Воспитание детей школьного возраста советы психолога



Содержание страницы

Адаптация ребенка к новой школе: советы психолога

адаптация ребенка к школе

Переход в другую школу может стать серьезным испытанием для ребенка. Новый коллектив, новые правила — все это усиливает естественные переживания от начала учебного года и смены ритма жизни. Чтобы адаптация ребенка к новой школе прошла легче и безболезненнее, родителям нужно принять активное участие в этом процессе.

Если вы знаете о том, что ваш малыш отличается застенчивостью, ему непросто дается установление контакта с людьми, он с трудом заводит друзей — не пускайте его адаптацию в новом коллективе на самотек. Ему сейчас нужна помощь и поддержка родителей.

Адаптация ребенка к новой школе: советы психолога

адаптация ребенка к школе

Во-первых, обязательно проконсультируйтесь со школьным психологом по поводу адаптации ребенка. Он подскажет, на что обратить внимание, поговорит с вашим малышом и поможет снять стресс от предстоящего знакомства с новым классом.

Адаптация ребенка к новой школе фото

адаптация ребенка к школе

Во-вторых, очень важно познакомить ребенка с его новым учителем. Ведь для младшего школьника большой стресс таит в себе именно смена учителя — с ней связаны новые правила поведения, новые методики обучения, которые кажутся ему непривычными и сложными. Поэтому дайте возможность пообщаться ребенку с учителем один на один, прежде чем он окажется в классе и будет бояться сделать что-то не так на глазах у всех. Попросите учителя заранее объяснить вашему ребенку те правила, которые ему нужно соблюдать в классе. Расскажите об особенностях ребенка и о его способностях и талантах — пусть учитель поможет ему влиться в коллектив, давая поручения или прикрепляя его к творческой группе класса.

Адаптация ребенка к новой школе видео

В-третьих, вы должны максимально помочь ребенку чувствовать себя комфортно в новом коллективе. Здесь важно многое – и успеваемость, и внешний вид, и увлечения. Помогайте ребенку, контролируйте его сборы в школу и готовность домашнего задания – ведь в младших классах очень стыдно, если тебя ругают при всех за забытую тетрадку или ты не выучил стих. Постарайтесь записать его в ту же секцию или кружок, куда ходят его новые друзья, если сам ребенок хочет, конечно. Что же касается «материального соответствия» – не стоит брать кредит, чтобы купить своему малышу такой же Iphone, как и у одноклассников.

В-четвертых, вы можете помочь своему малышу влиться в новый коллектив, организовав для его новых друзей какое-нибудь неформальное мероприятие. Пригласите их домой на чай с тортом, предложите устроить пикник в парке на выходных. В такой непринужденной атмосфере и на «своей территории» ребенку будет легче общаться – ведь у него будет много «своих» тем для разговора. А вы сможете познакомиться с родителями его одноклассников, это тоже поможет наладить контакт. Но не переборщите с энтузиазмом в организации праздников – вы же не хотите, чтобы с ребенком дружили только потому, что «у него дома много игрушек и угощают сладостями».

Побольше общайтесь со своим ребенком, расспрашивайте о том, как дела в новой школе, об одноклассниках, об уроках. Он должен чувстсвовать, что вы рядом, что он не один с такой проблемой. Расскажите ему о своем опыте смены коллектива, чтобы малыш знал – это не трагедия, а нормальная ситуация. Это поможет ему легче пережить адаптацию в новой школе.

Переходный возраст. Как пережить – советы психологов

подростковый возраст как пережить

Переходный возраст – это действительно очень сложный в психологическом плане период: как для детей, так и для взрослых, которые находятся радом с ними. Более того, даже домашние животные часто ощущают дискомфорт, когда в семье есть «взрослеющий отпрыск». Очень нелегко дается переход из детства во взрослую жизнь.

Подросткам нравится более дерзкий стиль в одежде, более энергичная музыка. В переходном возрасте у подростков появляются политические взгляды, которые, конечно же, не подлежат сомнениям и обсуждениям и достаточно часто не совпадают с политическими симпатиями их родителей, что часто приводит к ссорам и недопониманию в семье.
Юношеский максимализм в этом возрасте сопряжен с агрессивным и часто неконтролируемым поведением.

Бунтарское поведение часто граничит с хулиганством. Подросток пытается «все попробовать»: секс, алкоголь, табак, наркотики, что часто приводит к тяжелым последствиям.

В этот период так же появляются первые романтические отношения, которые, в случае неблагоприятного исхода, могут стать причиной тяжелой психологической травмы или даже подросткового суицида. У 90% подростков появляются уродливые прыщи, что очень их раздражает. Вообще подростку часто кажется, что он стал не просто уродливым, а нереальным Квазимодо. И очень сложно убедить их в обратном (да мало кто и пытается сделать это).

В переходном возрасте подросток начинает всех ненавидеть: себя самого в прыщах, стерву-учительницу, родителей, старшеклассников, однажды побивших или высмеявших его, весь людской род. В этом возрасте подростку хочется быть уникальным. Они в исступлении стремятся овладеть всеми взрослыми «штучками». На просьбу родителей хорошо учиться подросткам наплевать. Их головы часто заняты поиском мест, где выпить, покурить, потерять свою девственность, найти косметику, модные «шмотки» или деньги на это, потому что они «взрослые». Они все хотят, но ответственности нести за это не намерены.

Переходной возраст. Как пережить?

Отношения со всеми взрослыми становятся напряженными: «Никто меня не понимает». Подросток замыкается в себе, перестает делиться своими переживаниями и проблемами. Так как переходный возраст длится иногда 6-7 лет, это очень сложно не только для родителей, но и для самого подростка.

Как же все-таки пережить его?

— Говорить с подростком спокойным тоном, не доставая лишними вопросами.
— Во время разговора быть доброжелательным и улыбаться.
— Спрашивайте его как дела, поинтересуйтесь (ненавязчиво) его личной жизнью.
— Если подросток грубит – не отвечайте ему грубостью или несдержанностью, помните, что ему сложно, и он не хотел Вас обидеть, отвечайте сдержанно.

— Не упрекайте его, но старайтесь вежливо указать на недостатки его поведения.

Подростковый возраст. Как пережить

подростковый возраст как пережить

Конечно, не каждый школьник с наступлением переходного возраста становится кошмаром для родителей. Естественная любознательность в таком возрасте усиливается. Главное, направить ее в нужное русло, ну а если предмет статьи все-таки пришел в самом кошмарном виде, не огорчайтесь, с возрастом, как правило, пройдет.

По окончании переходного возраста молодые люди становятся намного адекватней, а иногда, благодаря своему увлечению к 20 годам приходит к успеху. Переходный возраст – трудный период. Для родителей в первую очередь, потому что ребенок выходит из под контроля, становится неуправляемым, замкнутым, ведет себя неадекватно.

А для ребенка – это пора становления взросления и в этот период может произойти все что угодно. Послушный ребенок – в подростковом возрасте может начать делать все наперекор родителям, а добрый и отзывчивый ребенок становится черствым, грубым, вызывающе одевается, проявляя агрессивность к домочадцам.

Подростковый возраст. Как пережить? Видео

В переходном возрасте все на максимуме и неизвестно чем все это может кончиться, это один из самых сложных и тяжелых периодов в жизни человека. Родители должны быть готовы к этим изменениям. Было бы неплохо родителям понять и принять что переходной возраст – это нормальный процесс, когда ребенок становится взрослым и перестает быть ребенком, это положительное происшествие, так как любой человек когда-нибудь должен стать взрослым. Дети еще никогда не были взрослыми, поэтому все шаги они делают неумело и неправильно.

Желание быть самостоятельным, самому выбирать увлечения, любимое дело, друзей – это проба его взрослой жизни. Главное, чтобы родители в это время не отдалились от ребенка, а оставались его друзьями, которые могут оказать психологическую поддержку, в непредвиденной ситуации, помочь в непростых жизненных моментах или ответить на какие то простые для взрослых вопросы, которые приводят ребенка в тупик, только из-за его неопытности.

К сожалению, иногда общение между взрослыми и детьми в переходном возрасте превращается в сплошное непонимание, которое часто остается на всю оставшуюся жизнь.

Дорогие родители, помогите своим детям легче пройти этот сложный период их жизни. Интересуйтесь психологией детей переходного возраста и применяйте полученные знания в их воспитании. Это поможет Вам не допустить фатальных ошибок, которые уже порой не исправить.

Воспитание детей дошкольного возраста в семье

Воспитание детей дошкольного возраста в семье, требует достаточного внимания родителей и их знания. Конечно, опыт есть не у всех, но в любом случае имея правильные и эффективные знания, можно добиться любых результатов, конечно если есть еще желание. Проблема в том, что родители в основном слушают советы неопытных людей, которые сами не разбираются в том, о чем говорят.

Правильной и эффективной информации сегодня достаточно, но ее нужно искать и перебирать. Психологи изучили данный вопрос, и сегодня расскажут вам, самые эффективные методы для воспитания вашего ребенка еще до школы. Ваша задача осознать, что информацию лучше воспринимать от людей, которые имеют достаточный опыт и знания, и применять все готовые советы на практике, приведенные в нашей статье.

Прежде чем начинать воспитание детей дошкольного возраста в семье, вам нужно определиться какие у вашего ребенка жизненные интересы. Это даст большой эффект, в процессе воспитания и развития ребенка. Ребенок воспринимает лучше ту информацию, которая некоторым образом связанна с его интересами. Просто возьмите прямо сейчас и запишите некоторый список интересов вашего ребенка. Если вы пока не знаете, что любит ваш ребенок, поинтересуйтесь, спросив у ребенка, что его интересует. Не каждый ребенок сможет вам ответить, поэтому лучше самим провести расследование и выяснить к чему у ребенка большое желание, страсть и радость. Немедленно записывайте все, что успели уловить. Поверьте, в дальнейшем вам будет намного проще воспитывать ребенка как школьного, так и дошкольного возраста.

Воспитание детей дошкольного возраста, не обходиться без чтения правильной литературы. Что бы начать учить ребенка чтению, вам для начала нужно самим начать читать ребенку правильные и полезные книги. А для этого нужно осознать, что читать ребенку , так как детских книжек сегодня достаточно много, и их нужно научиться правильно, различать и подбирать. Психологи изучили много книг и выяснили, что польза книги зависит не от названия книги, ее внешнего вида и красивой обложки, а от самого содержания. В книжке может быть красивый стих, сказка и что угодно, что может нанести вред ребенку. Поэтому лучше всего подбирать хорошего и правильного автора данных книг и самостоятельно проверять содержание книги, если вы в этом достаточно разбираетесь, а если нет, можете обратиться к специалистам.

Ваша цель, это воспитание детей дошкольного возраста, для этого нужно создать развивающие игры. Подобных игр на сегодня достаточно, вы можете использовать готовые или придумывать свои оригинальные игры. Но помните, что есть много и вредных игр, о которых нужно просто забыть. Подбирать игру нужно именно по возрасту и интересам ребенка иначе эффекта никакого не будет. Игры несут большой эффект, в чем сомневаются некоторые люди, но уже доказано многими экспериментами. Благодаря играм, вы можете раскрыть в ребенке скрытый потенциал, развить внимательность, самостоятельность, смелость, общительность, лидерство и что угодно, в зависимости от вашей цели. Главное уметь подбирать подобные игры, если вы в этом разбираетесь, либо попросить это сделать эксперта.

Воспитание детей дошкольного возраста в семье, не обходиться без умения письма. Но это не значит, что вы должны мучить ребенка и заставлять его учиться писать. Найдите или создайте свою систему правильного и эффективного обучения письму. Если есть желание то можно без нервов и нагрузок научить письму ребенка дошкольного возраста, что обязательно поможет ребенку чувствовать себя увереннее на школьных уроках и постепенно поднимать свой уровень знаний и образованности. Найдите то, что нравиться ребенку и свяжите это с уроками письма, это единственный и самый эффективный способ помочь ребенку развиваться быстрее, освоив письмо без особых усилий. Помните, что каждый ребенок индивидуален и к каждому нужен свой подход. Необязательно много времени уделять ребенку для этого, достаточно раз придумать эффективную систему и реализовать ее на практике. Тогда вы и ваш ребенок станете счастливы, и у вас больше не будет возникать никаких конфликтов по поводу учебы.

Знаний и умений для ребенка дошкольного возраста недостаточно, нужно развивать еще и поведение. Усидчивость, культура поведения и стремление к новым знаниям, неотъемлемая часть успеха в обучении, как в школе, так и в жизни. Конечно дисциплина так же должна быть, но она появиться сама собой, когда ребенок проявит желание учиться. Никакое наказание и прочее не даст такого эффекта, для развития правильной дисциплины. Только стремление к учебе, трудолюбие и самостоятельность поможет ребенку самому, двигаться по жизни, только вперед решая любые даже сложные задачи и проблемы. Родитель может только помочь в самом начале обучения, передав свой эффективный и проверенный опыт. А так же помочь ребенку связать свои интересы, мечты и желания с учебой и развитием.

Все мы люди и у всех у нас есть эмоции, но их можно контролировать и использовать для собственной пользы. Конечно страх, ненависть, печаль, и другие негативные эмоции лучше вообще уничтожить в себе, так как они блокируют развитие любого человека не только ребенка. Конечно, основное с чем возникают трудности у родителей, так это именно детская обида , от которой на самом деле можно легко избавиться. Но не навсегда, так как обиды есть, были и будут, но научившись ими управлять у вас все получиться. Другие негативные эмоции и мысли как, например, страх, тоже можно контролировать и использовать с пользой. Для этого нужна практика и правильные знания и опыт. Но помните, что если вы на самом деле любите и уважаете своих детей, то вы не будете тратить время на оскорбления, унижения, а просто возьмете и поможете ребенку стать счастливее и успешнее. Если есть вопросы, задавайте их в комментариях.

psyh olog . ru

Полезные советы по воспитанию детей

Воспитание детей – процесс ответственный, за ошибки в котором часто приходится очень тяжело расплачиваться, как ребенку, так и его родителям. В наше время найти советы по воспитанию детей не составляет труда – просторы интернета, научные труды известных и не очень педагогов и психологов и, конечно же, опытные бабушки, дедушки и старшие подруги. Как из всего разнообразия таких поучений выбрать наиболее правильные? Наверное, каждый взрослый сам должен решать, какая методика воспитания подойдет ему и его ребенку, какими рекомендациями стоит воспользоваться. Для этого предлагаем ознакомиться с наиболее популярными советами психологов по воспитанию детей в зависимости от их возраста.

Советы родителям по воспитанию детей раннего возраста

Специалисты утверждают, что воспитывать малыша нужно начинать еще до его рождения. Существует много современных методик внутриутробного воспитания младенца. Мы же рассмотрим воспитание ребенка после его рождения.

Врачи рекомендуют почаще разговаривать с новорожденными, сопровождая ласковыми словами процесс туалета, переодевания, кормления. В часы бодрствования необходимо предоставлять младенцу свободу движения, позволять ему рассматривать игрушки, выражать свои эмоции.

Приведем полезные советы по воспитанию детей от 3 месяцев до 3 лет:

  • 3-6 месяцев. Взрослые должны больше разговаривать с малышом, вызывая у него положительные эмоции. Не рекомендуется укачивать ребенка, принуждая его ко сну, лучше, чтобы он засыпал самостоятельно.
  • 6-9 месяцев. В этом возрасте кроха уже может различать интонацию взрослых, понимает некоторые слова. Поэтому в обращении с ним можно применять ласковый тон для поощрений и строгий для запрета.
  • 9-12 месяцев. Детки данного возраста очень общительны, тянутся к тому, кто с ними ласков. Однако не стоит забывать о развитии самостоятельности у ребенка, оставлять его одного с игрушками на некоторое время, обучать навыкам самообслуживания. Уже нужно начинать проводить совместные игры с несколькими детишками приблизительно одного возраста, предлагать малышу простые игры.
  • 1-2 года. На первое место в воспитании ребенка выходят игры. Особенно рекомендуются такие игровые ситуации, которые помогают ему лучше узнать окружающий мир, ознакомиться с его обитателями (растениями и животными).
  • 2-3 года. В данном возрасте у малыша резко возрастает потребность в самостоятельности. Нужно позволять ему самому одеваться, совершать гигиенические процедуры, делать какие-то действия (достать игрушку, отнести на кухню тарелку). Важно обучать малыша правильной речи, не стоит с ним сюсюкаться, употреблять уменьшительные слова. Родители должны подбирать игры, которые развивают координацию движений, ловкость и точность, например, лепка, рисование, физические игровые занятия.

Рекомендации по воспитанию детей дошкольного возраста

Советы психологов по воспитанию детей дошкольного возраста в первую очередь относятся к эмоциональной сфере. В это время ребенок очень уязвим эмоционально. У него могут быть разные страхи (темноты, собак, пауков), которые ни в коем случае нельзя высмеивать. Лучше постараться помочь малышу избавиться от них.

Подготавливая дошкольника к учебному процессу, нужно воспитывать у него усидчивость, культуру поведения и стремление к получению знаний.

Основным методом воспитания детей дошкольников являются развивающие игры. Благодаря игровой деятельности у ребенка развивается внимательность, самостоятельность, общение, а также лидерство. Главное – правильно подобрать игры. Это должны быть как активные виды игр, так и интеллектуальные.

Важную роль в воспитании детей дошкольного возраста занимает чтение книг. Нужно правильно подбирать книги для малыша, учитывая его возраст, интересы, смысловую нагрузку написанного. В это время большинство деток начинают обучаться азбуке и чтению. Чтобы заинтересовать их процессом обучения, можно применять разные современные методики, прикладные материалы, такие как кубики, аппликация, обучающие диски и компьютерные программы.

Полезные советы по воспитанию детей младшего школьного возраста

Поступление в школу становится очень сложным и ответственным периодом для каждого ребенка. Он входит в мир новых отношений, правил и обязанностей. И родители должны помочь ему в это непростое время.

Приведем некоторые советы родителям по воспитанию детей младшего школьного возраста:

  • Ребенку важно видеть заинтересованность взрослого в его школьных делах и успехах. После трудового дня следует расспрашивать маленького ученика о проведенном в школе дне, помогая ему понять то, что он не знает, или с чем столкнулся впервые.
  • Необходимо поддерживать интерес школьника к получению новых знаний. Взрослые могут попросить его прочитать вывеску на магазине, посчитать, сколько машин стоит возле дома.
  • Нужно чаще хвалить ребенка. Каждый его успех, пусть даже совсем маленький, не должен оставаться незамеченным. Специалисты утверждают, что детки в возрасте 6-10 лет очень чутко реагируют на похвалу, это становится для них стимулом стараться еще больше.
  • Предоставьте малышу право на ошибку. Не стоит наказывать его за плохую отметку или замечание учителя, если он не сделал плохой поступок преднамеренно. Ребенок должен учиться исправлять ошибки, только так он будет совершать их меньше в будущем.
  • Важно организовать личное пространство младшего школьника. Это может быть его комната или личный уголок. Там он может заниматься любым делом, взрослые не должны вмешиваться в его личное пространство.
  • В этом возрасте нужно приучать ребенка к порядку – в комнате, на письменном столе, в портфеле. Обращайте внимание на его внешний вид, состояние одежды и обуви.

Можно привести много советов по воспитанию детей. Однако, прежде всего, каждый родитель должен помнить, что главное – руководствоваться своим умом и сердцем. В первую очередь нужно окружить малыша заботой и любовью, быть ему примером во всех сторонах жизни. Только в таком случае можно вырастить счастливого человека, который найдет свое место в жизни.

Как избавиться от тревожности: советы психолога

Сегодня мы поговорим о том, что такое тревожность, и как с ней справиться. Если вы часто ощущаете психологический дискомфорт, неуверенность в завтрашнем дне и своих силах, перепады настроения, беспокойство, то, вероятно, вы столкнулись с тревогой. Но без коррекции состояния она может перейти в тревожность. «В чем разница?» — спросите вы. Читайте далее.

Тревожность – устойчивое качество личности, в то время как тревога – временное состояние (эмоция). Если травмирующие ситуации повторяются часто, негативные факторы влияют постоянно, то неуверенность и беспокойство приобретают постоянный характер, что значительно ухудшает качество жизни. Тревожность поддается коррекции, ее можно измерить. Но как всегда обо всем по порядку.

Описание феномена

Специфика тревожности зависит от возраста. В основе ее возникновения лежит неудовлетворенность актуальных потребностей личности, которые также отличаются от возраста и мировоззрения человека.

Так, например, для раннего возраста ведущая потребность – общение с матерью. Для дошкольного – потребность в самостоятельности. Для младшего школьного – потребность быть значимым. Для подростков – заниматься социально значимой деятельностью и, по мнению других специалистов, межличностное общение со сверстниками. Для юношей и в дальнейшем – профессиональная и личностная самореализация.

Таким образом, объект тревоги может отличаться в зависимости от возраста. Так, например, если в раннем возрасте ребенок тяжело переносит разлуку с матерью, то в начальной школе тревожность может спровоцировать неудача в учебе, а в подростковом – непринятие классом. Однако для всех остаются актуальны потребности в еде, безопасности, сне.

В ответ на тревожность всегда включаются механизмы защиты и компенсации. Пущенная на самотек тревожность провоцирует развитие состояний паники и отчаяния. Это разрушает личность.

По традиции хочу обозначить несколько ключевых фактов, которые позволят лучше донести до вас суть феномена:

  1. Тревожность – реакция на страх (реальный или потенциальный), опасную для индивида (в его понимании) ситуацию.
  2. Тревожность – признак неблагополучия личности, внутреннего разлада.
  3. Тревожность сопровождается повышенной концентрацией внимания и избыточной моторной активностью.
  4. Тревожность бывает ситуативной (эмоция) и личностной (качество).
  5. Тревожности больше подвержены люди с психическими и соматическими расстройствами, отклонением в поведении или развитии; перенесшие психологически травмирующую ситуацию.
  6. Если испытывать иногда тревогу – это нормально, то с тревожностью нужно бороться.
  7. Если четко известен объект (темнота, одиночество), то это страх. Тревожность не имеет четких границ, хотя и тесно связана с первым определением.
  8. Проявления тревожности неоднозначны, реакции индивидуальны.
  9. Существует понятие полезной тревожности. Это ее уровень, необходимый для развития личности. Речь идет, например, о покушении на ценности индивида, без которых он не будет личностью в собственном представлении. То есть, говоря утрировано, прекратит жить и начнет существовать. Нормальная и полезная тревожность возникает в ответ на реальную угрозу, не является формой подавления внутреннего конфликта, не вызывает реакции защиты, может быть устранена произвольным изменением ситуации или своим отношением к ней.

Стоит отметить, что мотиватором тревожность может быть только в подростковом возрасте и старше. До этого она способна оказывать только разрушающий дезорганизующий эффект. Вместе с этим до подросткового возраста тревожности больше свойственен ситуативный характер (например, боязнь получить двойку за контрольную), а начиная с пубертатного периода – личностный. То есть качеством личности тревожность становится не раньше подросткового возраста. Если говорить о том, что проще корректируется, то, конечно, ситуативная тревожность.

На уровне нейронных процессов в мозгу тревожность представляет собой одновременное включение эрготропической и трофотропической систем, то есть одновременная работа симпатической и парасимпатической нервной системы. Организм получает одновременно противоположные реакции, например, учащение сердцебиения (симпатическая) и замедления (парасимпатическая). При этом симпатическая система все же несколько доминирует. От чего и возникают явления:

  • гиперреактивности;
  • беспокойства;
  • слюноотделения и так далее.

Особенности поведения высокотревожного человека

Не всегда сам человек осознает проблему, да и со стороны тревожность заметить сложно. Особенно если та маскируется, происходит компенсация или включается защитный механизм. Однако можно назвать несколько характерных отличий тревожного человека:

  1. Чрезмерно эмоциональные реакции на неудачи.
  2. Снижение работоспособности в стрессовых ситуациях или при сжатых сроках.
  3. Боязнь неудачи, преобладающая над стремлением к успеху.
  4. Ситуация успеха служит стимулом и мотивацией к деятельности, ситуация неуспеха – «убивает».
  5. Восприятие всего окружающего мира или многих объектов как опасных, хотя субъективно это не так.

Низкотревожные личности отличаются противоположными характеристиками. Так, например, ситуации неуспеха служат для них большим мотиватором, нежели успех. Однако низкая тревожность – обратная сторона медали, она также опасна для личности.

Более очевидными реакциями организма являются соматические признаки. При высоком уровне тревожности отмечаются:

  • кожные аномалии (зуд, сыпь);
  • изменение работы сердечно-сосудистой системы (гипертония, тахикардия);
  • нарушения дыхательной функции (одышка, асфиксия);
  • диспепсические расстройства (понос, изжога, метеоризм, запор, сухость во рту);
  • генитально-уринальные реакции (нарушение цикла у женщин, импотенция у мужчин, частое мочеиспускание, боли);
  • вазомоторные явления (потливость);
  • проблемы опорно-двигательного аппарата (боли, нарушение координации, скованность).

Тревожный человек склонен к профессиональному и эмоциональному выгоранию, более выраженному осознанию травмирующих факторов и опасностей (например, профессия хирурга); не удовлетворен собой, жизнью, профессией; ощущает безысходность, «загнанность в угол», «клетку»; депрессивен.

Причины тревожности

Тревожность часто берет свое начало в детстве. К возможным факторам, провоцирующим это явление, относится:

  • противоречивость позиций родителей, родителей и учителя, руководства на работе, собственных установок и действий (итог в каждом случае – внутриличностный конфликт);
  • завышенные ожидания (постановка самостоятельно слишком высокой для себя «планки» или излишняя требовательность родителей, например, популярное «учись на отлично»);
  • ситуации зависимости и принижения («Если ты расскажешь, кто разбил окно, то я прощу тебе прошлый прогул школы и ничего не скажу родителям»);
  • лишения, неудовлетворение актуальных потребностей;
  • осознание несоответствия возможностей и способностей;
  • социальная, финансовая или профессиональная нестабильность, неустойчивость.

Виды тревожности

Каждый организм по-разному реагирует на постоянное беспокойство. Основываясь на этом, можно выделить несколько типов тревожности:

  1. Осознаваемая неконтролируемая. Дезорганизует жизнь человека.
  2. Осознаваемая контролируемая и компенсируемая. Служит стимулом для выполнения деятельности. Но часто это работает только в привычных ситуациях.
  3. Осознаваемая культивируемая тревожность. Человек пользуется своим положением и ищет выгоду, часто речь идет о манипуляциях.
  4. Неосознаваемая скрытая. Игнорируется или отрицается индивидом, может проявляться отдельными моторными действиями (например, закручивание волос).
  5. Неосознаваемая компенсаторно-защитная. Человек старается убедить себя, что все прекрасно. «У меня все в порядке! Мне не нужна помощь!»
  6. Уход от ситуаций тревожности. Если тревожность носит всеохватывающий характер, то нередко таким уходом является погружение в виртуальную сеть или зависимости, субкультуры, то есть уход от реальности.

Школьная тревожность, способы борьбы с детской тревожностью

В период получения основного образования часто встречается школьная тревожность. Она может возникнуть на фоне:

  • некорректно спроектированной или оформленной образовательной среды (помещения, зоны, объекты);
  • неблагополучных отношений с одноклассниками, учителями или другими участниками образовательного процесса;
  • больших нагрузок в рамках образовательной программы, высоких требований, частых экзаменов, рейтинго-балловой системы;
  • вытекающей из предыдущего фактора нехватки сил и времени;
  • некорректного поведения родителей (разрушающий стиль воспитания, завышенные или заниженные ожидания и требования);
  • смены школы.

В подростковом возрасте (средний и старший школьный возраст) на первый план выходят неудачи в социальных взаимодействиях (сверстники, учителя, родители). У детей младшего школьного возраста – проблемы в учебной деятельности.

Коррекция тревожности (как школьной, так и ситуативной, личностной) у детей предполагает несколько направлений:

  1. Просвещение родителей. Цель работы – повышение их психолого-педагогической грамотности. Важно понять роль влияния стиля воспитания на тревожность, под чем подразумевается характер требований и ожиданий. Во-вторую очередь родителям нужно уяснить влияние их эмоционального состояния на эмоции ребенка. Третий компонент – вера родителей в ребенка.
  2. Просвещение и при необходимости коррекция поведения педагога (то же актуально для родителей при домашнем обучении). Необходимо избегать публичных наказаний, не акцентировать внимание на ошибках как на чем-то страшном (на ошибках учатся, они полезны и необходимы). Как и в первом пункте, не передавать свою тревогу, не «выливать» на ребенка мусор и проблемы. Взаимодействовать с родителями. Проводить рефлексию действий.
  3. Работа с самими детьми. Создание ситуаций успеха, проработка ошибок и ситуаций, обсуждение волнующих тем.

Диагностика тревожности

Начать работу над тревожностью рекомендуется с ее четкого определения.

  1. Для диагностики взрослых я хочу посоветовать опросник Спилбергера. Методика максимально точно, на мой взгляд, позволяет разобраться с характером тревожности. Вы отвечаете на 40 суждений («да» или «нет», насколько это верно в отношении вас), а по итогу получаете четко измеренный уровень личностной и ситуативной тревожности. При высоком уровне рекомендуется работать по повышению уверенности в собственном успехе, при низком – над активностью и мотивацией.
  2. Определить школьную тревожность можно с помощью опросника Филлипса. Это обширная диагностика, выявляющая факторы (причины) тревожности, что очень важно для дальнейшей работы. Ребенок отвечает на утверждения методики (насколько они верны в его отношении), потом результаты интерпретируются согласно «ключу». Методика позволяет определить общую тревожность, переживание социального стресса в настоящий момент, переживания по поводу неудовлетворенной потребности в успехе, страх самовыражения, боязнь ситуаций проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкий уровень физических возможностей противостоять стрессу, проблемы во взаимоотношениях с педагогом.

Коррекция тревожности

В борьбе с тревожностью важно учитывать ее характер (дезорганизатор или мотиватор), причины и вид. Вместе с этим большую роль играют особенности личности и возможности окружающей ее среды.

Самостоятельно бороться с тревожностью сложно. Даже при работе специалиста с клиентом часто возникает стена сопротивления, психологические барьеры. Даже если клиент хочет избавиться от тревожности, все равно часто сопротивляется. Стремление помочь воспринимается как покушение на безопасность и зону комфорта, которая несмотря на название значит «привычную зону». В данном случае привычно – не значит комфортно.

Тревожность тесно связана с застенчивостью и замкнутостью. Обычно последние возникают на фоне первого феномена. Однако бывает и наоборот.

Таким образом, для снижения уровня тревожности нужно работать над уверенностью в себе, формированием адекватной самооценки, избавлением от застенчивости. Если вы, дорогой читатель, вынуждены сами бороться с тревожностью, то вот вам несколько общих советов:

  1. Не переживайте по поводу того, что не произошло.
  2. Воспитывайте в себе направленность к компромиссам, сотрудничеству, взаимопомощи.
  3. Заботьтесь о своем психофизическом состоянии. Например, возьмите за правило делать утреннюю зарядку, не задерживаться на работе, научитесь говорить «нет» или наоборот помогать.
  4. Любите себя. Не бойтесь создавать комфортные для себя условия.
  5. Повышайте коммуникативные компетенции, учитесь общению, выходам из конфликтов.
  6. Учитесь саморегуляции. Банальный пример – досчитать про себя до 10.
  7. Никогда не замыкайтесь в себе.
  8. Найдите «отдушину». У каждого человека и даже животного должно быть свое место безопасности и удовольствия. Вы должны знать, что несмотря ни на что у вас есть это место (увлечение, люди). И даже если все будет «рушиться» вокруг вас, там вы найдете покой и поддержку.
  9. Разберитесь, из чего состоит ваша тревожность. Обычно это комплекс эмоций, среди которых страх – постоянный компонент. Могут встречаться такие варианты, как «страх, стыд и вина» или «страх, вина и гнев».

Запомните, пожалуйста, главный принцип тревожности. Чем больше вы переживаете, тем больше страдает качество деятельности. От этого еще больше развивается тревожность. Да, это замкнутый круг. Его в прямом смысле нужно разрывать.

В рамках психологической коррекции тревожности важная роль отводится саморегуляции. Эффективны такие способы:

  • переключение («это будет завтра, а сегодня я не буду об этом думать и прочитаю эту книгу»);
  • отвлечение (отстранение от тревожащего фактора за счет силы воли);
  • снижение значимости («Это всего лишь отчет. Да, он имеет публичный характер, но я уверена в своих силах, могу пояснить каждую фразу и цифру. Это всего лишь рассказ о проделанной работе. Такой же, каких было уже много на бумаге»);
  • продумывание плана Б (от цели отступать нельзя, как говорится, «в алфавите 33 буквы, а значит, у вас 33 плана»);
  • наведение дополнительных справок (вам дали незнакомый адрес – найдите его на карте, просмотрите визуализацию улиц, найдите ориентиры);
  • физическая разминка (спорт снимает стресс и усталость, расслабляет мозг, повышает его активность, способствует выработке новых идей и свежих взглядов на ситуацию);
  • временная отсрочка цели с модернизацией плана ее достижения, то есть включение новых этапов (например, пройти курсы повышения мастерства);
  • проигрывание предыдущих ситуаций успеха и гордости за себя или просто позитивных приятных моментов.

Ну, и напоследок еще кое-что. Взгляните на тревожность как на бессмысленную трату времени, сил и фантазии. Хотите выдумывать – пишите, рисуйте, сочиняйте. Или придумайте себе новое занятие.

Попробуйте записать на листе тревоги, которые вы испытывали хотя бы полгода назад. Вероятно, не вспомните. Или запишите нынешние тревоги, а через месяц прочтите. Скорее всего, ничего из них не осуществится, и тогда вы поймете, что зря придумывали.

Нет смысла тревожиться, нужно решать проблемы или менять свое отношение. Болит зуб – вылечите, удалите, идет снег – наденьте теплую обувь.

Итоги

Тревожность обуславливает поведение личности. Наиболее опасное последствие – явление выученной беспомощности. То есть четкая убежденность человека в собственной несостоятельности («У меня не получится, и пытаться не стоит», «Я не смогу стать диктором, так как даже читаю плохо»). От этого страдает личная и профессиональная жизнь, человек не может полноценно войти в общество и наладить самостоятельную жизнь.

Они стремятся отдать свою жизнь в чьи-то руки и плыть по течению. Часто такие люди живут с родителями или находят кого-то для «симбиоза». Еще хуже, когда занимают роль жертвы и терпят тирана рядом с собой, например, в виде супруга. На фоне тревожности часто также развиваются неврозы.

Главное оружие в борьбе с тревожностью – самосознание, то есть Я-концепция. Это представление человека о самом себе. Таким образом, для избавления от тревожности нужно работать над собой. Я-концепция включает в себя когнитивный, оценочный и поведенческий компонент. Нужно работать над всем, что имеет элемент «само»:

  • самооценка,
  • самоуверенность,
  • самоконтроль,
  • саморегуляция,
  • саморуководство,
  • самопринятие,
  • самокритика,
  • самоценность.

Таким образом, речь идет о личностном росте и обретении смысла жизни, идентификации себя и своего места в обществе.

Неопределенный и неопределившийся человек больше подвержен тревожности. А она в свою очередь еще больше разрушает «самость». Для избавления от тревоги нужно жить, а не существовать. Быть уникальной личностью с четкими убеждениями, планами, ориентирами. Таким образом, нужно работать над мировоззрением, расписывать жизненные планы (на месяц, год, пять лет, десять). Не думать, получится или нет, что произойдет. Просто действовать, будучи уверенным в своих силах и возможностях (конечно, планы и цели должны быть реальны). Трудности будут возникать всегда, идеального момента не бывает. Но апеллируя своими сильными сторонами, все барьеры можно преодолеть.

В заключение хочу порекомендовать очень хорошую книгу Г. Лорейн «Как развить силу ума». Теме тревожности в ней отведена целая глава. Что важно, это реальное практическое руководство по обретению контроля над своей тревожностью.

Благодарю за внимание! Желаю удачи. Я верю в вас!

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о