Как водить ребенка в садик с грудным ребенком



Доктор Комаровский — о путешествии с ребенком, закаливании и питании

На вопросы читателей «Антенны» и сайта Wday.ru во время вебинара отвечает эксперт — автор популярных книг и телепрограмм, посвященных здоровью детей, врач высшей категории, кандидат медицинских наук Евгений Олегович Комаровский.

Дочке 6 месяцев. Живем в средней полосе России, хотим поехать в Сочи. С какого возраста можно везти ребенка на курорт?

— Возраст малыша не имеет значения. Как правило, дети, не имеющие хронических болезней сердца и сосудов, легко адаптируются к любым условиям, если родители не совершают стандартных глупостей. Часто при адаптации ребенок на какое-то время теряет аппетит. В это время важно не пихать в него еду. Если приехали на море, не залезать тут же в воду на несколько часов подряд, не сидеть на пляже целый день. Тогда никакая акклиматизация не нужна. Главное другое — перед поездкой вы должны задаться такими вопросами: какие условия будут во время путешествия, где будете жить, сможете ли защитить ребенка от солнца и жары, есть ли у вас медицинская страховка, куда обратитесь за медпомощью. Если на эти вопросы вы дали адекватные ответы, то вперед. Вам даже аптечку собирать не надо — в Сочи есть те же аптеки, что и в вашем городе.

— С какого возраста можно летать с ребенком на самолете и с какой периодичностью?

— Это самый волнительный из вопросов о поездках. Если ребенку больше двух недель, он может без опаски путешествовать самолетом. Есть два риска, о которых нужно знать. В самолете очень сухой воздух с влажностью ниже 20%, поэтому пересыхают слизистые оболочки. Если есть сопли, они превратятся в козявки, и ребенку будет не продохнуть. Родители должны взять в полет солевые капли (в аптеках их огромное количество) и эпизодически капать в нос. И почаще давать пить, чтобы не пересыхало во рту. Во время посадки самолета (именно посадки!) за счет перепада давления может возникнуть спазм слуховой трубы и привести к боли в ухе и развитию отита. Поэтому если есть аденоиды, хронические болезни уха, склонность к отитам, то перед посадкой надо закапать в нос детские сосудосуживающие капли. Можете летать так часто, как хочется. Если семья может позволить себе путешествия самолетом раз в месяц весь год — ради бога. 24 полета туда-обратно ребенок перенесет припеваючи.

Летом температура в квартире доходит до 30 градусов. Дочке 4 месяца. Что лучше: вентилятор или кондиционер? Боюсь, что ребенок будет простужаться.

— Если у вас нашлись силы заработать на квартиру и завести ребенка, вы обязаны создать ему адекватные условия. Если в доме хотя бы иногда бывает жарко, кондиционер обязан там быть, он намного эффективнее вентилятора. Чем младше ребенок, тем опаснее перегрев. Если родителям жарко, то ребенку еще жарче — у маленьких детей механизм терморегуляции несовершенен. Главное, что вы должны знать, — все системы охлаждения воздуха этот воздух высушивают. Не забывайте проветривать помещение. Имейте в комнате, где находится ребенок, термометр и гигрометр, чтобы контролировать температуру и влажность. Влажность должна быть не ниже 40%. Если ниже, то используйте увлажнитель воздуха. Следите также, чтобы струя кондиционера не попадала на детскую кроватку. Включая кондиционер, постепенно снижайте температуру. Если в комнате +30, а кондиционер вы выставили на 24, то сначала струя воздуха будет 15–18 градусов. Поэтому ставьте сначала на 28, через полчаса — на 26, а потом — на 24 градуса.

Кстати, жара опасна не только ребенку, но и бабушке с дедушкой, которые, как правило, являются главными противниками кондиционера. Но уверяю вас: как только пару ночей они поспят в комнате с кондиционером, то станут его сторонниками.

Как спастись от жары без кондиционера?

— Самый замечательный способ — использовать воду. У воды теплопроводность в 6 раз выше, чем у воздуха, поэтому через нее легко сбрасывать тепло. Прохладная ванна, душ по 1–2 минуты раз в час или в два часа, ребенка интенсивно не вытирать, пусть бегает голеньким. Испаряющаяся с кожи вода — прекрасный способ активизировать теплоотдачу. И давайте много пить.

Хочу заняться закалкой 7-летней дочери. Как правильно это делать?

— К сожалению, многие мамы воспринимают закаливание как разовые акции — 23 часа 45 минут валяют дурака, а потом 15 минут прыгают в холодной водичке для успокоения совести: «Мы такие классные мамки, закаливаем ребенка, правда, он все равно болеет». Начинайте не с закаливания, а с элементарных правил здоровой жизни. Первое: никогда не заставляйте ребенка есть. Второе: ребенок сам выбирает себе одежду. Если он потный, значит, виноваты взрослые, потому что надели на него лишние кофточки. Постепенно понижайте температуру воды для купания, не закрывайте дверь в ванную комнату, не вытирайте ребенка насухо. Постарайтесь лишний раз оторвать попу от дивана и провести вечер, бегая и прыгая с ребенком на свежем воздухе. Это суть нормальной жизни.

Если у ребенка частые тонзиллиты и ангины, один из самых эффективных способов закаливания полости рта и миндалин — регулярный контакт с холодом. Купите пломбир и давайте его малышу как лекарство — по чайной ложке три раза в день. Пусть держит лакомство во рту, считает до 10 и только потом глотает. Через 5 дней увеличьте дозу в 2 раза. Так постепенно доведите количество съедаемого мороженого до двух порций в день. Через полгода все тонзиллиты закончатся.

Сейчас много врачей против прививок. А вы как считаете?

— Пчелы против меда, коровы против травы, врачи против прививок… Если вы придете в церковь, а ее служитель начнет рассказывать, что Бога нет, наверное, вы отправитесь в другую церковь. Медицинская наука, служителями которой являются врачи, считает, что нет более эффективного способа защиты людей и детей от инфекционных болезней, чем вакцинация. Если врач с этим не согласен, он не врач. Доктор должен заботиться, чтобы ваш ребенок в нормальном состоянии здоровья в положенные сроки получил качественный вакцинный препарат, должен подготовить его к вакцинации, научить вас, как себя вести, как гулять, кормить, купать. А если он этого не делает, а просто говорит, что вакцинация — это плохо, искренне советую: ищите другого врача.

Мои 3-летние двойняшки болеют бронхитом, фаринготрахеитом, риносинуситом 10–13 раз за год. Считаемся ли мы часто болеющими? В садик отдавать боюсь.

— Если ребенок 13 раз в год болеет ОРВИ, значит, столько же раз он выздоравливает. А для этого нужно иметь огромное здоровье. Понятия «часто болеющий ребенок» нет ни в одной стране с развитым здравоохранением, потому что считается, что ребенок, общающийся с кучей детей, просто обязан болеть вирусными инфекциями. Даже есть стандарты: ребенок, посещающий детский коллектив, должен — именно должен! — болеть вирусными инфекциями от 6 до 12 раз за год. Это нормально. А если ребенок болеет чаще, у него бывают осложнения, тогда перед врачами встает вопрос: может быть, что-то не так с самим ребенком, например, у него есть какое-то иммунодефицитное состояние. Такие дети подлежат серьезному обследованию.

Для ребенка, не посещающего детский коллектив, болеть ОРВИ 13 раз в году — действительно много. Тогда для вас главный вопрос: с кем вы встречаетесь, кто приходит в дом, где вы находите эти вирусные инфекции. Подумайте об этом.

Как только ребенок пошел в ясли, он постоянно болеет. Все объясняют это адаптацией, а я думаю, что в группу водят недолеченных детей. Как уберечься от болезней?

— Невозможно организовать современный детский сад, чтобы в него не попадали дети с соплями. Они все равно просочатся. В любой Голландии, Швеции, Финляндии, Англии в саду есть дети с кашлем и даже температурой 37,3. Это нормально. Если ребенок получает правильную помощь, ничего страшного в вирусной инфекции нет. Но помощь — это не обвешать детей луком, чесноком, не поставить горчичники, не намазать козьим жиром, а создать чистый прохладный влажный воздух, промыть носик физраствором, не заставлять есть, теплее одеть и гулять, гулять, гулять. Вот так лечатся вирусные инфекции.

Если ребенок часто болеет, как правило, виноваты детские сады, где не выполняются стандартные нормы и законы. Например, есть требования, что в детсаду влажность воздуха должна быть от 40 до 60%, гулять с детьми надо в любую погоду минимум 4 часа в день. В вашем саду эти нормы соблюдаются? Я уверен, что нет. А вот если бы моросящий дождь, снег и температура -10 градусов не были основанием сидеть в помещении, дети болели бы реже. Отстаивайте права ваших детей!

Что делать, если ребенок постоянно жалуется на боли в животе в районе пупка? Анализы в норме.

— Чаще всего боли в области пупка вызываются запором. Мама может говорить, что ребенок опорожняется ежедневно. Но бывает, что кала выходит меньше, чем образовывается, поэтому часть его накапливается. Возникшие камни при прохождении по кишечнику затрагивают основной нервный узел, расположенный около пупа. Такая боль неопасна. Но для профилактики запоров недели 2–3 пропить сироп лактулозы не помешает.

Сейчас есть компьютерные игры даже для годовалых малышей. С какого возраста можно играть на планшете?

— Если ребенок использует гаджеты до того, как начинает познавать основы устройства жизни, скорее всего, это может влиять на психику, нарушать координацию движений, приводить к травматизму и так далее. Ребенок видит, как катится мяч, а потом падает в реку. В реальной жизни реакция будет по типу «наша Таня громко плачет». А когда это случилось на экране, ребенок не понимает, что мяч исчез навсегда. Другой момент: когда нужно бегать, прыгать, скакать, в результате чего формируется двигательная система, растут легкие, сердце, а сосуды учатся адаптироваться к постоянно меняющейся физической активности, человеческий детеныш сидит и смотрит на мерцающий экран. К чему это приведет, не знает никто. Вы и ваши дети — заложники грандиозного эксперимента.

Как врач я категорически против компьютерных игр до двухлетнего возраста. Далее есть стандартное правило, которое родителям безумно сложно соблюдать, — не более двух часов экранного времени в сутки. Помните: мама как развивающая игра намного полезнее. Папа, который вместе с ребенком строит из кубиков домик, в тысячу раз круче, чем любой гаджет. Но папе легче уткнуть годовалого ребенка в мультики, а самому отдыхать. Это неправильно. В конце концов, вы же добровольно сделали детей, теперь давайте занимайтесь ими.

Боженька или эволюция так запрограммировали, что детеныши всех млекопитающих копируют поведение взрослых. И когда дитё с утра до ночи видит папу, уткнувшегося в гаджет, оно вырастет таким же. А вы будете восклицать: мой ребенок плохо видит, не ест, не пьет, только играет в игры, и больше его ничего не интересует. А где же он этому научился?!

Как правильно обустроить детскую комнату? Какой должна быть подушка?

— Меня больше волнует место, где ребенок спит. Очень важно, чтобы во время сна в комнате находилось минимум накопителей пыли, было чисто, влажно и обязательно прохладно. Нормальная температура воздуха — 18–20 градусов. Я озвучиваю эти цифры, так как понимаю, что бабушки, услышав их, остановятся на 21 градусе. Хотя на самом деле идеальная температура для сна — 16 градусов плюс теплое одеяло и теплая пижама. Вот это класс! Кстати, рекомендую взрослым тоже попробовать эту температуру. Многие женщины увидят, как резко активизируется любовь мужа, потому что надо будет греться. Влажность воздуха — 40–60% (лучше 70, чем 30). И никаких накопителей пыли. Но если у вас однокомнатная квартира, то температура должна быть комфортной для всех членов семьи. Мерзнущие мама и папа плохо влияют на ребенка.

Запомните: до двух лет темы подушки не существует. После двух лет толщина подушки должна равняться расстоянию от плеча до уха.

Как вы относитесь к модному веянию, когда младенцы спят с родителями?

— Я убежден, что это абсолютно неправильно. Существует четкая, основанная на многочисленных исследованиях позиция медицинской науки: ребенок не должен спать в одной постели со взрослыми. Совместный сон увеличивает риск синдрома внезапной смерти младенца. Точка. В течение первого месяца жизни ребенок обязательно должен находиться в той же комнате, где спят мама и папа. Желательно, чтобы кроватка была вплотную к кровати мамы, чтобы кормить по первому писку. Это необходимо на этапе формирования лактации. После, когда молока достаточно, ребенок в идеале должен спать в детской комнате. Наличие радионяни, систем наблюдения позволяет его контролировать, не вскакивая с кровати. Если малыш просыпается каждые 15 минут, виноват не он, а взрослые, которые не выполняют элементарных рекомендаций по оптимизации образа жизни. Когда младенец не перегревается, получает перед сном прохладную ванну, массаж, гимнастику, плотный ужин, он может за ночь проснуться максимум два раза.

Самый лучший вариант совместного сна — когда ребенок просыпается в 7–8 утра, приходит к вам, и вы досыпаете еще часик втроем.

Дочке годик, часто ходит босиком дома и на участке. Недавно услышала, что надо все время носить обувь. Это так?

— Модная и часто обсуждаемая теория о том, что если ребенок ходит босиком, то у него будет плоскостопие, — это огромный миф, часто распускаемый продавцами специальной обуви. Хождение босиком для человека естественно, физиологично и очень полезно, так как закаливает и стимулирует сосудистый тонус. Если ребенок лазит по лестнице, ходит на цыпочках, бегает по траве, песку, плоскостопие не появится. Главное, чтобы он не ходил по идеально ровной, гладкой поверхности. Обувь нужна только для того, чтобы согреть и уберечь ноги от травм.

Дочка (2,5 года) очень активная, все время скачет. Папа бегает по утрам, и она, не позавтракав, несется за ним. Сколько можно бегать в день?

— Часто спрашивают, как определить максимальную нагрузку при занятиях спортом. Я отвечаю: если ребенок просыпается и вприпрыжку бежит на занятия, значит, эта нагрузка ему подходит. Малыш в 2,5 года не имеет особой силы воли и не станет себя заставлять. Он бегает, потому что испытывает в этом потребность. Передозировать тут невозможно. Прекрасно, что есть пример бегающего папы. Потом папа будет бегать, а ребенок рядом ездить на велосипеде. Это здорово! Когда малыш проснулся, попил, побегал, а уже потом позавтракал — нормально. Но если надо идти в садик или школу, где долго не будет еды, а ребенок не хочет завтракать, тогда надо менять ужин. Кормите менее сытно перед сном, чтобы он просыпался голодным.

Гастроэнтерологи говорят, что питаться нужно часто и по чуть-чуть. А ваше мнение?

— Поищите другого гастроэнтеролога. Все просто: если желудок забит, нет кишечного или желудочного сока, нечем переваривать пищу, значит, нет и аппетита, и ребенок не хочет есть. А его заставляют! Вообще кормление по часам — завтрак до школы, обед после школы, ужин перед сном — необходимо, чтобы малыш адаптировался к правилам общежития. На самом деле очень полезно, когда ребенок испытывает реальное чувство голода и говорит: «Мама, дай поесть!», а мама отвечает: «Подожди, я еще не приготовила». Голод, вызванный избытком желудочного сока, резко снижает риск кишечной инфекции. Соляная кислота переварит что угодно. И, конечно же, нельзя проводить безумные эксперименты с едой: теперь мы не едим молочное, или мясное, или мы сыроеды, или вегетарианцы. Чем меньше экспериментов, тем меньше у детей проблем. Самые диетические, как и самые изысканные продукты, засовываемые в дитя помимо его желания, не усваиваются и идут только ему во вред. Подумайте об этом.

Сыну 3,5 года. Ест плохо, зато сладкое уплетает за обе щеки. Как быть?

— Сделать так, чтобы в доме не было сладкого. Когда видите, что ребенок ест с аппетитом и говорит: «Мамочка, спасибо, что ты мне это купила!», вы чувствуете себя заботливой и любящей мамой. Это ваша огромная психологическая проблема. Я считаю, что если ребенок не хочет есть то, что приготовила мама, он должен остаться голодным. А когда поел то, что нужно, тогда и получил сладкое. Систему питания определяет не ребенок. Вообще семейную политику — что есть, где спать, куда идти, чем заниматься — определяют старшие. Если взрослые идут на поводу у детей, то это не семья. Я категорический противник детской демократии, когда все решения согласовываются с ребенком. Есть закон эволюции, по которому существует весь мир: взрослые учат детенышей. У ребенка может быть опыт по пользованию смартфоном, и он может этому научить бабушку. Но базового биологического опыта — безопасность, питание, правила поведения в человеческом общежитии — у него еще нет. Поэтому последнее слово должно быть за папой и мамой. В конце концов, именно они несут ответственность за семью.

опубликовано 11/07/2016 16:53
обновлено 25/11/2018
— Интернет

Гуляем!

Человеку свойственно жить под крышей. Под этой самой крышей люди-человеки реализуют большую часть своих жизненных потребностей — спят, едят, учатся, болеют, занимаются любовью и рожают детей. Взрослые человеческие особи, утомленные борьбой за свое место под солнцем цивилизации, нередко забывают о том, что кроме крыши (вариант — потолка) есть еще небо, тучи, звезды и тому подобные Прелести Природы. Иногда природные корни берут вверх и людей тянет просто погулять. Просто так, без всяких дел — пройтись ножками, подышать свежим воздухом. Ужасно, конечно, что словосочетание «выйти на улицу» стало синонимом слова «погулять», но у городского жителя других вариантов просто нет.
В отличие от взрослых, человеческие детеныши заметно ближе к Природе и, соответственно, заметно дальше от Цивилизации. Детские природные корни, инстинкты и потребности требуют значительно более естественного образа жизни, а постоянную жизнь под крышей, с чисто биологических позиций, естественной назвать нельзя.
Таким образом, ребенок должен гулять. Это аксиома. Банальная фраза, с которой согласны все. Но практическое воплощение бесспорного теоретического положения вызывает, тем не менее, множество вопросов. Как гулять? Сколько времени? При какой погоде и что при этом надеть? А какова связь прогулок и болезней? И если заболел, то когда можно выйти?
Итак, гулять, оказывается, надобно учиться. Поэтому, для начала, определимся с термином — какое значение мы вкладываем в само слово «гулять».
Так уж принято, что гуляние детей и гуляние взрослых трактуется несколько по разному. Когда говорят про гуляние взрослых, то часто подразумевают некоторое вольное времяпровождение, главным образом сексуальной ориентации (примеры: «у Иванова жена гуляет», «Сергей Петрович гуляет с умом»). Допустить, что взрослый человек пошел гулять просто так общественное мнение не может — другое дело, когда с собакой или с ребенком. Исключение — пенсионеры. Им позволяется гулять просто так, как, впрочем, и детям (опять-таки, подтверждение народной мудрости «что старый, что малый»). Именно для вышеуказанных категорий (повторяю — дети всех возрастных групп и пенсионеры) под гулянием подразумевается пребывание вне помещения, не ставящее своей целью выполнение каких-либо других человеческих функций. Т. е. главный смысл гуляний — контакт с факторами природы с параллельной попыткой оторваться от факторов цивилизации. Важно, тем не менее, отметить, что близость пенсионеров и детей делает исключительно целесообразным использование первых для активного выгуливания вторых.
Теперь попытаемся перечислить преимущества гуляния, которые вытекают из недостатков помещения.
Любое человеческое жилье — это:

  • накопитель бактерий, в том числе и болезнетворных;
  • источник повышенной концентрации пыли, факторов бытовой химии и аллергенов (ковры, мягкая мебель, шерсть, лаки, красители, хлор и т. д.);
  • полное отсутствие контакта с ультрафиолетовым излучением, что не особенно важно для взрослых, но весьма значимо для детей — именно под действием УФ лучей в коже вырабатывается витамин D;
  • любое замкнутое пространство приводит к резкому ограничению двигательной активности.

Пребывание на свежем воздухе позволяет, прежде всего, очистить легкие от накопившейся в них бытовой пыли и улучшить функционирование слизистых оболочек верхних дыхательных путей. Повышение энергозатрат — на поддержание температуры тела, на двигательную активность — оказывает стимулирующие влияние на все жизненно важные системы организма, особенно на сердечно-сосудистую и иммунную.
«Правила гуляния» позволяют выделить три основных направления, подлежащих отдельному рассмотрению: 1. Ранний детский возраст (новорожденный и первые месяцы жизни); 2. Прогулки здоровых детей; 3. Взаимосвязь гуляния и болезней.
Рассмотрим их по порядку.

ПРОГУЛКИ В РАННЕМ ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Всегда следует стремиться к тому, чтобы ребенку было выделено (найдено) место, где он будет гулять. В принципе, идеален балкон, если вы живете в городе, или определенное место во дворе, если вы имеете свой дом. Наиболее сложна ситуация, когда нет ни того, ни другого: любая прогулка требует постоянного присутствия возле ребенка взрослых, которые имеют и другие дела (стирка, уборка, сон, приготовление еды и т. п.).
Совершенно не рациональна ситуация, когда при наличии балкона совершаются героические усилия по вытаскиванию коляски на улицу, а потом затаскиванию ее обратно. Прогулки, заключающиеся в перекатывании коляски с одной улицы на другую, ребенку не нужны — у мамы всегда есть куча дел, и не будет ничего хорошего в том, что вы вдоволь нагуляетесь, а пришедший с работы папа будет рыскать по кухне в поисках съестного. К тому же, совсем не обязательно, чтобы на ребенка чихали прохожие и летела грязь из-под колес. Любое катание по улицам должно быть обусловлено необходимостью: нет помощников, а надобно посетить магазин или молочную кухню, пришло время побывать в поликлинике, вечером хочется погулять вместе с мужем и отдохнуть от домашней суеты, нет балкона, в конце концов.
Чем раньше вы начнете приучать ребенка к пребыванию на свежем воздухе, тем лучше. Уже на 10-й день жизни можно посидеть с ним на балконе минут 15-20. На следующий день — 2 раза по полчаса и, постепенно увеличивая частоту и длительность гуляний, к месячному возрасту сделать так, чтобы ребенок проводил на балконе весь день. Проснулся, покормили — гулять. Занесли, покормили — гулять и так далее. На балконе ребенок всегда лучше спит и ест после этого с большим аппетитом. И совершенно непонятно, почему гулять надо 1 или 2 раза в день. Особый вопрос — погодные условия. При нормальной одежде и защите ребенка от ветра здоровый малыш вполне прилично себя чувствует и при отрицательной температуре. Вот правило, удобное для запоминания: на каждый месяц жизни минус 5 градусов, но не ниже 15.
По большому счету, отрицательные температуры доставляют заметно меньше хлопот, чем положительные. В жару, особенно если балкон на солнечной стороне, гулять вообще невозможно и следует искать наиболее прохладное место в доме или во дворе.
Родителей всегда волнует, как одевать малыша, собирающегося на прогулку. Ответить на этот вопрос можно только после того, как вы вернетесь. Если ребенок потный и красный, обязательно уменьшите в следующий раз количество одежды. Каждое дитя по-своему реагирует на гуляние и дать универсальные рекомендации практически невозможно. Будет вполне объяснимо, если в первый раз вы переусердствуете с одеждой. Главное, чтобы потом вы сделали правильные выводы. Обычно, если ребенку жарко, он капризничает и его быстро приходится заносить в дом. Холодно бывает исключительно редко — взрослые холодом настолько запуганы, что не допускают этого никогда. Я, по крайней мере, ни разу не сталкивался с замерзшим ребенком. Но детей, удивительно напоминавших вареных раков, видел многократно.

ПРОГУЛКИ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ

Самое главное, что надо понять: обмен веществ сопровождается выделением тепла. Обмен веществ у детей протекает в несколько раз интенсивнее, чем у взрослых. Следовательно, в единицу времени ребенок вырабатывает тепла больше, чем взрослый. Выводы: там, где взрослому прохладно, — ребенку нормально. Там, где взрослому нормально, — ребенку тепло. Там, где взрослому тепло, — ребенку жарко.
Пребывание на свежем воздухе никогда не может быть лишним. Важно только, чтобы вся жизнь не превратилась в сплошное гуляние. Но время, свободное от обучения, сна и еды должно быть посвящено прогулкам. И очень важно не переусердствовать в еде и учебе — школа + музыкальная школа + английский язык + компьютерные курсы и достаточное пребывание на свежем воздухе — несовместимы. Поэтому родителям всегда следует разобраться с приоритетами и найти золотую середину. Что все-таки нужнее (важнее) для счастья — здоровье или уровень интеллекта?
Одежда: главные правила.

Достаточный минимум! Если без какой-либо «телогреечки» можно обойтись — обойдитесь. Выработайте у ребенка привычку одеваться самому — самому выбирать количество вещей. Простуды чаще возникают не от переохлаждения, а от повышенной потливости, обусловленной избытком одежды.

«От хождения без шапки развивается менингит» — типичный пример народной сказки. Менингит — острая инфекционная болезнь. В 99% случаев она вызывается микробом, который называется менингококк. Вероятность встречи с микробом не зависит от того, что у вас в это время на голове.

В подавляющем большинстве случаев ребенок говорит «мне холодно» по вине родителей. Ведь надеть на него три шубы и болтать с подружками (друзьями) заметно проще, чем гулять активно (побегать, поиграть).

Абсолютно бессмысленно завязывать рот шарфиком. Ни один шарфик даже близко не может сравниться со слизистыми оболочками и пазухами носа по способности к обогреву вдыхаемого воздуха.

Плохая для прогулки с ребенком погода бывает исключительно редко (ливень, ураган, метель, +40, -30). И следует честно признать, что под понятием «плохая погода» часто скрыта откровенная родительская лень. Хотя, по большому счету, не только лень или занятость родителей виноваты. Достижения цивилизации: телевизор, компьютер, игрушки — все чаще и чаще приводят к тому, что пребывание в помещении самим ребенком рассматривается как более предпочтительное.
Потребность в прогулках должна быть заложена с младенчества и восприниматься ребенком как норма, как обязательное условие разумного образа жизни. Понятно, что добиться этого можно лишь тогда, когда привлекательность пребывания на свежем воздухе выше, чем просмотр мультиков. Активные игры, лес, грибы, рыбалка, лыжи, санки и горки — здорово, особенно если это нравится взрослым. Ведь трудно себе представить мальчишку, который предпочтет очередной киношный боевичок совместной поездке с отцом на рыбалку. Но действия взрослых часто противоположны: «Куда это ты собрался! Чтоб через час явился!», «Посмотрите — в курточку вырядился, немедленно надень шубу» и т. д и т. п. В следующий раз ребенок и сам десять раз подумает — а стоит ли вообще с вами связываться и не проще ли поберечь нервы и спокойно посмотреть телевизор?
Бытовые заботы и профессиональная загруженность родителей не должны ограничивать детей. Обучение самостоятельному гулянию — не менее важно, чем правила хорошего тона. С самого раннего возраста следует стремиться к тому, чтобы предоставить ребенку максимальную самостоятельность — быть рядом, но не мешать познавать мир и не устраивать истерик по поводу мокрых ног и падений. Всегда желательны совместные игры с другими детьми. В младенчестве эти другие дети, как правило, имеют при себе родственников, что дает вам шанс подобрать своему отпрыску достойную компанию на будущее.
Еще раз следует подчеркнуть, что главное в детской одежде — ее функциональность. Удобство, легкость, отсутствие проблем с осуществлением неотложных физиологических потребностей — все это гораздо важнее, чем мнение тети Клавы, утверждающей, что шубка теплее и красивее, чем комбинезон. Недопустима любая одежда, не позволяющая ребенку нормально двигаться — бегать, прыгать, поворачивать голову, самостоятельно вставать после падений.

ПРОГУЛКИ И БОЛЕЗНИ

Подавляющее большинство взрослого родительского населения желает услышать от детского врача конкретные инструкции — конкретно когда и сколько можно и, соответственно, когда и чего нельзя. Сразу же приходится вас разочаровать — универсальных рекомендаций не может быть. Но главный фактор, определяющий рекомендации, — вовсе не погода, не здоровье, не готовность бабушек к самопожертвованию, а принятая с младенчества система воспитания.
Элементарный пример. На человеческом теле имеются две важнейшие рефлексогенные зоны — ухо и стопа. Если носочки и шапочки были и являются обязательным условием образа жизни ребенка, то холодовое воздействие на эти самые зоны быстро приведет к простуде. Казалось бы, ну чего ж тут непонятного? Если с раннего возраста ребенок бегает босиком (хотя бы по квартире), а в 3 года залезает в ноябрьскую лужу, то в этом нет совершенно ничего опасного для здоровья. Но эта же лужа может представлять собой реальную угрозу, если, опять таки с раннего возраста, толпа чадолюбивых родственников бегала за младенцем с носочками и тапочками в руках.
Очень многие, прочитав предыдущий абзац, пожалеют, что поезд ушел. Но гулять все-таки надо. Поэтому приступим к рекомендациям.
Главная опасность прогулок связана с переохлаждением и перегревом. И то и другое у детей возникает значительно легче, чем у взрослых — в этом особенность растущего организма (несовершенство систем терморегуляции и быстрое истощение энергетических запасов). Основной критерий — поведение самого ребенка. Ни переохлаждение, ни перегрев не возникают внезапно (шел, шел и вдруг замерз). Если дитя ни на что не жалуется, нет жажды (первый признак перегрева) — не суетитесь и гуляйте спокойно. Чем экстремальнее погодные условия, тем менее желательны самостоятельные (без взрослых) прогулки детей — хотя бы потому, что сопровождающее лицо всегда может ориентироваться по собственным ощущениям.
Теперь несколько конкретных слов о ПРОСТУДЕ. Простуда — болезнь, возникшая в связи с переохлаждением. Представьте себе, что у вас или у вашего ребенка в горле (на миндалинах) живет микроб, который называется стафилококк (а он действительно живет почти у 100% людей). Размножение этого микроба постоянно сдерживается иммунной системой, и вы в течение многих десятилетий мирно сосуществуете со стафилококком. Под действием переохлаждения защитные силы ослабевают, микроб начинает быстро размножаться и вызывает болезнь. Понятно, что простуда — это не инфекционная, не заразная болезнь, а личная проблема конкретного замерзшего индивидуума.
А дальше? Микроб размножается, организм вырабатывает защитные антитела и болезнь отступает. Что же произойдет, если через короткое время вы опять переохладитесь? Стафилококк начнет размножаться, но поскольку выработанные в прошлый раз антитела еще сохранились, болезнь либо не начнется, либо будет протекать значительно легче. В этом и состоит суть закаливания — сознательно активизируя наших собственных микробов, мы в конце концов доводим иммунитет до столь высокого уровня, что холод уже не может вызвать заболевание.
Вывод — если малейшее переохлаждение вызывает у ребенка простуду, ни в коем случае не держите его дома после нормализации температуры и исчезновения симптомов болезни.
По большому счету, болезнь и прогулки не совместимы лишь по следующим соображениям. Во-первых, при повышении температуры тела холодный воздух вызывает спазм сосудов кожи, уменьшает потери тепла и повышает температуру внутренних органов, что не желательно (пороговое значение — 37,5 С; если выше — гулять не стоит). Во-вторых, двигательная активность и поддержание температуры тела требуют существенных энергозатрат, а энергия больше нужна для борьбы с болезнью.
Таким образом, ситуации, когда гулять нельзя встречаются в тысячи раз реже, чем ситуации, когда гулять необходимо.
Нельзя в остром периоде инфекционных болезней — когда действительно плохо — высокая температура, слабость, боль. Нельзя при некоторых, довольно редких болезнях, когда необходим строгий постельный режим (типичный пример — дифтерия). Нельзя, когда болезнь заразна, да и то не всегда (если ребенок — сын лесника, то корь не мешает прогулкам по лесу, но если это дочь инженера, то неправильно гулять по улицам и подвергать риску заражения других детей).
Свежий воздух способствует выздоровлению и этот фактор особенно актуален при болезнях дыхательных путей (воспаления легких, бронхиты, трахеиты, ларингиты). Само собой разумеется, что приходится учитывать множество факторов. Например, у ребенка воспаление легких. Начали лечится, нормализовалась температура, улучшилось самочувствие. Понятно, что если вы живете на 10-м этаже, а лифт не работает, то погулять сложно (хотя если сможете дотащить дитя на руках, то почему бы и нет). Но гулять надо, правда, осторожно — здесь важнее не возможность двигаться, а возможность дышать воздухом, свободным от домашней пыли. Поэтому теплее одеться и избегать беганья и прыганья. Если сложно, то можно просто постоять на балконе — подышать.
Помните! При вдыхании прохладного (холодного) воздуха, влага конденсируется на горячих дыхательных путях и это приводит к увлажнению слизи. Если во время гуляния у ребенка появился влажный кашель, которого в доме не было, то это очень (. ) положительный признак, свидетельствующий о том, что у дитя появился шанс выкашлять слизь, накопившуюся в легких. Но действия родственников часто противоположны — стоит малышу на улице кашлянуть, как его тут же затаскивают в дом. А при этом происходит вот что: слизь увлажнилась, следовательно, увеличилась в объеме — если гуляние прекратить ребенку будет тяжелее дышать и родители сделают вполне «логичный» вывод — вышли погулять и стало хуже. Поэтому либо доводите начатое дело до конца, либо не начинайте.
При многих болезнях, сопровождающихся повышенным образованием в дыхательных путях слизи (коклюш, круп, обструктивный бронхит) прохладный воздух является более важным фактором в лечении, чем все лекарства вместе взятые. Но еще важнее другое: прохладный воздух — эффективный способ оказания неотложной помощи — при любых проблемах со здоровьем, характеризующихся жалобой «тяжело дышать». До прибытия врача — бегом на улицу (во двор, на балкон).

Подводя итоги, следует заметить: любые действия по направлению к Природе полезны для здоровья хотя бы потому, что запускают наши естественные механизмы адаптации. Двигаться к Природе (земля без асфальта, небо над головой, ветер, вода, трава и т. п.) сложнее, потому что надо расставаться с прелестями Цивилизации (родной диван, любимый телевизор, теплый унитаз и т. п.). Все аргументы против гуляний (за очень редкими исключениями, которые описаны выше) не выдерживают никакой критики и обосновываются страхом, занятостью и ленью.
Поэтому давайте гулять! Несмотря ни на что!

Как играть с ребенком?

В процессе игры у деток вырабатываются различные способности и навыки. Играя, ребенок изучает окружающий его мир и учится чему-то новому. Начинать играть со своим малышом никогда не рано, это можно делать уже с рождения.

С грудным ребенком можно покачиваться в такт музыке или просто пробежаться пальцами по его животику. Привлечь его внимание несложно с помощью подвесных игрушек, погремушек, музыкального мобиля — так у малыша будет развиваться зрительная координация. Да и мало ли других способов поиграть!

Чем порадовать ребенка?

Самое главное, о чем нужно помнить любому родителю, — быстрая утомляемость маленьких деток. Делайте перерывы в любой игре, иначе малыш просто не будет на ней сосредоточен. Также старайтесь не играть с ребенком в те моменты, когда он голоден или хочет спать.

Итак, что же может понравиться вашему крохе?

Персональное видеопоздравление от Деда Мороза

  • Музыка. Какой ребенок ее не любит? Наверняка ваша крошка при первых же звуках музыки начинает улыбаться и трясти попкой. Пойте вместе с ребенком или просто слушайте понравившиеся ему композиции, это доставит малютке эмоциональное удовольствие. Читаем по теме:Влияние музыки на развитие ребенка и 10 фактов о пользе музыки и звуков природы для мам и малышей;
  • Игра в прятки. Мамины «ку-ку» неизменно вызовут улыбку у самого хмурого крохи. Кроме того, такая игра поможет малышу начать ориентироваться в пространстве. Читаем также:Как развлечь грудного малыша;
  • Предметы с разной текстурой. Постелите малышу ненужное полотенце, покрывало и коврик из различных материалов, добавьте немного мягких игрушек. Пусть кроха ползает и изучает все эти предметы, одновременно развивая свое осязание. Посмотрите, как ему интересно! Он наверняка начнет водить пальчиком по каждой вещичке, «пробуя» ее на ощупь. Только соблюдите все меры предосторожности – никаких мелких предметов или ненадежно пришитых пуговиц!
  • Игрушки. Их тоже ребенку интересно изучать. Старайтесь подбирать игрушки в соответствии с возрастом, а еще они должны быть разноцветными, из разных материалов и желательно различных размеров. Рубрика:игрушки;
  • Прогулки на свежем воздухе. Новая обстановка – это всегда новые эмоции. Сходите с малышом в ближайший парк, и пусть он узнает, какой мягкой может быть травка, каков на ощупь лепесток с дерева и как здорово ветер треплет волосики. Читаем — игры на прогулке;
  • Общение. Обязательно разговаривайте с ребенком, особенно во время прогулок. Озвучивайте, как называются предметы, комментируйте свои действия, так вы пополните словарный запас малыша. А самое лучшее общение – рождение второго малютки в семье.

Играя, ребенок учится. Но играть тоже надо учиться. И, прежде всего, нам, взрослым. Как научиться играть с ребенком? Об этом расскажет психолог Галина Забарчук.

Любое событие в повседневной жизни можно превратить в игру. Постарайтесь привлекать ребенка к игровому процессу почаще и ни в коем случае не заменяйте живые игры и общение пребыванием перед телевизором.

Читаем также:

Смотрим видео: развивающие игры



Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Можно ли купаться в одной ванне вместе с новорожденным? Мнение врачей и мамочек

Купание с грудничком в одной ванной, вредно ли для него?

Многих мамочек волнует вопрос – можно ли принимать ванну вместе со своим новорожденным малышом, не будет ли вреда малышу из-за микробов и т.д. Прежде всего, их интересуют мнения врачей по этом поводу.

Есть несколько противопоказаний для купания с ребёнком:

  1. Не зажила пупочная ранка. Пока она не заживёт, от водных процедур следует воздержаться.
  2. Если взрослый не здоров (в основной это кожные болезни) или плохо себя чувствует – совместные водные процедуры с ребёнком также противопоказаны.

Но если данные противопоказания отсутствуют – принимать ванну совместно с малышом можно. Только перед началом водных процедур обязательно помойтесь сами.

Почему купаться в ванне с новорождённым, по мнению врачей, всё же можно? Ну вы сами подумайте, в вашей постели, где иногда, вероятно, спит ваш малыш, бактерий не меньше. А ещё ведь можно вспомнить о городских бассейнах или водоёмах, где дети купаются вместе с другими людьми.

Купание с мамой

Мнения мамочек с форумов

На форумах встречаются абсолютно противоположные мнения по поводу купания в ванной вместе с ребёнком. Одни мамочки считают, что это абсолютно нормально, другие же категорически против этого. Но большинство мамочек сходятся в одном — прежде чем залезать в ванну вместе с малышом, нужно проконсультироваться с врачом.

Анна: А почему бы и нет? Я к этому как раз таки отношусь совершенно спокойно. Мы не только купаемся, но и спим вместе. Малышу нравится, поэтому ничего такого в этом я не вижу.

Сельвия: Мы с дочкой купаемся вместе с 3 месяцев. Недавно, правда, мы это делать перестали, потому что дочке стало нравиться купаться с братом. Бывает, минут по 20 плещутся вместе. Мне-то это удобно, но он уже достаточно большой мальчик, поэтому это, конечно, не очень хорошо.

Алёна: Вам что, делать нечего? Не проще сначала вымыться самой, а потом отдельно помыть ребёнка? Зачем к нему в ванну-то лезть? Во-первых, это негигиенично. Во-вторых, у взрослых могут быть какие-либо инфекции, которыми можно заразить ребёнка. Да и вообще это как-то нехорошо, потому что ребёнок уже после года начинает запоминать отдельные моменты из вашего совместного купания, что может плохо отразиться на его психике. Одно дело – купаться вместе в речке или озере – это действительно весело, а в ванной – совсем другое. Люди моются в ванной обычно с целью личной гигиены. Вы бы ещё в унитаз додумались ходить одновременно.

Марина: Надо бы ко врачу сходить и проконсультироваться по этому поводу, а я всё никак не могу. И одновременно переживаю из-за этого очень. Но самое главное – я думаю, что купаться с малышом всё же можно, только сначала надо с врачом поговорить, подлечиться, если надо, а после того, как вылечил свои болячки, уже можно купаться себе вдоволь.

Александра: А с какой целью? Воду экономить? Не вижу в этом смысла. В море купаться вместе – совсем другое дело. А в ванной – мне такое даже в голову не приходило.

Helga_ru: Я с месяца с малой купалась, как только у меня выделения закончились. Просто она жутко не любила купаться в детской ванночке, прям с первых дней хваталась за борта и орала все купание, я была в шоке, после недели мучений приготовила ей большую ванну, конечно водички налила чуть-чуть и о чудо! доче понравилось, первый раз она вела себя спокойно. Ну а так как раком над ванной стоять не Айс то скоро и я туда перебралась. А месяцев с 6 когда доча уже хорошо сидела и ползала стала купать их вместе со старшей сестрой. Вот счастья то было. С года доча могла запроситься в ванну к любому кто купался и по мне и к папе, купалась по несколько раз в день.

Ketvampire: педиатры вообще странные люди. с другой планеты. их послушать — и жрать ничего нельзя — на все колики и аллергии, и спать нельзя вместе, и купаться. все плохо. надо держать ребенка в стерильной колбе и кормить по расписанию с учетом всех советских стандартов и норм. ага. и пеленать же! а то ж ноги кривые будут как мозги врача

Ketvampire: что за бредни? откуда? какие микробы. вы ж его мама, вы его носили и рожали. через то место, где сидят микробы а во рту их еще больше, но мы же целуем детей и никто перед этим рот хлоркой не моет.

Хельга Петрова: Мы месяцев до 10 с дочкой в одной ванне купались, она в воде засыпала с титей, папа её забирал — а я дольше балдела ИМХО, ничего страшного в этом нет, наоборот полезно — такой тесный телесный контакт из гигиенических предосторожностей я душ принимала перед тем как с малышколй купаться, но иногда забывала/не успевала

Татьяна: дяденька доктор Комаровский пишет, что совместное купание очень даже зашибись! Принимаешь перед ванной душик с мылом и вперед с дочкой плавать. Я тоже планирую освоить сей метод, т.к. мелкий стал бояться большой ванны (я, блин, овечка, его когда на животике плавала, он у меня воды хлебнул и испугался, кричал), а в маленькой ванне у него попа уже об дно стукает и никакого плавания. Поэтому хочу вместе с ним покупаться, чтобы он опять уверенно себя стал чувствовать. А про болячки — ты дите грудью кормишь и тискаешь около себя — какие болезни?! Да и перед родами на сто тысяч раз проверили.

Melia: Вчера читала в журнале, что купание вместе с малышом, особенно для детей, которые не любят купаться очень даже полезно. Потому как купание такой процесс, когда малышу важно чувствовать родного человека рядом, и купание вместе «кожа к коже» сближает, и дарит обоим только положительные эмоции. Вот так.

А вы что думаете по этому поводу?

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Статья для тех, кто не хотел бы водить ребенка в сад

Нужен ли ребенку детский сад?

Первые года жизни мы являемся биологическим «хвостиком» нашей мамы. Та зримая пуповина, которой мы были привязаны к ней в утробе, перешла в новое качество и потихоньку разматывается до срока 3 лет, а потом она опять перейдет на другой уровень, еще более тонкий, и до конца жизни, при хороших отношениях будет служить передатчиком от ребенку к маме его настроения, его состояния, его здоровья.

Мама для младенца поначалу представляет весь мир. Первый год малыш должен в буквальном смысле напитаться матерью, ее любовью, близостью, молоком. Если все это есть, то младенец усваивает одну простую вещь — мир добр ко мне, он меня любит, удовлетворяет все мои потребности, если мне плохо, то он сейчас же мне поможет. И впоследствии этот ребенок растет с доверием к людям, уверен в своей ценности и передает эти ощущения уже своим детям.

Ребенок с мамой

Развитие ребенка от 1 до 3 лет

Последующие два года — это продолжение первого. Идет невероятно интенсивное развитие ребенка в интеллектуальном плане, физическом, психическом. Эти три года по насыщенности, интенсивности развития человека не могут сравниться ни с одним последующим периодом в жизни. Фактически человек учится быть человеком. И если малыш видит, что мама рядом, она заинтересована в нем, она любит его, он важней для нее, чем другие ее занятия, он получает очень мощный толчок, ресурс любви, стимул, заряд на всю свою будущую жизнь. Он уясняет на глубинном уровне для себя, что мама — это преданный друг, ангел-хранитель, что быть мамой и быть с мамой хорошо, что он тоже хороший, потому что маме с ним хорошо. На взрослую жизнь у него хватит ресурсов, чтобы преодолевать проблемы и трудности, потому что в самые важные годы он получил их в сконцентрированном виде. Как видим, лучше и полезнее всего ребенку расти с мамой! А не с чужими тетями в саду. Вроде, очевидно. Но время вносит свои поправки…

Вспомним нас, советских детей, которых отдавали в ясли в годик, а то и раньше, чтобы вернуться матери к станку. Много ли мы получили ресурсов?! Напитались ли мы материнской любовью?! Нет ли у нас обид и непонимания со своими мамами? Хорошо ли мы себе представляем, что делать с маленьким ребенком? А ведь для этого не надо специального педагогического образования. Достаточно только любви и желания. Сегодня есть все возможности, но почему мамы все равно ведут малышей в ясли?

Наши мамы бросали нас по необходимости, система не терпит изгоев, а быть домохозяйкой в советское время означало быть тунеядкой. А вот матери, которые и сегодня тащат своих несмышленышей в 1,5 годика в ясли, хотя нет такой необходимости, руководствуются заложенной в них установкой: ребенок должен в 2 года идти в сад! Я так росла, и он тоже вырастет. Установки, как говорится, не вырубить из человека топором, если он впитал их с грудным молоком.

Какой стресс малыш получает от раннего похода в сад, можно понять, представив себе, что вы приехали в чужую страну, где вы никого не знаете, языком не владеете, многого еще не умеете. Насколько вас сюда определили, неизвестно, попали вы не по своему желанию, скучаете по Родине и близким. А вам надо выстроить отношения с большим количеством чужих людей, в краткое время научиться языку, а человек, от которого вы зависите, может оказаться совсем неприятным для вас. Куда кинуться, где искать помощь и утешение? Какой взрослый человек не впадет в депрессию от такого стресса?!

Стресс от детского сада

Что ребенок выносит из этого опыта как родитель? Он усваивает, что детей надо воспитывать в саду, а не в семье, он всегда стремится куда-то из семьи (символически «уйти в сад», потом в школу, потом в институт, потом на работу, всегда куда-то, но не в семью). К сожалению, на этом у нас построена вся система, и мало кто рискует ей противоречить.

Мамы, которые говорят, что 2-х-летнему малышу скучно дома с ней, и он просится к детям, по-моему, немного лукавят: не может быть малышу скучно рядом с мамой! Это ей, бедняжке, скучно, с ее высшим образованием, разносторонними увлечениями, массой незамужних подружек на работе. Тяжело, непривычно жертвовать собой и своими занятиями, мало поддержки от мужа, другие ценности предлагает общество. Тогда и не знаешь, чем заняться с ребенком дома, настраиваешь его на садик, рассказывая, как там будет интересно и хорошо, подспудно ощущая, а как мне будет здорово — вырваться, наконец, на свободу. Вот и результат — «пора в сад, ребенку уже 2, дома неинтересно, ему надо развиваться и учиться общению». Как будто развиваться рядом с мамой, близкими, в стенах своего дома невозможно. Еще как, только это стоит усилий. Научиться можно многому с ребенком, многие просто этого не понимают.

На самом деле, дети, которые сами с радостью бегут в садик, — это большая редкость. Меня они если не удивляют, то настораживают: значит, ребенку нечего терять дома и оплакивать ему нечего. Очень редко попадаются настолько уверенные и гиперобщительные дети в таком возрасте, чтобы спокойно они оторвались от мамы и спешили завоевать новые страны, когда вся детская натура просит еще ее участия.

Любите своих детей, растите вместе с ними, будьте счастливы!

P.S Все прекрасно понимают, что возможность оставить ребенка дома есть не у всех. Прошу воспринять спокойнее. Это всего лишь статья как аргумент для сомневающихся, и очень неплохой. Каждому свое, но все равно любая мама переживает внутренне, разлучаясь со своим дитём, хоть чуть-чуть.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о