В саду ребенок ни с кем не играет



Содержание страницы

Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей.

Девочка (3,5 года) в детском саду ни с кем не играет.

ВОПРОС:

Здравствуйте уважаемая Елена Геннадьевна!
Хотела обратиться к Вам за консультацией. Я начинающий педагог-психолог. Недавно к нам в детский сад в среднюю группу пришла девочка — ей скоро (в декабре) 4 года. 2 недели как она впервые пошла в сад. Девочка ни чем не интересуется (на 2-3 минуты только и получается занять её чем-то), в игры одна или с другими детьми не играет, в занятиях не участвует (пассивно сидит какое-то время потом уходит). Только и делает, что слоняется по группе с блуждающим взглядом. На предложение поиграть или заняться чем-нибудь определённым или по её выбору отвечает отказом, мне не удалось даже взгляд её поймать. Внешне она производить впечатление «сама в себе», будто всё время не здесь находится, а ещё кажется, будто она маленькая совсем — 1,5-2 года. Может разговаривать сама с собой, кривляться, или напевать что-нибудь. Ведёт себя довольно свободно в этих своих проявлениях. В поведении не наблюдается ни скованности, ни стеснения. Легко общается к воспитателем или другим зашедшим в группу на любые темы. Из разговора с мамой узнала, что дома она также ничем не интересуется (любит рисовать смешивая-пачкая краски — это всё, что вспомнила мама), часто обижается, плачет и бывает агрессивна — щипает и толкает мать, надлюдает за реакцией. Не умеет сама одеваться, не знает цвета, не умеет считать . возможно просто не хочет. Мама тоже не может понять — не хочет или не умеет. Мама растеряна, переживает, не знает как ей себя вести с девочкой. У неё это второй ребёнок, самой маме за 40. С первым ребёнком проблем не было — теперь он хорошо учится в школе. Мама, как мне показалось, тревожная. Ходит по разным врачам, переживая за соматическое состояние девочки. Мама смотрим на меня испуганными глазами и ждёт «помощи». Подскажите, как диагностировать отклонения, и что это за странное поведение ребёнка.
Юлия Кибирова

Добрый день, Юлия.
Начнем с того, какие задачи Вы перед собой ставите в отношении этой девочки?
— Помощь в адаптации к детскому саду, которая, как известно, может затянуться на период до 6 месяцев, а потом — по разным причинам — так и не наступить?
— Диагностика ее развития?
— Участие в нем?
Из Вашего описания ясно, что в настоящий момент девочка дезадаптирована к детскому саду, что вполне естественно, учитывая ситуацию, и может объяснять странности поведения. С другой стороны, не могу не обратить Вашего внимания на явно противоречие в характеристиках ребенка: невозможно поймать взгляд, «сама в себе», «всё время не здесь находится», «слоняется по группе с блуждающим взглядом» и в то же время: «В поведении не наблюдается ни скованности, ни стеснения. Легко общается с воспитателем или другим зашедшим в группу на любые темы».
Что касается умений и навыков, то здесь все зависит от того, чему и как ее учили дома. Для трехлетнего ребенка вполне простительно не уметь считать и не знать цвета. А переживающие за соматическое здоровье ребенка мамы зачастую излишне их инфантилизируют, продолжая одевать, раздевать, кормить с ложечки вплоть до школьного возраста, не приучают к самостоятельности. Девочка не без особенностей, но Вы не сможете ничего узнать о ней, пока не наладите контакт, которого, как я понимаю, еще нет. В любом случае, лучшая практика для начинающего психолога — наблюдение. Наблюдайте за поведением, реакцией ребенка в разных ситуациях и ведите подробный дневник. У Вас будет хороший материал для качественного анализа, на основании которого можно будет делать выводы о развитии девочки и процессе ее адаптации к детскому саду.

С наилучшими пожеланиями,
Филякова Елена Геннадьевна.

Почему ребенок не играет с другими детьми

Ваш ребенок держится особняком и не хочет играть на площадке со сверстниками? Его не влечет присоедениться к шумным компаниям детишек? Конечно, это должно вас насторожить. Почему ребенок не хочет играть с другими детьми?

Есть две основные причины того, что ваш ребенок предпочитает игры в одиночестве: либо он застенчив, либо вы взвалили на него непосильную ношу взрослых проблем. Как помочь ребенку преодолеть эти проблемы и научиться играть с другими детьми, посоветует психолог Ольга Троицкая.

ЕСЛИ РЕБЕНКУ ПРИХОДИТСЯ БЫТЬ ВЗРОСЛЫМ

Некоторые полагают, что общение ребенка с другими детьми затруднено из-за того, что малыш не ходит в садик. Это ерунда. Я знаю людей, которые ходили даже на пятидневку, и все равно у них были проблемы с общением. Такой ребенок и в садике держится в уголке, играет сам с собой и поддерживает хорошие отношения лишь с воспитательницей.

Почему ребенок с трудом общается со сверстниками? Одна из возможных причин – он воспитывается в семье как партнер взрослых. Взрослые общаются с ним как с равным. Это происходит, когда мама делится своими переживаниями с дочерью как с подругой (ничего хорошего в этом нет).

Когда ребенку делегируется слишком много ответственности. Когда он должен помогать, сочувствовать, поддерживать взрослые разговоры и его всячески поощряют, когда он нравится взрослым. В результате у ребенка появляется «внутренний контролер»: он целиком сосредоточен на проблемах взрослых, старается вести себя по отношению к ним так, как положено, как надо, потому что они же от него чего-то ждут!

Взрослые якобы подняли еще неокрепшего человечка до своего уровня, а в результате получился и не взрослый, и не ребенок. Его на самом деле нужно вести к детскому психологу, чтобы тот заново научил его выстраивать отношения с ровесниками.

Одна восьмилетняя девочка, у которой были проблемы с успеваемостью и общением со сверстниками, призналась мне на приеме, что на уроке она занята тем, что сочувствует учительнице, которую не всегда слушаются дети.

Представить себе, что учительница сама может за себя отвечать, эта девочка не могла, потому что родители вешали на нее ответственность за свои проблемы: «Мама переживает!», «Папа сердится!». Окружающие дети кажутся такому ребенку пустыми, ведущими себя странно. Ему непонятно, как быть спонтанным – бегать, толкаться, кричать.

Взрослые якобы подняли еще неокрепшего человечка до своего уровня, а в результате получился и не взрослый, и не ребенок. Его на самом деле нужно вести к детскому психологу, чтобы тот заново научил его выстраивать отношения с ровесниками.

Обычно роли в семьях, где растут дети с такими проблемами, перекошены. Ребенок при этом рассуждает примерно так: папа все делает неправильно – зачем он ссорится с мамой? Или: мама такая хорошая, но несчастная, потому что и папа ее обижает, и бабушка на нее кричит. Получается, что мама – маленькая, а он, ребенок, – большой.

Взрослым нужно работать над своими отношениями, а не обременять ими детей. Вместо этого они с гордостью говорят: «Дочь для меня – не ребенок, а подруга!» или «Сын – единственная моя опора!». Родителям не мешало бы в этих случаях все-таки осознать, кто кому опора.

А у ребенка нужно развивать способности к общению. Существуют подростковые группы и молодежные организации, походы и тусовки, где под хорошим руководством он может учиться налаживать отношения со сверстниками. Надо найти что-то такое, что ему было бы интересно.

ЕСЛИ РЕБЕНОК ЗАСТЕНЧИВЫЙ

Другая причина возникновения проблем с общением – застенчивость ребенка. Родители приходят к психологу с просьбой: «Он у нас такой застенчивый, сделайте с ним что-нибудь!» Семейные психологи обычно отвечают на это: «Давайте мы вместе с вами что-нибудь сделаем!» Тут задача родителей – помочь ребенку освоить пространство.

Да, пятилетний ребенок может побаиваться общаться с детьми. И здесь очень важно, чтобы родители на него не давили, не тыркали: «Иди, познакомься, поиграй с ребятами!» Возможно, он и переступит через себя, пойдет, но урок того, что его внутренние переживания вам не особо важны, тоже усвоит.

Если вы хотите, чтобы ребенок играл с детьми, перестаньте во время прогулок болтать с подругами, сделайте шаг на детскую площадку, заведите какую-нибудь игру с вашим ребенком и привлеките к ней еще двух-трех детей. Вот ваш сын или дочь уже и участвует в игре вместе с другими!

Можно начинать общаться в более комфортной для ребенка ситуации – позвать одного-двоих детей в гости. Рядом с вами и в знакомой обстановке ваш ребенок будет чувствовать себя гораздо свободнее. Потом можно создать ситуацию, чтобы дети поиграли самостоятельно. Можно пойти с теми же детьми на площадку и поиграть в какие-то знакомые им игры.

Если родители хоть иногда играют со сверстниками своих детей, берут их за город или в лес вместе со своим ребенком, у их сына или дочери появляется определенный статус в детской компании, с ним больше и охотнее общаются.

После достижения ребенком трехлетнего возраста медленно, маленькими шажками формируется умение общаться с ровесниками. К четырем-пяти годам появляются уже коллективные игры, но лучше в них играть под руководством взрослого. Он и правила объяснит, и предложит другим детям включиться в игру. Игра без взрослых в этом возрасте рваная и регрессивная: пятилетние дети опускаются на уровень трехлетних, кричат и толкаются, поскольку сами пока еще не могут выстроить структуру игры. Проще, если играют дети разного возраста: пятилетние бегают по правилам, которые задают восьми-девятилетние.

Вообще очень важно, чтобы дети играли не только в обучающие и развивающие игры, но и в игры с ролями и правилами: в прятки, казаки-разбойники, лапту. Это игры очень древние, архетипические, разные их варианты существуют у многих народов с незапамятных времен. Играя в них, ребенок общается со сверстниками, учится работать в команде, у него есть эмоциональный контакт с окружающими, и при этом он соблюдает правила – идеальные условия для развития личности!

В саду ребенок ни с кем не играет

Ребенок не общается с детьми

Ребенок не общается с детьми

Сообщение Мама Машуты » Вс авг 28, 2011 13:14

Сообщение oso4ka » Вс авг 28, 2011 13:29

Сообщение Yliana » Вс авг 28, 2011 13:59

Сообщение oso4ka » Вс авг 28, 2011 14:07

Сообщение Мама Машуты » Вс авг 28, 2011 14:13

Сообщение Yliana » Вс авг 28, 2011 14:27

Сообщение Мама Машуты » Вс авг 28, 2011 14:27

Сообщение Берёза » Вс авг 28, 2011 14:39

Сообщение Мама Машуты » Вс авг 28, 2011 14:44

Вот нашла следующее, очень похоже на мое отношение к ребенку (я действительно по темпераменту холерик), может из этого вытекает проблема.

Наиболее часто встречающиеся ошибки воспитания в семье:
Непонимание особенностей личности ребенка, его характера. Например, мама-холерик постоянно “давит” на сына-флегматика: “копуша”, “иди быстрее”, “ну что же ты, подойди к мальчику, познакомься”. А ребенок просто не может выполнить материнских требований, т.к. такое поведение не присуще его характеру. Или родители считают ребенка упрямым, а он просто пытается сохранить чувство собственного достоинства, независимость.
Аффективность проявляется избытком раздражения, тревоги, недовольства, беспокойства или страха. Эмоции родителей выходят из-под контроля и “выливаются” на ребенка. (“Я понимаю, что не права, но не могу себя сдержать, чтобы не повысить голос; потом я переживаю, но все повторяется снова и снова…”) Особенно склонны к такому поведению родители с темпераментом холерика. Чем больше мать настаивает, повышает голос, тем более возбудимым, или, наоборот, заторможенным становится ребенок.

Сообщение Yliana » Вс авг 28, 2011 14:47

Тогда я тихо ушла в кусты читать Может что полезное и для себя узнаю.
Просто моей сестре в своё время очень многие, в том числе педагог-дефектолог, советовали обратиться к профессионалам как можно скорее, но маме всегда страшно в такое поверить В результате заниматься начали после 4.5 лет.

Почему ребенок ни с кем не общается в детском саду?

Вопрос психологу:

Здравствуйте, уважаемые специалисты!
Моей дочери 3,8 года, и у нас проблемы с адаптацией и социализацией в детском саду. В садик дочка пошла 2 месяца назад. Фактически ходит всего 1 месяц — были болезни, сад закрывали на ремонт. Пошла в сад с большой неохотой изначально. Все время до садика с ней сидела я, совмещая воспитание дочери и фриланс. Намеренно в сад до трех лет ее не отдавала — хотела, чтобы подросла. Понятное дело, я не ожидала, что она побежит с огромным удовольствием из-под маминого крылышка в общество незнакомых ей людей. Но и того, что у нас есть сейчас, я тоже не ожидала. В общем, основные тревожащие меня моменты:
1. Ребенок ничего не рассказывает про сад. на любые вопросы, даже простейшие, отвечает фразой : «Давай только не про сад!», «Я не хочу говорить про сад». Из разговоров с другими мамами знаю, что дети довольны, что их не обижают, что воспитатели адекватные (не орут, не бьют, не наказывают). Сама же дочка никак в разговоре вообще не хочет упоминать садик. Списываю на адаптацию, но очень хочу помочь. не знаю как. совершенно не могу понять, с какой стороны к ней подойти.
2. Ребенок ни с кем не общается в саду. Разговариваю с воспитателем, спрашиваю, как и что там. Она говорит, что дочь либо одна сидит рисует, либо берет игрушки и сама занимается с ними. Она стала избегать детей вообще. Не могу сказать, что она была гиперобщительной прежде. Она скорее застенчивая, скромная, вечно держащаяся за мою юбку. Но дети постарше ей всегда были интересней ровесников и деток младшего возраста. Теперь же она старается вообще уйти туда, где нет детей. Меня это пугает. Просто пугает.
3. Ребенок в последнее время стал постоянно есть. У нее совершенно стандартная комплекция — рост 105, вес 16,5. и раньше за ней такого не замечалось. Теперь же она не реже, чем каждые 10 минут бегает на кухню или говорит, что хочет есть. При этом у нас 3 основных приема пищи и 2-3 промежуточных. Что это? Стресс заедает?
Уважаемые специалисты, я совершенно растеряна. Меня пугает ее состояние. может, у вас найдется для нашей семьи какой-то дельный совет? Как помочь ей?
Суважением,
Наталья

Ответ психолога theSolution:

Ваша дочка испытывает сильное чувство страха.

Это чувство страха приводит к тому, что у нее парализуется познавательная активность — именно поэтому она уединяется, не общается с другими детьми, предпочитает играть одна. Склонность к застенчивости и привычка «вечно держаться за вашу юбку» говорит о том, что она не чувствует себя в безопасности. Такое очень типично для невротических реакций.

Самое главное, что вам нужно понять про невротические реакции — это то, что человек (что ребенок, что взрослый) блокирует свою познавательную активность при малейшей, даже мнимой угрозе своей безопасности. Проще говоря, такой человек будет сидеть тихо и в одиночестве с большей вероятностью, чем пойдет на риск познания чего-то нового. И с этим необходимо считаться: повышенная потребность в безопасности, страх активности, страх новизны — это реальность. Проблема эта психологического характера, то есть имеет условно-рефлекторную природу.

Источники невротических реакций

Такое возможно если девочка видит пример похожего поведения в собственной семье.
Проанализируйте, пожалуйста, поведение всех членов семьи, участвующих в воспитании девочки. Кто привык ругать себя за ошибки и неудачи? Кто склонен реагировать страхом на все новое, склонен излишне печься о своей безопасности и блокировать познавательную активность в стрессовой ситуации? Кто чрезмерно обидчив и остро реагирует на критику, склонен к повышенному чувству вины и стыда, стремится ли стать «правильным, хорошим и идеальным»? Кто сравнивает вслух или мысленно себя с другими людьми? Чьи действия направлены на то, чтобы заслужить «одобрение безупречно хорошим поведением»? Кто ругает себя за ошибки и имеет слишком много «правильных» установок «как НАДО жить идеально»?

Если вы узнаете в этом свою собственную модель поведения, то может быть так, что девочка просто вас копирует. Наиболее оптимальным выходом — это разумеется, убрать невротические реакции в себе с помощью психотерапии. Тогда девочка скопирует более зрелые модели поведения. Таким образом, вам желательно будет заняться развитием собственной личности, с тем чтобы убрать в себе привычку к пугливости.

Что такое невроз?

Если вы читали статью система психопатологических симптомов и синдромов, то увидите, что неврозы относятся к третьему уровню пирамиды синдромов. Они возникают тогда, когда сила внешней стрессовой реакции значительно превышают психологическую силу личности. Причина невроза — не обязательно критика или плохое отношение родственников. Иногда возникновение невроза обусловлено многочисленными «НАДО», т.е. установками долженствования в семье, а также непомерными требованиями идеальности от себя.

Невротичный человек выглядит, как пугливый, испытывающий трудности с выражением искренних эмоций и принятием себя, неуверенный в себе и застенчивый в общении и жаждущий одобрения от других людей.

Некоторые специалисты называют неврозы — торможением личностного развития. Соответственно развитие личности с помощью психотерапии помогает преодолеть невроз. Поэтому любые навыки по управлению эмоциональным состоянием, увеличением чувства безопасности помогают справиться с неврозом и перейти к активной познавательной деятельности.

Как решить внутренний конфликт между чувством безопасности и познавательной активностью, любопытством?

Для того, чтобы девочка рассматривала поход в сад как познавательное и интересное занятие, у нее должна быть сформирована платформа для чувства безопасности. Желательно сделать так, чтобы у нее появилась возможность рассказывать о своих чувствах — потому что вербализованные чувства имеют свойства проходить. На данный момент, у девочки есть проблемы с вербализацией чувств. Ваша дочка, как вы верно заметили, предпочитает прибежать на кухню «за едой». Разумеется, чтобы снять дискомфорт от неосознаваемого чувства страха — а не потому, что ее плохо кормят. Если она начала заедать страх, это говорит о том, что психологическая нагрузка для нее слишком высока. Она не может адаптироваться, потому что мучается из-за сильного страха. Познавательную активность можно разблокировать тогда, когда будет удовлетворена потребность в безопасности, никак иначе. Только тогда она будет ходить в садик с радостью.

Что лучше делать, чтобы восстановить чувство безопасности у дочки

С этой целью можно выполнять несколько психологических упражнений.

Упражнение № 1

Есть такое упражнение «матка» из телесно-ориентированной терапии. Его может выполнять мама для своих детей, у которых заметны трудности с вербализацией своих чувств. Потому что достучаться к эмоциям ребенка через тело значительно проще, чем через слово.

Как делать психологическое упражнение?

Когда девочка укладывается спать, вы можете прилечь с ней рядом таким образом, чтобы она, повернувшись к вам спиной, чувствовала контакт с вашим телом. Дети, испытывающие чувство страха, могут сворачиваться в клубок или поджимать ноги под себя. Если вы вытянете руку так, чтобы голова ребенка упиралась в какую-либо ее часть (например, ваше предплечье), а свои ноги расположите так, чтобы они служили опорой ногам ребенка — получится поза «матки». На телесном уровне ребенок получает сигнал «безопасности». Обычно дети лежат в форме клубочка от десяти до пятнадцати минут. Когда чувство страха отступает, они начинают выпрямлять свое тело и просят маму отодвинуться. Важно не принуждать ребенка «полежать вместе», а делать это только по ее просьбе. Тогда у нее появится ощущение того, что она контролирует ситуацию, ее чувство страха уменьшится.

Упражнение № 2

Важно научить ребенка осознавать и расслаблять зажимы мышц спины (между лопаток), возникающие как следствие чувства страха. Можно научить ребенка основам раслабления мышц с помощью нервно-мышечной релаксации по Джекобсону. Здесь вам потребуется дополнительная консультация психолога с тем, чтобы вам объяснили, как правильно это делать.

Упражнение № 3.

Вашей дочке очень пригодится навык по самостоятельному снижению стресса с помощью длительного выдоха. Маленькому ребенку, разумеется, эти навыки лучше объяснять в форме игры в «сдувающийся шарик». Можно учить ребенка надувать щеки, говоря: «давай надуем шарик», а потому сдувать щеки, говоря: «давай медленно-медленно сдуем шарик». Если вы сама покажете, как это делать, то дочка скопирует этот навык . Обязательно научите девочку в состоянии стресса находить «точку безопасности» в самой себе: скрещивать руки на груди и медленно выдыхать воздух, чтобы успокоиться и расслабиться.

Нужно предпринять усилия, чтобы новая обстановка детского сада стала для девочки более знакомой и привычной.

В данный момент в восприятии вашей дочки есть две несвязанные ситуации — она дома в полной безопасности с любящей мамой и она вне дома: «слабая, уязвимая и беззащитная, испытывающая стресс и сильный страх».

Вы можете объяснить дочке, что воспитательница — это общая вторая «мама», которая заботится о детках, пока мама «зарабатывает деньги» на еду и одежду. Такое объяснение поможет девочке обращаться к воспитательнице за помощью, а не сторониться ее как «чужой тети».

Постепенная адаптация к детскому садику

Если привыкание к садику для вашей дочери — слишком сложная задача, имеет смысл растянуть этот процесс во времени.

Так несколько месяцев вы можете оставлять девочку лишь на несколько часов. Также, вы можете объяснить, что девочка может попросить воспитательницу вам позвонить, если ей станет страшно — и вы придете, ее заберете домой. Это не значит, что дочка начнет вами манипулировать — скорее всего, ей станет просто спокойнее.
Для того, чтобы снизить реакции страха у дочки перед детским садиком можно сделать следующее:

  • приглашать на совместную прогулку другую маму-родительницу с девочкой, которая посещает эту же группу, что и ваша дочь.
  • Затем через некоторое время приглашать знакомую девочку к вам домой в гости (например, посмотреть вместе мультик).
  • Очень полезно ходить ненадолго в гости (минут на десять — пятнадцать) к другой девочке.
  • Постепенно увеличить количество контактов. Например, начать близко общаться со многими мамами, которые водят детей в ту же группу. Лучше планировать общение так, чтобы дети имели возможность видеть друг друга вне садика, например на игровой площадке возле дома. Заодно, вы бы могли понаблюдать за тем, как играет ваша дочка со сверстниками. Бывает так, что маленькие дети не знают правил игр, не понимают того, зачем играть игрушками или не умеют решать конфликты. Иногда дети не знают о чем разговаривать друг с другом. Если вы увидите с этим проблемы, то важно уделить этому самое пристальное внимание.

Если ребенок ни с кем не дружит: борьба с детским одиночеством

Детство – время открытий, знакомства с неизвестным миром и новыми людьми. Но некоторым малышам больше нравится сидеть за телевизором или компьютером, чем гулять с друзьями. Выходя на прогулку, они отводят мамочек подальше от игровых площадок и песочниц. И в детском саду такие дети не играют, а стоят в сторонке. Почему ребенок ни с кем не дружит и как помочь ему социализироваться?

Нарушение социализации – когда стоит волноваться?

Отсутствие социальных контактов у детей обязано встревожить любого родителя. Однако отдельных мам и пап устраивает ребенок-одиночка, потому что он удобен. Все время на виду, а не пропадает с приятелями, от которых может набраться вредных привычек. Занят домашними делами, а не висит на телефоне. Не приводит домой шумных сверстников, после которых начинается приступ мигрени. Случается, что взрослые сами невольно изолируют малыша из-за постоянной тревоги и страхов. Хорошо ли это? Конечно, нет!

Нежелание взаимодействовать со своим окружением – тревожный звоночек. Не секрет, что от умения общаться со сверстниками зависит дальнейшая жизнь: личные и профессиональные успехи, достижение карьерных высот. По каким признакам можно догадаться, что ваше чадо одиноко и имеет серьезные проблемы с общением?

Персональное видеопоздравление от Деда Мороза

  • Ребенок постоянно жалуется, что ребята в садике или школе не желают с ним играть, дружить и даже смеются над ним. Кстати, подобных признаний вы не услышите от застенчивых и замкнутых детей.
  • Стоит приглядеться внимательнее к поведению на детской площадке. Малыш может бегать, качаться на качелях, строить замок из песка, но при этом не контактирует другими детками или, наоборот, устраивает многочисленные конфликты.
  • Своеобразная изолированность особенно заметна в группе или классе, где дети проводят вместе большую часть дня. Присмотритесь, с кем общается ваш ребенок, просит ли он кого-то о помощи. На утренниках отмечайте, насколько он активен, выбирают ли его одногруппники в пару для танцев и конкурсов.
  • Маленький нелюдим не горит желанием рассказывать о детсадовских приятелях, вам приходится буквально вытягивать из него эту информацию. Он не страдает от отсутствия друзей, крайне неохотно выходит на улицу, любит оставаться дома на выходные и играть в одиночестве.
  • Ребенок с большой неохотой ходит в сад или школу, стараясь найти любую лазейку, чтобы их не посещать. Возвращается же он из школы/садика расстроенным и нервным. На любые расспросы отвечает уклончиво: «Я не хочу говорить про садик».
  • День рождения превращается в действительно грустный праздник без одноклассников. Кстати, они также не хотят его видеть на собственном торжестве.

Безусловно, бывают дети, не особо нуждающиеся в компании – например, интроверты или так называемые вундеркинды. Они самодостаточны и любое вмешательство во взаимоотношения со сверстниками воспринимают в штыки. И все же, если вы отметили тревожные сигналы, говорящие о серьезных сложностях в общении, принимайте все необходимые меры для лучшей социализации ребенка.

Причины детской нелюдимости

  • Дети зачастую жестоки и придумывают обидные прозвища тем, кто хоть чем-то отличается от них. Излишняя полнота, заикание, ношение очков, рыжие волосы – все это может стать излюбленным поводом для насмешек и, соответственно, нежелания контактировать с ровесниками.
  • Популярность в коллективе может зависеть от материального положения и внешнего вида. Подростки часто насмехаются над теми, у кого немодная одежда или старая модель мобильника.
  • Ребенок растет в негостеприимной семье, в которой ему постоянно говорят, что друзья могут обмануть и предать. Взрослые также находят отрицательные черты у каждого приятеля сына или дочки: плохо учится, отвратительно себя ведет, его папа работает обычным дворником.
  • Возможно, родители заняты на работе или направили всю энергию на недавно рожденного младенца. Если взрослые не уделяют достаточного внимания ребенку, он начинает считать себя ненужным и способен отказаться от взаимодействия со сверстниками.
  • Застенчивые дети часто становятся изгоями в садике и школе, так как не могут предложить интересную игру и боятся сами вступить в контакт. Вынужденная изоляция в раннем детстве по причине хронической болезни, мамина тревожность и мнительность приводят к стеснительности и боязни поступить неверно.
  • Если ребенок ведет себя агрессивно, считая, что решать конфликты нужно с помощью кулаков и ругательств, то с большой степенью вероятности его ждет изоляция и отсутствие друзей.
  • Дошкольник, воспитанный по принципу «кумира семьи», стремится всегда быть первым, не желая считаться с интересами других детей. Такой баловень отказывается дружить со всеми, кто не принимает его привилегированного положения.
  • В группе риска состоят и так называемые домашние детки, которые большую часть своего времени общаются с бабушкой и не ходят в садик. Они испытывают трудности с адаптацией в начальных классах, потому что не владеют навыками взаимодействия с группой детей.

Малыш ни с кем не дружит: что делать

  1. Если причиной изолированности ребенка является старый мобильный телефон и устаревший гардероб, не нужно сразу же приобретать самые дорогие вещи и смартфон. Узнайте его вкусы и предпочтения, а затем обсудите покупку модного гаджета, но с учетом семейного бюджета. Дети станут увереннее, если вы будете считаться с их мнением.
  2. Запишите свое чадо в спортивную секцию или танцевальный кружок, если низкий социальный статус связан с лишним весом. Тем самым вы избавите его от многочисленных комплексов по поводу внешности и поможете обрести новых друзей или сдружиться с одноклассниками, которые также посещают этот кружок.
  3. Обратитесь за поддержкой к психологу, если трудности с коммуникацией возникли из-за особенности поведения дошкольника: агрессивности, излишней обидчивости, избалованности, высокомерности.
  4. Малышу необходимо чувствовать вашу поддержку, поэтому уделяйте ему максимум внимания. Расскажите о собственном негативном опыте, связанным с тем, что у вас в детстве тоже было мало друзей. Особый акцент сделайте на удачном разрешении этой ситуации.
  5. Устраивайте у себя дома веселые праздники, на которые приглашайте детей из садика, школы. Возможно, вне стен учебного учреждения ребята смогут подружиться гораздо быстрее. Познакомьтесь с родителями других малышей и выбирайтесь на общие семейные мероприятия: посидеть в кафе, погулять в парке.
  6. Поручите малышу поделиться конфетами или яблоками, так он приобретет необходимый авторитет среди сверстников. Принесите на игровую площадку разноцветные мелки и мячик и организуйте совместное развлечение, в центре которого будет ваш отпрыск. Также способствуют возникновению симпатии и дружбы подвижные игры: прятки, салочки, жмурки.
  7. Поддерживайте каждый шаг вашего тихони, который решил познакомиться с другими детьми. Старайтесь не давать отрицательные оценки его приятелям и друзьям, чтобы не разрушить инициативу и свободу выбора.
  8. Попросите воспитателя или классного руководителя чаще включать ребенка в театральную деятельность и сюжетно-ролевые игры. Подобные занятия помогут ему справиться с застенчивостью, раскрыть артистический талант и выстроить доброжелательные отношения с окружающими людьми.
  9. Кстати, опытный педагог подскажет, кто из группы лучше всего контактирует с малышом. Попросите посадить их за один столик на время обеда и образовательных мероприятий.

Пытаясь наладить взаимоотношения своего ребенка со сверстниками, будьте предельно тактичны: не принуждайте его дружить с кем-то, не навязывайте общение с другими детками. Помните, неосторожное вмешательство в личное жизненное пространство может привести к нежелательным последствиям.

Читаем также:

Детский психолог и специалист по семейным отношениям Ольга Гаврилова рассказала о том как помочь ребёнку завести друзей:

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о