В каком возрасте ребенок садится из положения лежа



Содержание страницы

Когда ребенок начинает сидеть: сроки, самостоятельные пробы и помощь родителей

Сроки, когда ребенок начинает сидеть самостоятельно, размыты. Примерно от шести до девяти месяцев. Такой широкий диапазон нормы еще раз подтверждает истину: у каждого ребенка свой путь моторного и психического развития.

Во сколько месяцев ребенок начинает сидеть? Бытует мнение, что происходит это примерно в 6 месяцев. В полугодовалом возрасте грудничок может подтягиваться, держась за руки мамы, и присаживаться. Может показаться, что кроха хочет сесть. На самом деле у него хорошо развит хватательный рефлекс. Он хватает мамины пальцы и притягивает к себе, как и все, что попадает ему в руки. Это стремление никак не связано с желанием малыша сесть. Однако взрослые часто путают эту врожденную способность грудничка и тут же пытаются его усадить. В этом деле не надо спешить. Дети начинают сидеть тогда, когда созреют к этому навыку физиологически.

Чем опасно преждевременное усаживание

Как понять, что еще рано? Если малыш заваливается на бок, у него сильно округляется спина — это явные знаки того, что можно подождать. Нужно ли обкладывать его подушками и валиками? Ни в коем случае! Конечно, этот старый бабушкин метод значительно облегчает маме жизнь. Да и малыш доволен, перед ним открывается обзор, есть чем заняться. Но искусственная поддержка спины грудничка, по мнению профессионалов, — медвежья услуга.

Если ребенок начинает сидеть слишком рано, на неокрепший позвоночник идет большая нагрузка. В будущем это может обернуться сколиозом, деформациями тазовых костей. Доктора рекомендуют не спешить усаживать грудничка. Чем позже его тело примет вертикальное положение, тем лучше для развития скелета. Главное в этом процессе — не помогать! Поощрять надо не сидение, а выкладывание на живот, ползание.

Как правильно сидеть

Обратите внимание на положение всех частей тела, когда ребенок сидит.

  • Голова . Слегка наклонена вперед.
  • Шея . Разогнута.
  • Верхняя часть позвоночника . Разогнута.
  • Руки . Находятся впереди в качестве опоры.
  • Поясница . Согнута.
  • Тазобедренные суставы . Согнуты и наклонены вперед.
  • Ноги . Развернуты наружу, разведены. Основной упор приходится на боковую поверхность.

Если же части тела расположены иначе, грудничок будет быстро утомляться. Значит, его тело пока не готово для этого навыка, а естественные физиологические изгибы позвоночника еще не сформировались.

Этапы развития навыка

Что влечет за собой способность сидеть? Много других возможностей для развития крупной моторики. Грудничок научится становиться на колени, подтягиваться, вставать, стоять, ходить. Все эти действия связаны со способностью держать равновесие. Умение сидеть, как и все другие моторные навыки, вырабатывается последовательно.

  • 6 месяцев . Может сидеть неуверенно, опираясь на одну или обе руки. Часто теряет равновесие и заваливается на бок. Самостоятельно не садится, только с подтягиванием за ручки. Ребенка можно сажать в возрасте полугода, но только на короткое время. Достаточно несколько минут для тренировки.
  • 7 месяцев . Сидит более уверенно, без опоры на руки. Сидя, поворачивает корпус в разные стороны, удерживает при этом равновесие. Может самостоятельно сесть из положения лежа на животе, опираясь на руки.
  • 8 месяцев . К этому возрасту большинство грудничков уверенно сидят, легко поднимаются в это положение с любой позиции — лежа на спине, животе, боку. И так же легко меняют его.

Как помочь: 8 способов

Бывают ситуации, когда ребенок уверенно сидит, но принять эту позу ему трудно. Или у него никак не получается удержать равновесие. Что делать?

  1. Начните с простого . Попробуйте усаживать ребенка из полулежачего положения на спине. Кроха будет затрачивать меньше усилий, снизится нагрузка на позвоночник.
  2. Развивайте мышцы пресса . Делайте самые элементарные упражнения. Из положения лежа приподнимите малыша за ручки под углом в 30°, но не усаживайте. Приподняли — опустили. Проделайте так несколько раз подряд. Также можно качать пресс, лежа на животе. Позвольте малышу ухватиться за ваши пальцы, немного приподнимите его за ручки вверх так, чтобы прогнулась спина.
  3. Укрепляйте мышцы спины . Уложите ребенка на живот. Одну руку подложите под грудь младенца, другую — между ножками. Грудничок должен упереться ими в ваш живот. При этом мышцы его спины и ягодиц напряжены, шея слегка выгибается назад.
  4. Водные процедуры . В воде равномерно тренируются мышцы всего тела, при этом нагрузка на позвоночник минимальна. Если есть возможность, можно записаться с крохой в бассейн или на аквааэробику. Если нет, можно тренироваться дома в большой ванной.
  5. Сидение под правильным углом . Если ребенок часто находится в коляске или в детском стульчике, необходимо отрегулировать правильный наклон сидения — 40–45°. Многие мамы интересуются, не вредно ли носить младенца в рюкзаке? Грудничка можно сажать в кенгуру. Важно только выбрать модель с жесткой спинкой, чтобы основной упор шел не на промежность. Вертикальная нагрузка на спину должна быть минимальной. Есть ограничения по времени: носить не более трех часов.
  6. Придумайте мотив . Просто так качать пресс скучно. Можно подвесить перед грудничком игрушки. Он будет пытаться дотянуться и одновременно тренировать мышцы.
  7. Ничего не придумывайте . Может, малыш просто ленится? Зачем садиться, если мама усадит, подтянет, поможет?
  8. Лишите комфорта . Создавайте неудобные условия, которые будут стимулировать кроху к желанию сесть без вашей помощи. Пусть он пытается найти более удобное положение для тела. Дайте ему возможность заваливаться на бок, почувствовать, как балансирует его тело, найти равновесие. Только так он самостоятельно научиться сидеть.

Если ваш малыш хорошо ползает и не хочет садиться, не стоит волноваться. Еще не пришло его время. Даже в 9 месяцев не будет поздно! Также нужно знать, что самый безопасный переход в сидячее положение — из позы на четвереньках. В этом случае будет наименьшая нагрузка на позвоночник. Научить ребенка садиться из положения лежа можно, если он уже уверенно садится из положения на четвереньках.

Когда ребенка можно сажать? Лучше ориентироваться на индивидуальное развитие малыша. Если ребенок активно двигается, у него не выявлены проблемы опорно-двигательного аппарата и неврологические нарушения, будьте уверены — он обязательно научится сидеть самостоятельно. И чаще всего вырабатывает этот навык без помощи взрослых.

Во сколько месяцев дети начинают сидеть

Приближаясь к возрасту пяти месяцев, малыш становится очень активным и любознательным. Ребеночек глазеет по сторонам, поворачивая головку в разные стороны, уверенно хватает и держит игрушки, с легкостью переворачивается на животик. Некоторые детишки даже пробуют сесть, что для родителей становится поводом для гордости и восхищения, ведь каждая мамочка с нетерпением ожидает того счастливого времени, когда их ребенок начинает самостоятельно сидеть на попке.

Когда ребенок начинает присаживаться самостоятельно

По мнению педиатров, ребенок должен развиваться и сесть примерно по следующим показателям:

  • в 6 мес. – сидит с поддержкой;
  • в 7 мес. – сидит без поддержки;
  • в 7. 5 – 8 мес. – легко садится самостоятельно и может лечь из этого положения.

Союз педиатров России: Переход ребенка из положения лежа на спине в положение сидя

Бывает, что активные и физически крепкие детки садятся раньше на месяц-полтора. У других малышей это происходит немного позже. По мнению докторов, такие показатели также считаются нормальными.

Если опытному доктору задать вопрос, во сколько месяцев дети обычно начинают присаживаться , то он ответит, что у каждого маленького человечка свой срок, потому что путь развития каждого малыша индивидуален и неповторим.

Можно ли присаживать ребенка специально

Мнение педиатров и ортопедов по поводу популярного вопроса от молодых родителей «можно ли помогать и присаживать ребенка» однозначно: вертикальное положение позвоночника неестественно для ребенка до шестимесячного возраста. Искусственно усаживая малыша горе-родители могут навредить здоровью маленького. Уже в школьном возрасте это может аукнуться серьезными проблемами с позвоночником. Если мышцы спины не окрепли в достаточной мере, то кроха сам не сядет потому, что пока еще не готов к такой серьезной нагрузке.

Другое дело, если ребенок сел самостоятельно раньше, чем ему исполнилось полгода. Но даже в этой ситуации малышу нельзя находиться в положении «сидя» более 1 часа в день.

Момент, когда можно присаживать ребенка, наступает тогда, когда маленькому исполниться 6 месяцев. Подчеркну, не усаживать, а присаживать.

Консультирует доктор Комаровский: Когда присаживать малыша? Во сколько месяцев?

Серия упражнений с ребенком на укрепление спины

Что же должны сделать родители, чтобы помочь малышу освоить новый и необходимый для него навык?

Ежедневно с 3-х месячного возраста выполнять гимнастику и массаж с ребенком, плавать в ванной или бассейне (в крупных городах есть бассейны для совместного посещения с детьми раннего возраста). Таким образом хорошо укрепится мышечный корсет.

С четырехмесячного возраста педиатры рекомендуется выполнять упражнения, чтобы ребенок сел. Выполнять их нужно на пеленальном столике или другой жесткой поверхности.

Упражнение 1. Ребенок лежит на столе. Как только он потянется ручками к маме, протянуть ему указательные пальцы. Малыш постарается сесть, ухватившись за мамины пальчики. Спинка ребенка отрывается от поверхности на 45о, в таком положении кроха удерживается несколько секунд и опять возвращается в положение «лежа».

Персональное видеопоздравление от Деда Мороза

Упражнение 2. «Самолет». Положить малыша на животик. Поднять ребенка, одной рукой поддерживая его под грудной клеткой, другой – под ножками. Ножки упираются в грудь взрослого, ягодицы и спина напряжены, голова приподнята. Зафиксировать положение на несколько секунд.

Валентина Ершова: Как научить малыша сидеть

Рекомендуется для физического развития крохи подвесить над кроваткой кольца, за которые он сможет ухватиться и попытаться приподняться. Во время выкладывания на живот на небольшом расстоянии перед малышом поместить яркий предмет (игрушку), до которого он будет стараться доползти.

Каждой молодой маме немаловажно знать, как присаживать ребенка правильно (об этом уже было сказано выше) и чего делать нельзя.

Если ребенок не садится самостоятельно, то нельзя:

  1. Усаживать его в подушки;
  2. Возить в коляске в сидячем положении (можно зафиксировать спинку коляски на 45º)
  3. Переносить в различных переносках типа «Кенгуру» в положении «сидя»;
  4. Усаживать на руки (можно держать на коленях в положении «полулежа»).
Ребёнок первый раз садиться (видео)

Мальчики и девочки: предположения и факты

В обывательской среде бытует мнение, что мальчиков можно присаживать раньше девочек. На самом деле, независимо от полового признака присаживать ранее полугода вредно как тех, так и других.

Кроме этого, когда девочки начинают рано садиться, то в будущем это может привести к деформации тазовых костей и серьезным проблемам женской половой системы. Поэтому педиатры старшего поколения часто высказывают мнение, что девочку вообще нельзя присаживать, пока малышке не исполнится 6-7 месяцев. Современные источники придерживаются менее категоричной позиции: считается, что большого страха нет, если маленькая принцесса решила самостоятельно сесть раньше полугода, а опасения бабушек не этот счет сильно преувеличены.

Подробнее о том, когда можно сажать девочку (будет ли вред от раннего присаживания?)

Также от пола не зависит и возраст, в котором ребеночек сядет сам. Все индивидуально, значение имеют только физическое развитие и психическая зрелость крохи.

Когда мальчики или девочки вдруг садятся раньше полугодовалого возраста, то это событие служит поводом для родительской гордости и даже хвастовства перед другими мамочками. Не стоит торопить события. Ваш малыш неповторим и уникален, поэтому также неповторим и уникален будет и путь его индивидуального развития.

Продолжаем читать дальше: Когда можно сажать мальчиков

Здоровых и смышленых Вам деток и счастливого материнства, дорогие мамочки!

Читаем по теме развития ребенка

Видео консультации Мамы Лары на тему, когда ребенок начинает сидеть

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

В каком возрасте ребенок садится из положения лежа

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений — одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей — мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными — он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову — это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции — улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения — одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия — рассматривания рук — в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции — улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги «ба», «ма», «да», лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед — это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться «на носочки», а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, — это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в «ладушки», «сороку», «прятки». Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова — «мама», «папа», «баба».

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Когда ребенок начинает держать голову

Когда ребенок начинает держать голову

Способность самостоятельно удерживать голову – это первый серьезный навык управления своим телом, которому учится малыш. В норме ребенок начинает уверенно держать голову, когда его носят вертикально и поднимать ее более чем на минуту, когда его кладут на живот, к 3 месяцам. В последние годы все чаще малыши уже в 2 месяца могут держать головку. Но зачастую мамочки приходят в панику, когда оказывается, что в 3 месяца их кроха еще не держит голову. Как же в норме должен развиваться малыш, и какие этапы пройти, прежде чем он научится этому навыку?

1. Ребенок с рождения не умеет держать голову, так как он не может пока еще контролировать работу мышц шеи. Когда вы поднимаете, кормите, купаете малыша, ему нужно поддерживать головку, ведь мышцы у ребенка еще слабые, если головка будет болтаться, то могут повредиться шейные позвонки. До 6 недель ребенок не способен самостоятельно удерживать голову наравне с туловищем. Если ваш малыш уже в 1 месяц держит голову, покажите его врачу, так как это не признак раннего развития, а скорей симптом повышенного внутричерепного давления.

2. Уже с 2-3 недель (когда заживет пупочная ранка) ребенка можно и нужно выкладывать на животик. В этом положении у него срабатывает врожденный рефлекс самосохранения: чтобы не задохнуться, кроха приподымает головку и укладывает ее на бочок. Чем чаще вы будете выкладывать кроху на животик, тем больше он будет тренировать мышцы шеи, что является одним из основных факторов развития малыша в данный период. Бывает так, что ребенок противится лежанию на животе, и мама не настаивает на этом. Это в корне неправильно, отвлекайте ребенка, гладьте его по спинке, говорите с ним ласково, улыбайтесь, показывайте игрушки, но обязательно выкладывайте кроху каждый день по нескольку раз на живот. Желательно это делать перед кормлением, что будет способствовать отхождению газиков из кишечника и поможет в борьбе с коликами первых 3 месяцев.

3. Примерно с 6 недель (1,5 месяца) ребенок уже начинает приподымать головку из положения, лежа, на 45 градусов и удерживать ее в таком положении 1 минуту. С 8-й недели вы уже будете замечать первые попытки удержать головку в вертикальном положении. Если раньше, когда вы усаживали ребенка, потянув его за ручки из положения, лежа на спине, вы замечали, что малыш запрокидывает головку, то теперь кроха будет делать попытки удержать ее вровень с туловищем.

4. В возрасте с 2 до 3 месяцев ребенок учится держать головку в положении, лежа на животе, а также в вертикальной позе, когда вы носите его на руках. Не все детки в 3 месяца способны делать это долго, потому всегда следите за крохой, чтобы вовремя подстраховать и поддержать его головку.

5. В 4 месяца ребенок уверенно держит голову в вертикальном положении, а лежа на животе, способен приподымать не только ее, но и верхнюю часть туловища.

6. В 5 месяцев малыш уверенно приподымает верхнюю часть туловища, лежа на животе и вертит головой из стороны в сторону, рассматривая окружающий мир.

Что делать если ребенок не развивается согласно вышеприведенным нормам, а отстает в развитии? Прежде, чем гадать и спрашивать бывалых мамочек, стоит все-таки показать малыша хорошему педиатру и невропатологу. Если вам не понравится диагноз и лечение, которое назначит врач (порою детям прописывают серьезные препараты, которые вызывают смятение и недоверие у мамочек), то найдите другого специалиста, и проконсультируйтесь у него. Поверьте, выбор врача, которому вы доверяете, очень важен сейчас и поможет в последующем уходе за ребенком. Если у крохи отсутствует рефлекс поворачивать головку, лежа на животе, то это означает серьезные неврологические проблемы, решение которых будет включать комплексную лекарственную терапию и несколько сеансов массажа.

Малыш в 3 месяца не держит голову, если:

1. У ребенка неврологические проблемы, или он родился в результате тяжелых и патологических родов. Для успешного решения проблемы необходима консультация специалиста, сами вы здесь не справитесь.

2. Низкий тонус мышц. Обязательно проконсультируйтесь с невропатологом, скорей всего обычным домашним массажем здесь не обойтись, и вам будет назначен специальный курс массажа в поликлинике.

3. Мама редко выкладывала ребенка на живот и ребенок не смог достаточно укрепить свои мышцы шеи и плечевого пояса.

4. Часто дети немного отстают в развитии, если рождаются с недостаточной массой тела (например, недоношенные детки), а также не набирают норму веса в первые месяце жизни. В этом случае нужно проконсультироваться с педиатром по поводу прибавки в весе. Если ребенку не хватает грудного молока, то решить эту проблему с консультантом по грудному вскармливанию или ввести докорм смесью, подобранной педиатром. Как только ребенок наберет нормативный вес, он догонит своих сверстников в развитии.

5. Малыш может держать голову, но под углом. Проконсультируйтесь с врачом — вам положен специальный массаж. Также доктор может предложить вам носить специальную подушечку, выравнивающую положение головы, а также укладывать ребенка в разные стороны манежа, чтобы он менял свой угол зрения и поворот головы.

Если вы видите какие-то отклонения в развитии ребенка, сразу консультируйтесь со специалистом, это поможет вовремя выявить проблему и справиться с ней, помните, что чем старше становится малыш, тем тяжелее поддаются лечению неврологические отклонения.

Как научить ребенка садиться самостоятельно?

В жизни любой молодой мамы рано или поздно появляется ряд вопросов:

  • как научить ребенка садиться?
  • во сколько месяцев ребенок садится самостоятельно?
  • нужно ли вообще учить ребенка садиться или ждать, пока он сделает это сам?
  • во сколько месяцев нужно начинать развивать у малыша этот навык?

Во сколько ребенок садится?

Конечно, следует помнить, что каждый малыш индивидуален, его умения и навыки развиваются согласно его темпераменту, состоянию здоровья, степени активности.

Однако у педиатров есть некий стандарт, который определяет норму, когда крохе положено иметь определенные навыки владения своим телом:

  • дети в шесть месяцев – садятся и сидят с поддержкой непродолжительное время;
  • дети в семь месяцев – садятся с помощью взрослого и сидят без поддержки, могут играть в положении сидя некоторое время;
  • дети старше семи месяцев – умеют самостоятельно садиться, сидят без поддержки долгое время, могут лечь из положения сидя.

Стандарт дан для определения возраста, когда ребенок начинает садиться, а не для того, чтобы посеять панику в душе той мамы, чей малыш не этого делать к шести месяцам.

Более того, мнение педиатров единодушно – раньше шести месяцев не стоит начинать присаживать ребенка, так как вертикальное положение позвоночника в таком возрасте еще неестественно.

Однако активные малыши могут пытаться самостоятельно сесть несколько раньше, но лучше постараться не допускать долгого сидения крохи. Например, если ребенок пытается сесть в 3 месяца, важно понимать, что это слишком рано. Дело в том, что до 6 месяцев кости и внутренние органы малыша еще достаточно хрупкие и нежные. Поэтому, чтобы избежать проблем с позвоночником в дальнейшем, лучше отвлечь ребенка, создав для него такие условия, чтобы он мог играть в положении лежа.

Но если ребенок в 4 месяца пытается сесть самостоятельно, то уже можно позволить ему непродолжительное время находиться в положении полулежа с поддержкой в виде опоры.

Указанный стандарт – это некая отправная точка для понимания, когда можно начинать учить детей приобретать сидячее положение. Если раньше 6 месяцев кроха не сел самостоятельно, то и не нужно насильно учить его делать это.

Как понять, что малыш хочет сесть

Как уже было сказано, лучше ориентироваться не на возраст крохи, а на его активность, тогда родители не прозевают время, когда ребенок начинает садиться.

Существует несколько признаков того, что малыш хочет сесть:

  • ребенок тянет ручки вперед, хватается за руки взрослого и старается подтянуть тело вверх;
  • лежа в коляске малыш подтягивается вперед и вверх, хватаясь за перекладину;
  • старается сесть в автолюльке.

При этом активные малыши не оставят своих попыток, будут часто хвататься за перекладину в коляске или за игрушки и стараться сесть самостоятельно. Родителям в этом случае можно ненадолго устраивать карапуза таким образом, чтобы он находился в положении полулежа.

Как помочь малютке?

Если вы заметили, что малыш начинает приподниматься из лежачего положения, вы можете ему немного помочь. Для этого необходимо выбрать время, когда карапуз сыт, активен и настроен играть. Но не стоит учить ребенка садиться сразу же после еды, лучше выбрать время между двумя приемами пищи.

Итак, расположите малыша полулежа на подушке, погладьте ножки и ручки, убедитесь, что он в хорошем настроении, протяните к нему руки. У детей еще в утробе матери формируется хватательный рефлекс, поэтому малыш ухватится за ваши пальцы. Придерживая его захват, слегка подтяните кроху чуть вверх и к себе, затем плавно опустите назад. Проделайте такое упражнение несколько раз.

Во время упражнения разговаривайте с малышом, полезно проговаривать простые односложные слова: «вверх-вниз», «раз-два» . Так он постепенно начнет ассоциировать слово и движение.

Если вашему крохе уже исполнилось 6 месяцев, а он еще не пытается сидеть, то вы также можете начинать выполнять такое упражнение. В таком возрасте мышцы спины уже достаточно окрепли для того, чтобы начинать присаживать ребенка. Но помните – еще не сажать, а только присаживать.

Через некоторое время можно начинать присаживать ребенка из положения лежа.

Действия те же самые:

  • выберите время, когда кроха активен и сыт, но не сразу же после еды;
  • сделайте массаж – погладьте ручки и ножки малыша, убедитесь, что он настроен играть;
  • протяните к нему одну руку так, чтобы он схватил вас двумя руками;
  • придерживая его ручки, легко подтяните ребенка по направлению чуть вверх и к себе, свободной рукой необходимо поддерживать его за спинку;
  • придержите его сидя несколько секунд, после чего плавно положите, придерживая под спинкой своей рукой.

Сколько раз повторять такое упражнение – решать только вам и малышу, но для начала пяти-шести таких подходов будет достаточно.

Перед тем как научить ребенка садиться самостоятельно, необходимо убедиться, что он может держать спинку и некоторое время сидеть. Тут необходимо несколько изменить упражнение и присаживать малыша, только поддерживая рукой под спинку. Инстинктивно он будет искать опору руками, так постепенно и научится садиться самостоятельно при помощи своих рук.

Над кроваткой вашего крохи можно расположить перекладину или кольца, до которых он сможет легко дотянуться. Так, подтягиваясь на руках, карапуз научится садиться без посторонней помощи.

Правильная осанка

Примерно в 5-6 месяцев ребенок начинает вставать на четвереньки и пробует ползти. В это же время он может начать садиться самостоятельно, без помощи родителей. Итак, обычно как садятся дети в первый раз? Переворачиваются на живот, встают на четвереньки, после чего опускают попу на поверхность.

В период, когда ребенок садится самостоятельно, проследите за правильностью его осанки:

  • ножки малыша разведены, колени развернуты наружу;
  • карапуз слегка наклонен вперед, попка и боковая поверхность ножек служат опорой;
  • поясница согнута, тогда как шея и верхняя часть позвоночника прямые;
  • подбородок опущен вниз;
  • кроха опирается на ручки перед собой.

Бывает, что когда ребенок садится, он опирается только на одну ножку, но в таком случае нагрузка на позвоночник распределяется неравномерно. Маленького непоседу нужно усадить правильно. Положите перед ним любимые игрушки и оставайтесь возле малыша, так как его положение еще неустойчиво, он может заваливаться в сторону.

Перед тем, как научить ребенка садиться из положения лежа, убедитесь, что он уже достаточно уверенно садится на попку и может сидеть без опоры. Проделывайте все то же упражнение – поднимайте кроху за ручки и плавно опускайте. Благодаря таким ежедневным упражнениям малыш укрепит мышцы спины и живота.

Как научить малыша садиться на горшок

Мамы и бабушки учат молодых родителей, что чадо к горшку нужно приучать с самого раннего возраста, то есть еще в возрасте 3-4 месяцев нужно держать кроху над горшком, чтобы выработать в нем привычку. Современные же исследования показывают, что нет большой разницы, в каком возрасте начинать приучать к горшку.

К 8-9 месяцам ребенок уже может уверенно сидеть, в это время и можно начинать знакомить малыша с горшком.

Педиатры уверяют, что в возрасте 1-1,5 года кроха начинает испытывать дискомфорт от мокрой одежды и в скором времени сможет осознанно начать проситься на горшок.

Но как быть, если ребенок не хочет садиться на горшок? Чего делать нельзя – насильно усаживать и удерживать малыша.

Так вы разовьете только стойкую неприязнь к этому предмету, в результате ребенок начнет проситься на горшок только в сознательном возрасте, а это не то, что нам нужно.

Главное – любое упражнение или занятие проводить с улыбкой и хорошим настроением, только тогда результат не заставит себя ждать.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о