенок не может ее видеть, и одновременно с другой стороны показываете ребенку игрушку (она не находится в направлении его взгляда). После того как ребенок поворачивается то туда, то сюда, он окончательно поворачивается в сторону к игрушке.

2. Когда ребенок находится в хорошем настроении, подержите мячик около его рук. Ребенок начинает водить рукой по мячу. Движения его медленны, и он чрезвычайно внимателен к ним.

3. Ребенок лежит на животе. Голова и плечи подняты над поверхностью, опора на ладони. Ребенок может проследить глазами за движениями игрушки с одной стороны на другую.

4. Если сделать неподвижный упор из одеяла, то ребенок в положении лежа на животе будет как бы отталкивать этот упор руками и ногами.

5. Если вы разговариваете с ребенком, а затем прекращаете контакт, то он реагирует на это негативно. Ребенок начинает плакать, смотрит вслед и т.д.

6. Вы смотрите на ребенка на расстоянии полуметра в течение 30 секунд. Затем отворачиваетесь и надеваете маску (зайца, лисицы). Поведение ребенка сразу изменяется: он наморщивает лоб, искривляет рот, плачет, удивляется, появляется двигательное оживление и другие реакции.

7. Ребенок в 4 месяца прочно удерживает погремушку в руке, не теряя ее сейчас же. Он ощупывает, рассматривает погремушку.

8. Ребенок узнает мать, радуется при ее появлении. Громко гулит и смеется при общении со взрослыми.

9. Если вы поднесете ложку с чаем, то ребенок откроет рот и сможет попить из ложки.

10. Когда вы собираетесь взять ребенка на руки, то он напрягает все тело, появляется двигательное оживление.

Сколько ест ребенок в 4 месяца

6 кормлений через 3,5 часа по 150-170 мл. При питании смесями, максимально приближенными к грудному молоку, дополнительно вводятся в рацион только соки и фруктовое пюре. Введение желтка и творога по последним рекомендациям отнесено на более поздние сроки.

В 4 месяца, когда можно ввести в рацион фруктовое пюре, помните общее правило: два новых продукта в один день ребенку не дают! Так что, если вы начали кормление сухими смесями, с пюре надо немного повременить.

Из фруктовых пюре для начала ничего нет лучше нашей российской антоновки. Яблоко надо помыть, очистить и натереть на стеклянной или пластмассовой терке, а можно и наскоблить острой ложкой. Тертые сырые яблоки не только источник витаминов и растительных волокон, улучшающих пищеварение, они подходят детям с неустойчивым стулом, a copra с зеленой кожицей хорошо переносят и малыши, страдающие диатезом. В первый день дайте всего четверть чайной ложечки, назавтра половину, и так, постепенно увеличивая, доведите к концу месяца до 5-6 ложек в день. Пюре, как и соки, лучше давать после еды, и лишь часто срыгивающему ребенку — до нее.

Далее наш настоятельный совет — в заботах о питании ребенка не уставайте, не переставайте наблюдать за ним. Иначе вы рискуете упустить сигналы о расстройствах, влекущих серьезные последствия!

Сколько спит ребенок в 4 месяца

К 3 или 4 месяцам большинство младенцев спит 15 -17 часов в день, 10 — 11 из них ночью, а остальное время разделено между 3, а восновном 4 дневными снами по 2 часа.

В начале этого периода вы можете все еще вставать раз или два за ночь для кормлений, но к 6 месяцам ваш ребенок будет способен спать всю ночь. Не факт, конечно, что он будет непрерывно спать всю ночь, но это будет зависеть от того, воспитаете ли вы у него навыки сна. Подробнее: сколько должен спать ребенок.

Режим и распорядок дня ребенка в 4 месяца

Режим дня зависит от количества кормлений и биоритмов ребенка (кто-то встает утром раньше, кто-то позже, кто-то больше спит днем) и, зачастую, отличается у всех детей одинакового возраста. Подстраивайтесь под ребенка, но старайтесь кормить и укладывать спать ребенка каждый день в одно и то же время, так у него будет меньше проблем с пищеварением и со сном. Примерный распорядок дня малыша.

Этот режим далеко не руководство к жизни мамы и малыша по часам, а лишь пример, по которому можно представить, какими по продолжительности могут быть фазы сна и бодрствования, перерывы между едой.

Здоровье ребенка в 4 месяца

Развивающие занятия и игры для 4-хмесячного ребенка

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о