В шесть лет ребенок не говорит



Содержание страницы

Ребенок в 2 года не говорит. Во сколько начинают говорить дети? Когда ребенок говорит первое слово?

Что делать, если ребенок в 2 года не говорит? Как реагировать родителям? Есть ли методики обучения, направленные на развитие речи? Когда ребенок говорит первое слово? К каким специалистам обращаться? Читайте об этом в нашей статье.

Во сколько начинают говорить дети?

Обычно к году малыши уверенно произносят простейшие слова: «дай», «мама», «баба», «папа». Это время, когда ребенок говорит свое первое слово, пусть даже неосознанно. К двум с половиной годам ребенок по идее должен не только пополнить свой словарный запас, но и научиться складывать из слов простые предложения: «Дай мишку!», «Пойдем гулять!», «Купи мячик!», «Дай ручку!» и т. п. Но что делать, если ребенок в 2 года не говорит вообще или произносит невнятные, понятные лишь маме звуки? Почему у малыша «во рту каша», когда ровесники его уже вовсю «щебечут?» Стоит ли говорить в этом случае о какой-то отсталости, или такая упорная молчаливость — лишь индивидуальная особенность? И главное — как научить малыша, достигшего двух-трехлетнего возраста, говорить?

Причины молчания

Причин, по которым ребенок в 2 года не говорит, много.

Поражение слуха. Когда кроха не очень хорошо слышит, то, соответственно, он и речь окружающих будет воспринимать плохо. При более тяжелых случаях (вплоть до глухоты) малыш может не говорить вообще либо сильно искажать звуки и слова в целом.

Наследственность. Если вы, к примеру, сами произнесли первые внятные слова поздно, то в том, что ребенок в 2 года не говорит, нет ничего странного. Хотя, если малыш и к трем годам не овладел простыми предложениями, стоит побеспокоиться и обследовать чадо.

Ослабление организма. Недоношенность или серьезная болезнь, например, могут вызвать задержку созревания (развития) нервной системы и, следовательно, самой речи.

Травмы (в т. ч. и родовые).

Неправильное воспитание (например, излишняя опека, когда желания ребенка буквально предугадываются).

Нарушения развития в целом.

Между родителями ходят слухи, что девочки якобы начинают ходить и говорить раньше, чем мальчики. На самом деле теория эта не имеет обоснованных подтверждений. Бывает, что ребенок не хочет говорить два, а то и три года, а потом его вдруг «прорывает» на цельные, правильно составленные предложения. Если малыш прекрасно понимает, что говорят ему родители и окружающие и при этом даже выполняет какие-то несложные инструкции («подойди», «возьми», «положи», «сядь» и т.д.), то беспокоиться, скорее всего, не о чем.

Активная речь может возникнуть внезапно

Если малыш и повторяет за вами слова, которые вы ему говорите, это совсем не означает, что он их действительно усваивает. Не мучайте, не заставляйте его произносить то, что вы хотите слышать. У некоторых деток подражание может носить отсроченный характер. Старайтесь вызывать малыша на разговор. Например, почаще задавайте своему чаду вопросы, не спешите исполнять желания (пусть он их озвучит). У детей свои собственные ритмы развития. Конечно, существуют так называемые «нормы», но об индивидуальности забывать нельзя. У кого-то позже показываются зубки, кто-то пропускает период ползания и сразу начинает бегать. Поэтому, если ребенок мало говорит, не впадайте в панику. Просто дайте крохе время. Не спешите. Не делайте за него то, что он мог бы сделать самостоятельно (надеть тапочек, или выпить молоко, или покушать). Не получается? Помогите. Но только так, чтобы было это ненавязчиво. Подтолкните своего кроху к самостоятельности.

А еще многие психологи советуют пореже включать телевизор, поскольку ваша речь практически сливается со звуками из телевизора, соответственно, ваше чадо воспринимает ваш голос как общий шум. Поэтому от родителей в большинстве случаев зависит, во сколько начинают говорить дети.

Какие специалисты могли бы помочь?

Если ребенок в два года не говорит, выясните причину молчания. Каких специалистов потребуется пройти? В первую очередь — педиатра. Он не только проведет общий осмотр, но и даст направления к узким детским специалистам: лору, логопеду, неврологу, психиатру.

Логопед, проведя тестирование, определит соответствие уровней речи и умственного развития. Для подтверждения или опровержения он, возможно, направит малыша на осмотр к психоневрологу.

Задача лора — проверить, есть ли взаимосвязь между задержкой речи и проблемами с артикуляционным аппаратом (к примеру, укороченная подъязычная уздечка) и слухом. Врач проведет осмотр ротовой полости, сделает аудиограмму.

Чем раньше выяснится проблема, тем проще с ней справиться. Но как быть, если малыш здоров и интеллектуально развит? Часть специалистов утверждают, что родителям стоит подождать лет до трех, поскольку это возраст, при котором происходит резкий скачок во всем развитии, и ребенок после долгого молчания может заговорить не просто отдельными фразами, а и целыми предложениями. Кстати, такие детки не только не отстают от сверстников в учебе, но иногда и превосходят их. Разумеется, если ребенок в 2 года не говорит, просто ждать этого чудесного скачка нельзя. Нужно помогать ему развиваться по простым и довольно увлекательным методикам.

Когда стоит начать учить своего малыша разговаривать?

Однозначно на этот вопрос не ответить. Собственно, процесс обучения, по сути, начинается еще в утробе. Доказано, что ребенок воспринимает звуки и реагирует на них, находясь еще в мамином животике. Он затихает, «прислушиваясь», когда женщина напевает песенку или, напротив, «воюет», когда она ругается. Психология — наука тонкая, и то,что заложено до рождения, обязательно проявится после. Активные занятия с малышом стоит начинать, когда малыш:

пытается звуками (либо жестами) что-то объяснить;

не просто все слышит, но и понимает речь;

наедине с собой говорит белиберду, однако достаточно четко выговаривает практически все звуки.

Взаимосвязь между развитием речи и мелкой моторикой

До полугода ребенок увлеченно повторяет мимику мамы, которая с ним разговаривает. Однако месяцев с семи имитация эта ослабевает. Малыш активно изучает столь богатый внешний мир, и внимание его на родителях уже не так заострено.

Замечено, что речевое развитие проходит параллельно с развитием моторики. Особенное значение лежит в противопоставлении большого пальчика всем другим. Давайте крохе катать мячик, приучайте работать с пластилином, купите ему разноцветные деревянные бусы (покрупнее). К полутора годам начинайте осваивать уже более сложные манипуляции:

застегивание замков и пуговичек;

шнуровка (речь пока не об умении завязывать шнурки на ботиночках, учите малыша просовывать шнурки в небольшие отверстия) и т.д.

Движения левой руки отвечают за развитие правого полушария и наоборот. Очень полезны те совместные игры, в которых содержатся элементы сгибания пальчиков.

Критические периоды в развитии речевой функции

Врачи выделяют несколько периодов:

Между первым и вторым годом в речевом развитии прослеживаются четкие предпосылки речи. Это время «лепетных» слов: «ля-ля», «ня-ня», «ла-ла», «ба-ба» и т. д. Уже в это время надо думать о том, как научить ребенка правильно говорить. Почаще просите кроху показать птичку, лошадку, коровку, собачку, кошечку и т. д. Побуждайте его к произношению (озвучиванию) действий. Идеальный пример для подражания — собственный. Учите кроху новым движениям: «сядь», «дай», «ложись», «возьми». Используйте игры, в которых действия производятся по команде взрослых: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Топ-топ» и т. п.

В промежуток между 1,5 и 2,2 годами дети пытаются связывать два, а то и три слова. Что в таком возрасте обычно может сказать малыш? Например, такие фразы, как: «Де баба?», «Дай пи» и т. д. К этому возрасту ребенком усваиваются обобщенные понятия. Слово «нельзя», например, используется в разного рода ситуациях. Начинайте увеличивать количество и сужать значение понимаемых малышом слов: называйте детали одежды (шапочка, носочек, кофточка, колготки и т. п.), мебели, игрушек. Важно комментировать и применяемые действия: «возьми игрушку», «одеваем рубашечку», «застегиваем пуговичку» и т. д. Желательно любое действие малыша сопровождать обращением.

К 2,6 годам словарный запас крохи начинает стремительный рост. Он уже сам спрашивает, показывая пальчиком на незнакомый предмет: «Это что?» Сложно сказать, во сколько начинают говорить дети. Если имеется в виду уже осознанная речь (не период подражания), то, пожалуй, именно в этом возрасте. Ребенок не выговаривает слова достаточно четко, часто коверкает их. А взрослые, пытаясь «спуститься до уровня» ребенка, тоже начинают коверкать свой разговор, затормаживая становление речи малыша. Действительно, для чего ребенку учиться произносить слова четко и правильно, если понимают и так? Помните: малыш должен слышать все слова в правильной подаче! Тогда к трем — трем с половиной годам он и сам будет говорить достаточно ладно. К этому возрасту слова будут изменяться по падежам и числам, а предложения станут более сложными. Однако и завышать требования нельзя, иначе ребенок просто замкнется. Кстати это одна из причин того, почему ребенок не говорит.

Три года — время, когда ребенок переходит к контекстной речи. Здесь уже требуется согласованность внимания, памяти, анализа, речедвигательного аппарата. Рассогласованность работы ЦНС может вызвать упрямство и негативизм со стороны малыша. Система эта еще довольно ранима, поэтому на фоне стресса (даже небольшого) возможен так называемый мутизм и заикание. Кстати, срывы возможны и в 6-7 лет, когда приходит время начать развитие письменной речи. В это время ЦНС подвержена сильной нагрузке и находится на грани стресса.

Если задержка речевого развития не связана с заболеваниями ЦНС.

Если ребенок в 2 года не говорит, если он отказывается повторять за вами слова, если не обращается за помощью и решает свои детские проблемы самостоятельно, помощь в развитии речи однозначно нужна. Некоторые родители списывают такое поведение на упертость или раннюю самостоятельность и не слышат «первых звоночков». Игнорирование приводит к отставанию в речевом развитии. Это, в свою очередь, чревато усугублением упрямства и своеволия. Могут усилиться и истерические реакции. Если ребенок 2,5 года не говорит, а взрослые бесконечно пристают с просьбой «повтори», «скажи», можно дождаться еще и усиления негативизма. В итоге ваше чадо не только не захочет дублировать слова, но и замолчит вообще. Забудьте о таких просьбах. Хотя бы на время.

Что делать?

Во-первых, создайте условия, в которых ребенок вынужден будет общаться. Отличный вариант — игровые площадки, идеальный — детский садик. Дети там развиваются быстрее, поскольку не только вынуждены брать пример с уже вовсю общающихся сверстников, но и как-то изъявлять желания и потребности. Многие детки, молчавшие лет до трех, вдруг начинают «выдавать» такие сложные слова, как «бронетранспортер», «синхрофазотрон» и т. д. Кстати, зачастую они начинают говорить наедине с собой, напрочь отказываясь общаться со взрослыми.

Постарайтесь разнообразить впечатления ребенка. Он должен ежедневно получать новые эмоции и знания. Пусть это будут походы в цирк, в парк, на природу. Вы ведь испытываете бурю эмоций, когда ребенок говорит первое слово? Представьте — у вашего крохи тоже океан чувств, и ему захочется поделиться ими с вами.

И обязательно занимайтесь. Развитие речи — процесс кропотливый, требующий упорства, режима, терпеливости. Приготовьтесь к тому, что занятиями с логопедом вы не ограничитесь.

Обязанности родителей

Занимайтесь с малышом. Но уроки превратите в игру. Произносите названия тех предметов, которые вы вместе увидите. Если малыш не повторяет их — не настаивайте, пусть обучение будет незаметным, ненавязчивым. Искренне радуйтесь, если ваше чадо произнесет новое слово. Хвалите его. Не предупреждайте все желания крохи, ставьте наводящие вопросы: «Какого цвета?», «Хочешь кушать?», «Что коровка делает?» Причем сложность ответов увеличивайте постепенно, начав с простого. Читайте малышу детские стишки, сказки, напевайте песенки. Причем обязательно воспроизводите звуки (мяукание, жужжание), поощряя попытки повторить только что произнесенное вами. Не сюсюкайте — слова должны произноситься правильно, четко. Комментируйте действия (и его, и свои). Научите кроху кривляться (растягивать губы, вытягивать их в трубочку, щелкать язычком), это отличная зарядка для артикуляционного аппарата. Если малыш выражает желания какими-то жестами, поправляйте его, озвучивая его желания в вопросительной форме: «Ты пить хочешь?», «Игрушка упала?» и т. п. Заведите дневник, в который вы будете вносить все изменения: новые звуки, слова, звукоподражания. Так будет проще проследить рост речевого развития.

Говорящие игры для детей

Это еще одна весомая монетка в копилочку. Такой вид занятий понравится детям, которые любят смотреть телевизор. Если ребенок в 2 года не говорит, подберите ему диски с такими играми. Обучение превратится в настоящее веселье!

Игры разработаны с учетом характерных возрастных особенностей детей. Здесь и развитие речи, и расширение кругозора в целом. Для каждого возраста — своя программа, которая так же делится по темам: звукопроизношение («Пожужжим», «Тик-так» и др.), развитие кругозора («Домашние животные», «Дикие животные», «Кто здесь сказал «му» и др.), развитие внимания, памяти, слуха («Загадки звуков», «В гостях у жучка», «Волшебник», «Фея» и др.), развитие дыхания (преимущественно игры с микрофоном: «Вертолет», «Пчелка», «Торт и свечи»), говорящий алфавит для детей и даже совместное творчество (можно придумывать большие и маленькие истории, сравнивать, называть, повторять). Дети воспринимают такие занятия гораздо лучше, поскольку они действительно проходят в игровой форме. С одной стороны, не давят взрослые, с другой — малышу предоставлена самостоятельность (разумеется, под вашим присмотром, но ведь он об этом и не догадывается). Есть и артикуляционная гимнастика, которая в какой-то степени может заменить логопеда. Вся эта коллекция проходит под названием «Учимся говорить» для детей от 2 до 7 лет.

В школу с 6 лет

Родители зимних деток, чей возраст шагнул за шесть, с приближением выпускного в детском садике неизбежно встают перед сложнейшей дилеммой: когда отдать своего отпрыска в школу? Не рано ли сажать малыша за парту в шесть лет? И не поздно ли будет через год, когда ребенку почти исполнится восемь? Как определить степень его готовности к школе?

Готовность ребенка к школе в 6 лет

Готовность к школе – понятие сложное и состоит из множества критериев.

Прежде всего, ребенок должен быть готов к школе физически. Впереди его ожидают большие нагрузки и продолжительное сидение за партой. Ребенок должен быть здоров, иметь хорошо развитую моторику и набор основных двигательных навыков, таких как бег, прыжки и т.д.

Ребенок должен быть готов к школе интеллектуально. Он должен иметь определенный набор знаний, ориентироваться в окружающем его пространстве, иметь хороший для своего возраста словарный запас, развитое мышление, в том числе образное мышление, восприятие и проявлять любознательность.

Ребенок должен быть готов к школе психологически. Он должен, прежде всего, воспринимать себя как школьника, осознавать кто такой учитель и что такое учебный процесс. А также иметь достаточный уровень адаптивности и навыки общения, ведь ему предстоит находиться в коллективе и тесно общаться со своими одноклассниками.

И, конечно, ребенок должен уметь писать, читать и считать.

Однако готовность к школе невозможно привязать к какому-то определенному возрасту. Она формируется у каждого ребенка индивидуально. Одни дети грезят школой, едва им исполнится шесть, у других сознательное отношение к школе формируется ближе к восьми годам.

Многих родителей волнует вопрос, сможет ли ребенок адаптироваться в коллективе, если будет самым старшим или младшим в своем классе. Возраст здесь ни при чем. Важнее, насколько ребенок раскрепощен и общителен, легко ли заводит друзей. Это можно определить по его предыдущему опыту в детских коллективах (садик или игровая площадка во дворе).

Еще одним фактором, влияющим на решение родителей, нередко является выбор учителя. Как известно, учителя набирают классы не каждый год. Репутация учителя нередко перекрывает в родительских глазах степень готовности малыша. Им кажется, что опытный педагог сможет научить ребенка чему угодно в любом возрасте. Безусловно, хороший учитель и добротно построенный учебный процесс дорогого стоят, однако, если ребенок не готов слушать и воспринимать материал, едва ли он сможет осилить учебу.

Нередко родителей тревожит и то, что ребенок, поздно поступивший в школу, начнет скучать на уроках. На интерес ребенка к учебе влияют различные факторы. Обычно учебная программа все же отличается от программы подготовительных курсов. Но родители могут удостовериться в этом, лично пообщавшись с учителем. Часто причиной отсутствия интереса становятся психологические факторы: давление со стороны родителей, отсутствие успехов, подрывающее самооценку ребенка, усталость и перегрузки в школе.

Не стоит отдавать ребенка в школу «за компанию». Хорошо, если дети в классе будут ему хорошо знакомы или, может быть, малыш будет обучаться со старшими родственниками, однако куда важнее личная готовность ребенка.

Родители, не берущие во внимание индивидуальность ребенка, поступают очень опрометчиво. В результате они могут получить нерадивого школяра, который с боем идет в школу и зевает на уроках. Принимая решение нельзя опираться на чужое мнение или опыт, связанный с другими детьми. Важно понимать, что ребенка в школе ждет большая нагрузка и недостаточная подготовленность может плохо на нем сказаться.

Нет ничего плохого в том, что ребенок проведет еще год в саду или на подготовительных курсах, возможно, будет посещать психолога или логопеда. Зато потом ему будет значительно легче приспособиться к учебному процессу и стать успешным. Если же ребенок объективно подходит по всем параметрам и рвется в школу – не стоит мешать ему. Возраст в этом вопросе не главное.

Опубликовано Анастасия

Меня зовут Анастасия, уже более 10 лет я работаю с детьми. Круг моих интересов достаточно широк, это здоровье, воспитание детей, психология, семейные отношения. Я являюсь кандидатом наук, поэтому оцениваю все не только с практической, но и с научной точки зрения. За время своей работы я накопила много информации, которой с удовольствием поделюсь с вами. Посмотреть больше записей

В шесть лет ребенок не говорит

Выше вам совершенно правильно написали, что позднее развитие без всяких причин не бывает. Всякая задержка в развитии — это какое-то нарушение работы мозга. Разные логопедические проблемы возникают из-за поражений разных участков головного мозга(известно даже каких).
Еще, конечно, бывают физиологические нарушения — но это, я так понимаю, не тот случай.
Поэтому я с большим скептицизмом отношусь к людям, утверждающим, что после полного отсутствия речи до 4-5 лет, ребенок вдруг сам заговорил и не имеет никаких логопедических проблем, пишет грамотно и со специалистами не занимался. Хотя, может, такие и есть, я в нашей школе не видела.
Наоборот, многих приходится направлять к логопедам, поскольку раньше врачи не смогли увидеть проблем, а в школе они вылезли. И после года-двух занятий у ребенка в учебе все налаживается. Хотя лучше такие проблемы решать до школы.

А то привели к нам тут на собеседование в первый класс мальчика, который не понимает обращенной к нему речи — сенсорная алалия. Где были и что думали его родители раньше, я не знаю. Если не ошибаюсь, сенсорная алалия исправляется сложнее, чем моторная(возможно, ваш случай).

Про обычную школу, в вашем случае, мне кажется, сейчас речи нет. Наоборот, гораздо полезнее для ребенка будет определить его в специализированную школу, где педагоги будут заниматься конкретно его проблемой(недаром все стараются поапсть в логопедические садики) + конечно, лечение у хороших специалистов.

Если ребенок в 1,6 года не говорит ни одного слова — это норма?

читала, что должен уже простые предложения-словосочетания выражать.

Это норма, если в полтора года, ребенок, кроме ба-ба, бе-бе-бе, и всего тому подобного, ничего не произносит? Слов нет и близко, лишь отдельные слоги. Может ли быть это задержка в развитии?

Все дети разные и я это поняла окончательно на собственном примере своих же детей. Вот старший в этом возрасте уже говорил, а в два годика он песни пел целиком, все удивлялись, все в шоке были, а я это спокойно переносила. А вот младшая дочка в свои 1,6 тоже, как К-Волк говорит, обладает запасом около 10 слов и то коротеньких (би-би, папа, мама, Аня (Это Ваня), га-га гуси, мяу, ой, ав-ав, дай, на, ля-ля-ля и т.п.), но я вижу, что она много хочет сказать, просто видите ли мы не желаем пока разговаривать. Точно также с ней читаем, постоянно разговариваю, песни поем и прочее, я вижу какая внутренняя работа у нее идет, она все знает, все понимает. Я не паникую, я просто жду, потому что это не патология, еще действительно рановато. А вот родня уже достала «Ну что же это никак не говорит». Так что без паники»

Да нормально это, поводов для волнения пока нет. У меня у подруги сыну полтора, я его только сегодня видела — знает только «Карр» — как ворона говорит. Время придет, затрещит:) Моему сейчас год и десять, я в полтора тоже парилась, хотя он где-то с десяток коротких слов говорил типа «Би-би», «гав-гав», «мама», и т.д. Но в год и семь его просто прорвало, пошли какие-то большие слова сразу — «спасибо», «поганка», «записянка», и т.д. Наш невролог говорит, что критический момент — 2 года. Если вообще ни слова, то можно заняться плотнее этим вопросом. А пока просто ждите и показывайте ребенку много разных эмоций. Наш стал болтать без умолку, когда мы его увезли в экспедицию — там все новое, люди, обстановка, вот и прорвало..

И такое может быть, вполне нормально. Слоги говорит — это хорошо. Попробуйте задовать вопрос — вначале сами отвечайте, а потом спросили и ждите ответа. Например — Что это? кот.

Дети начинают говорить, когда что то впечетляет. Вышли на улицу, козу впервые увидела в шесть месяцев, она гав — гав. Собаку на картинке в книжках показывала — гав не говорила.

У бабушке давно не были, а лифте только у бабушке и ездила. То в пять месяцев только вошли в лифт она, как то встрепенулась, оживилась и БА-БА. ба ба. Вспомнила, а баба так же говорила до этого.

Но это не помешало потом вновь перестать говорить, дети начинают говорить когда им это надо. Создайте такие условия и ваш малыш заговорит быстрее.

Я не думаю, что это норма, но и не думаю, что патология. У моего старшего ребёнка было то же самое. Он и к двум годам ничего внятного не говорил. «Скажи киса» — «кс», «Скажи машина» — «бмр». Вот и весь разговор. Как сказала педиатр: а что вы от него хотите, если он пальцем ткнёт — и вы ему тут же всё, что хочет, подаёте. Только после того, как в детском саду адаптировался, начал говорить. Тут ещё большое дело, какой по счёту ребёнок в семье. Обычно вторые и последующие дети начинают говорить раньше. У меня второй ребёнок уже год много слов знал. Поэтому не думаю, что стоит паниковать, всё со временем придёт.

Может быть задержка в речевом развитии. Что не означает какое-либо отклонение, если нет других жалоб. То есть на основании только развития речи поставить какой-то диагноз сложно. Наряду с речью нужно оценивать слух — как малыш слышит? Реагирует на звуки, на обращение к нему? Понимает, о чем ему говорят? Также смотрят мелкую моторику — ребенок хорошо удерживает пальчиками предметы, захватывает их, зажимает, отпускает? Если со слухом и моторикой все в норме, то задержка речевого развития просто индивидуальная особенность развития. У ребенка пассивный словарь больше активного. В данном случае надо просто стимулировать речь, помочь ему перевести слова из пассивного в активный словарь. Такое небольшое отставание родители могут скорректиповать самостоятельно. Как? Играть — рассматривать различные простые картинки и называть их вслух, части тела у себя, у него, у куклы, мебель — все проговаривать вслух. Давать возможность малышу самому применить речь и не договаривать за него. Упражнения на развитие мелкой моторики.

Почему ребенок плохо говорит?

Автор: Виктория Фоменко, логопед

Ребенок плохо говорит – сигнал для беспокойства

Речь ребенка – это показатель уровня умственного и психического развития. Когда ребенок плохо говорит, это всегда беспокоит родителей и специалистов по речевому развитию.

Ребенок плохо говорит в 3-5 лет, причины

Есть две причины, почему ребенок очень плохо говорит. Первая – органическая: внутриутробные нарушения центральной нервной системы, короткая уздечка, неправильный прикус, особенности строения артикуляционного аппарата. Вторая – функциональная, связанная с психическими особенностями ребенка и спецификой его развития.

Рассмотрим функциональные причины, опираясь на знания Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, которые позволяют понять особенности психики разных детей. Для этого используется понятие вектор. Вектор – это комплект врожденных свойств и желаний, который определяет характер ребенка, его поведение, наклонности, способности, особенности мышления и речи. Всего векторов – восемь.

Рассмотрим, как проявляются нарушения речи у детей с некоторыми векторами, а также причины, почему ребенок плохо говорит.

Кожный вектор. Его обладатель – подвижный, шустрый ребенок. Он любит говорить «нет!» и брать без разрешения чужие вещи. Когда кожный ребенок плохо говорит в 3-4 года, его речь часто ускорена и смазана. Малыш, экономя время, говорит быстро, прерывисто и кратко. Часто у него нарушена структура слова. Поэтому он может переставлять местами слоги («ка-ма-сат» — вместо «са-мо-кат»), или не договаривать окончания («катЯ» — вместо «котята»). Часто кожный ребенок очень плохо говорит шипящие звуки и «Л-Р».

Анальный вектор. Его «хозяин» медлителен, нерасторопен, долго собирается с мыслями, вздыхает во время разговора. «А-а-а сююп. Ка-а-сяя. какая. кас-я-я? . не ка-чю. ка-а-с-ю- . ». Он, как и кожный ребенок, «ломает» структуру слова, только говорит в замедленном темпе. Иногда он не проговаривает звуки при стечении согласных («атобусь» — вместо «автобус»). Часто анальный ребенок очень плохо говорит в 4 и в 5 лет свистящие звуки и «Л-Р».

Если ваш ребенок плохо говорит в 4-6 лет, при этом все вокруг устают от его болтовни, то, скорее всего, у вашего ребенка оральный вектор. Такой ребенок громко тараторит без остановки, часто прикасаясь руками к губам и щекам. Его язык высовывается между зубов при произнесении звуков: «С, Сь, З, Зь, Ц, Ть, Дь». Он склонен говорить вместо «шуба» – «сюба», вместо «железо» – «зезЕза», вместо «кошелек» – «касылек». Часто он говорит с пришепетыванием, небрежно. Окончания будто проглатывает. Сочиняет на ходу. Его речь смазана и одновременно чрезмерно убедительна. Несмотря на то, что этот ребенок плохо говорит, оральнику верят все: и дети, и взрослые.

А вот еще один ребенок, который иногда тоже плохо говорит в 5-6 лет. Такой малыш может долгое время молчать, а потом заговорить целыми предложениями. Он обладает абстрактным умом и в потенциале способен обрабатывать большие объемы информации. Перед нами – ребенок со звуковым вектором.

Звуковой ребенок часто переспрашивает: «А. Что. Кто. ». Он может долго сидеть с отсутствующим взглядом. Он задает недетские вопросы: «А для чего люди живут?», «А кто все это создал?». Голос у звуковика тихий, ему нравится уединение.

Это ребенок, который плохо говорит в линейной последовательности. Его речь похожа на дорогу с ямами. Он скажет два слова и замолкает, словно проваливаясь. А через несколько минут говорит конец фразы. Часто эти дети вместо «С, З, Ц» – произносят звуки «Ш, Ж, Ч».

Звуковых детей окружающие считают странными, и порой им ошибочно ставят диагноз аутизм. В неблагоприятных звуковых условиях им на самом деле угрожает это расстройство, поэтому очень важно понимать особенности психики и развития такого ребенка.

Почему ребенок плохо говорит, и что делать родителям такого малыша?

Прежде всего, получить консультацию логопеда. Если вдруг ваш ребенок стал заметно хуже говорить, это сигнал – возможно, малыш не получает в семье чувство защищенности и безопасности.

Рекомендации родителям и педагогам

  • Ребенка с анальным вектором нельзя поторапливать. Его нужно почаще хвалить. Для развития речи и мышления читайте ему книги, предлагайте строить из деревянных кубиков домик, что-то мастерить руками.
  • Для кожного ребенка важно соревноваться и стремиться к победе. Если такой ребенок плохо говорит, заинтересуйте его выгодным призом за работу над речью. Речь и мышление такого малыша лучше развивать в подвижных играх, связанных со счетом и логикой.
  • Орального ребенка нужно выслушивать до конца. Приучайте его выделять главное в речи. Оральника нельзя бить по губам, чтобы не спровоцировать заикание или не вырастить патологического лжеца.
  • На звукового ребенка нельзя кричать и унижать его. Звуковику рекомендуется слушать тихую классическую музыку и осваивать азы программирования.

По каким причинам ребенок плохо говорит и что делать обеспокоенным родителям, как научиться понимать векторальные особенности своего ребенка – на эти и другие вопросы приглашаем получить ответы на бесплатных онлайн лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрация здесь.

Автор: Виктория Фоменко, логопед

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Раздел: Педагогика

11 Апр, 2016 Комментариев: 9 Просмотров: 6581
Теги: Логопедия педагогика

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о