Как вы поняли что ребенок аутист



мамы деток-аутистов, как вы заподозрили аутизм?

Я хочу обследовать младшего ребенка (сейчас 2,5 года, кесаренок, родился в срок), т.к. его развитие сильно отличается от старших детей:

— на имя не отзывается, т.е. вообще не выделяет из моей речи обращение к нему
— впечатление, что указания и запреты он просто не слышит, никакой реакции нет (ну разве что крик выделяет, но не по смысловой сути , а просто громкость). Хотя на просьбы что-то принести чаще всего откликается, но только если перед этим визуальный контакт установлен.
— речь в 2,5 года на уровне отдельных нечетких слов (пара десятков наберется, из словосочетаний присутствуют только «где папа» и где мама»), повторяет за мной редко. Специально отдала в сад полгода назад, но прогресс в речи минимальный.
— с детьми практически не играет, если мешают играть ему или пытаются вклиниться в его игру — крики и агрессия
— на любой призыв «а давай сделаем так» или отказ в чем-либо — скандал на ровном месте, с криками, швыряниями и агрессией.

На все это накладываются все симптомы гиперактивности, никакие конструкторы нам не нужны, игра большей частью состоит из перебежек из комнаты в комнату, от игрушек к игрушкам и их разбрасывания .. В поликлинике на рецепции у меня уже поинтересовались дружелюбно, приходится ли мне его привязывать дома:)) При этом в определенных местах (к сожалению, их очень мало) может вести себя ниже травы/тише воды.

Хочу сходить к психологу.

Как было у вас и видите ли вы в нашем случае схожие отклонения? Может я просто преувеличиваю проблемы, опираясь на опыт старших детей?

Жизнь — это супермаркет. бери, что хочешь, но в конце за все надо заплатить.

Лера, Алексей (30/03/94), маленькая принцесса Софья (25/08/03) и июленок 2010

Я бы сходила для начала к психологу. Потом к невропатологу, потом к психиатру (что, собственно, и сделала в своё время).
Психолог Вам скажет есть ли отставание в развитии.
Невропатолог и психиатр, если нужно, обследуют и определят в каком направлении работать.
Главное — перепроверяйте диагнозы, не спешите лечить медикаментозно и ничего не бойтесь. У Вашего ребёнка ещё очень маленький возраст, многое можно скорректировать занятиями со специалистами. Главное — найти, в каком направлении работать.

Я тоже проблемы у младшего нашла, сравнивая со старшим. Хотя мне врачи (и логопеды), говорили, что у нас всё в норме, подождите и т.д. А нашла старые записи, у меня старший в 3,5 года рассказывал, что мама у него сказочная и что он вырастет, будет работать как папа и купит машину себе и брату. Младший же в это время не мог сказать толком «мама, дай». И мы пошли на приём к вменяемому психологу, а оттуда — в речевой центр. Ну и дальше обследовались на Богатырской у невролога. Сейчас много занимаемся, прогресс огромный, в следующем году собираемся в обычную школу.

Как понять является ли ребенок аутистом или нет?

Какие симптомы или что в поведение должно насторожить родителей?

Основные проявления аутизма в раннем возрасте, которые отчетливо заметны:

  • изменения естественной формы реагирования — привыкание к рукам матери. Здоровый малыш с удовольствием сидит «на ручках» и готов порой так сидеть целый день, естественно меняя позы и приспосабливаясь к материнскому телу. А дети с признаками аутизма не принимают или с трудом принимают естественные позы. Ребенок проявляет аморфность, как бы «растекается» на руках. Или, напротив , слишком напряжен, неподатлив.
  • нарушение фиксации взгляда аутичного ребенка на лице матери. То есть такой ребенок избегает смотреть в глаза, даже маме. А поймав взгляд, всегда его отводит. Эта форма нарушения коммуникативного поведения обычно и пугает матерей прежде всего.
  • малыши с аутизмом не принимают или нечасто принимают предвосхищающую позу — когда малыш тянет ручки ко взрослым. Потому что близость ему дискомфортна.
  • отсуствие улыбки малыша, адресованной родным.

Если родители замечают тревожные признаки, то следует обратиться к педиатру, психологу, невропатологу, возможно, психиатру, подробно изложив свои жалобы. Диагноз чаще всего не выставляется после единичного визита. После осмотра ребенка специалисты могут составить план наблюдения для точной постановки диагноза.

Вообще существуют разные формы аутизма, и прогноз различается. Одни люди по мере взросления способны полностью адаптироваться к окрущающему миру, но есть и те, которые остаются беспомощными и не могут жить без помощи посторонних. Большинство людей с аутизмом занимают промежуточное состояние между этими крайностями.

Вообще аутизм — генетическое заболевание. Вступая в брак, партнеры должны быть честными друг с другом, предупреждая, что в роду есть такие-то заболевания.

Медицинские описания Вы легко найдете в Инете. Поэтому опишу только личные наблюдения (есть две знакомых семьи).

Ребенок-аутист с детства замкнут, он живет в своем отдельном мире, на всё, что происходит вокруг, почти никак не реагирует. Разговаривает очень мало и редко. О своих проблемах и переживаниях никогда не рассказывает. Весь в себе. С людьми не контачит, друзей у него нет. У детей-аутистов может быть врожденный дар к рисованию или сочинению стихов.

Аутизм, на сегодняшний день, практически излечим. И лучший способ лечения — это анимальная терапия. Ребенку-аутисту стоит купить собаку или кошку — животное, с которым он будет общаться и проводить много времени. Иппотерапия (лошади) и дельфинотерапия — очень даже показаны. Можно отдать ребенка на плавание. Только, пока он маленький, в мелком бассейне и под пристальным надзором.

У детей-аутистов, в следствие стресса может быть даже состояние припадка. Их лица «белеют», они становятся злыми и неадекватными, начинают бросаться предметами.

Аутиста важно постоянно ограждать от стрессов. В годы полной отрешенности от мира, переводить на домашнее обучение. Общение со сверстниками важно, но обычно над такими детьми издеваются. В школе дети бывают очень жестокими.

Ребенку-аутисту обязательно надо читать позитивную литературу, и самого его приобщать к книгам. Занимать его каким-нибудь творческим занятием: рисование, лепка, оригами и т.д.

Взрослому аутисту (пусть даже вылечившемуся) детей лучше не иметь. Как и человеку, у которого в роду были аутисты. Эта болезнь передается по наследству даже через несколько поколений, особенно мальчикам.

Даже вылечившийся аутист, в результате стресса, обиды, насилия, унижения или испуга может вернуться в прежнее состояние.

Когда вы поняли, что с ребенком что-то не так?

Katya791, пишет 15 января 2011, 11:21

Здравствуйте. У меня мальчик, 2 года. Об аутизме, я почитала случайно, когда решила посмотреть в интернете, что означает бег кругами, деть бегал, падал, вставал, снова бегал и бегал. Потом начал машинки составлять рядами, сейчас лежит на полу или диване, возит машинкуу и смотрит, наверное на колеса. Едим мы плохо, без мультиков совсем не едим. Когда был маленький плакал от голода, но не ел из бутылки, мы его с ложки докармливали, а он все выплевывал. Бесконечные запоры, потом поносы. Сам не ест, в горшок не ходит. Говорил, только кар, после приема глицина в 1,9, начал говорить гагат(квадрат), сир(сыр), ти(три), показвал у бабушки на кису и говорил -ки, недавно начал говорить мама-мама, вроде ко мне обращается, не всегда откликается на свое имя. Нотак вроде все понимает, что ему говоришь. Любит квадраты, треугольники и все геометрические фигуры, машины.

Ходили к неврологу, спросили про наши проблемы, мы еще если впадаем в истерику, начинаем блевать, приходиться идти у него на поводу. Невролог сказала про аутизм- это не про вас, а в глазах у нее был испуг, дала нам кучу телефонов, логопедов, психологов.

Мне страшно, муж говорит, мне надо голову лечить, да и бабушка тоже.

Скажите, а как у вас возникли подозрения, какие были симптомы? В какой момент вы начали обращаться к специалистам?

  • Страница 1 из 3
  • ctrl →
  • 1
  • 2
  • 3

Бег по кругу, выстраивание предметов в дорожки, избирательность в еде — это все элементы аутизма. Вашему ребенку нужна консультация психиатра. Я поняла, что с моим Андреем что-то не так после года, когда он увлекся хлопанием дверями, меня беспокоило то, что он не откликался на имя, не говорил не одного слова. Первое слово произнес в 2 года 10 мес после курса лечения.

Младший, Арсюша, до года и 2 мес вообще развивался нормально, лепет в 7 мес, 1-е слова в год. Любил слушать сказки, показывал животных, я надеялась, что он вообще будет здоровым. Но в год и 2 мес сделали АКДС, он перенес ее очень плохо, была высокая температура и он целый день орал. После этого его развитие остановилось. Сейчас я оформляю ему инвалидность (у старшего уже оформлена) диагноз атипичный аутизм.

Вам обязательно нужно ребенка обследовать, сделать томографию мозга, ЭЭГ, обязательно сходите к генетику, вдруг какие-то наследственные заболевания. Еще не будет лишним, если вы сходите к эндокринологу и сдадите кровь на гормоны Т4 и ТТГ, чтобы выяснить, нет ли у ребенка гипотериоза.

Из моего личного опыта — у обоих детей нашли незначительную гидроцефалию и отставание ритмов коры головного мозга.

А вот что касается как лечить и что делать, то тут у каждого свое. Кому-то помогают ноотропы (нам помогают), кому-то не помогают. То же самое можно сказать о гомеопатии, БГБК диете и других методах.

А вот педагогическая коррекция нужна всем! Ищите специалистов — дефектолога, психолога логопеда, заниматься с ребенком нужно уже сейчас. Если оформите инвалидность, то сможете найти бесплатных специалистов или вам порекомендуют детское коррекционное учереждение.

«Мне страшно, муж говорит, мне надо голову лечить, да и бабушка тоже.» — объясните им, что у ребенка действительно серьезные проблемы. Не опускайте руки и удачи вам!

Дф, прививки, я боюсь делать, мы сделали только 2 полиомилита и манту, остальные нет, т.к. были постоянные медотводы. А сейчас я уже смневаюсь надо ли их делать вообще.

про генетика, надо сходить, у моего мужа брат странный, ему 40 лет, но он соверненно, не контактен, его общение мама.

Здравствуйте, Катя. Такое впечатление, что вы описываете поведение моего ребенка. Нам сейчас тож 2 года, такие же симптомы, что и у вас. Только он у меня не по кругу, а вдоль предметов и обратно бегает, повернув и слегка наклонив голову. По поводу выстраивания машинок и др. предметов в ряд, в глаза не бросается, особенно, если не знать, что это проблема. А вот с кругами-треугольниками попали в самую точку, а еще буквы. Он у меня в 1,5 г. весь алфавит, включая твердый и мягкий знак назвать мог, а говорить — нет. Ел сначала хорошо и все, не могли нарадоваться, а потом, так же как и у вас, только под мультики. Под них мы и одеваемся на улицу (без них он как-будто не понимает, зачем это надо делать, убегает, плачет). Даже слова первые называет такие вот как и у вас. Я, кстати, на этот диагноз тож через поисковик в яндексе вышла, когда забила «манежный бег» — это так стериотипный бег по кругу у детей называется. Попала на Медкруг-сообщество-аутизм и. ужаснулась, насколько это подходит к нам. Вы не написали, как проходила у вас беременность, роды, как развивался ребенок до 2-х лет. Я вот с самого начала, моталась по неврологам и волновалась, что что-то не так с и с беременностью, и с родами, и с развитием были проблемы. Но несмотря на это, находясь под пристальным наблюдением неврологов, об аутизме узнала только из нета, т.к. от врачей этот диагноз, даже предполодительно не звучал ни разу. «Самое страшное, что вам может грозить — это минимальная мозговая жисфункция» — говорили они. Но на сегодняшний день ребенок сам не «ходит» на горшок, появились фобии, ритуальные действия, не проходят полевой и манежный бег, сильно возбудим, плохо спит и засыпает,ну и еще много всего, что периодически улучшается или ухудшается. НО САМОЕ ГЛАВНОЕ во всем этом — это отсутствие нормального, адекватного общения со сверстниками.

А мне теперь стало страшно. Модель поведения, описанная Вами очень схожа. Нам 3 года. У меня возникают мысли — иногда поведение ненормальное, вздыхала. думала, наверное характер будет скверный. Игрушки в ряд, причем неважно какие,говорит паровоз. потом бегает вдоль них туда обратно. Я только сейчас стала понимать смысл этих движений. Когда он бежит, сам себе создает как бы движение поезда из игрушек и предметов, так он бегает вдоль бордюров. Пошли в сад, теперь меньше стала замечать это. С 1,7 до 2,3 мы тоже выучили все без исключения буквы. фигуры, цвета, считали до 10, соображал если 1 предмет и еще два — это уже три. В общем 3 предмета, движущиеся машины считал сходу (это в 2,5).Конечно радуешься достижениям, но настораживает. Говорить начал в 2,3, хорошо почти сразу. в 2,5 выучил почти все детские стихи. К 3 годам все забыл. Пропал интерес. Сейчас учим почти заново, помнит, но не полностью. Вот меня больше настораживало общение с детками. Со старшими детьми и взрослыми отлично шел на контакт (в прошедшем времени, т. к. сейчас ходит в сад, немного все иначе), если к нему дети проявляли активность (ровесники, младшие), уходил или мог заплакать. Сейчас в садик ходим, общается вроде без проблем. но все равно. смотрю видео с праздников,все выполняет, стихи рассказывает, но если не занят, не стоит на месте, носится, толкаться может(маленьких тоже, на улице птиц и животных пытается пнуть и смеется, если удается). раньше и дома, мне пакость сделает, говорю больно, а ему смешно. Детей в группе ковыряет, может просто подойти, взять за рукав и смотреть, ждать реакции, ребенок естественно раздражается. а мой смеется и продолжает, его забавляет именно раздражение или негодование детей. Берет игрушку или вещь, если она заинтересовала другого ребенка, ставит перед ним специально, тот пытается взять, а сын тут же ее убирает. Как бы дразнит, может специально пройти, разрушить,скинуть чужое строение. Есть дети, которые ему нравятся, он играет, разговаривает осознанно, но я не вижу особой дружбы с кем-то определенным, однажды только ходил с девочкой за ручку и поцеловал. В развитии физ. в общем проблем нет, все по возрасту и без проблем. Меня заставляли задуматься только игры непонятные и общение со сверстниками. Неужели и мне бить тревогу?Беременность вообще отличная и беспроблемная, ни одного подозрения врачей не услышала, хотя к неврологу с вопросом о гиперактивности обращалась, сказала, все в порядке, интерес к познаниям есть (скажу даже он чрезмерный), психолог вообще у нас сама странная. но это же бесплатная медицина. Нужно найти грамотного специалиста наверное и проконсультироваться.

Признаки ребенка аутиста — как 100% понять, что ваш ребенок аутист

Содержание статьи:

Многие из нас с большим интересом смотрели фильм Барри Левинсона «Человек дождя». Один из главных героев в этом фильме Раймонд – математический гений, аутист. Он живет в своем обособленном мире, производя в уме сложнейшие математические вычисления. Аутист — гений. Странно? Ничего странного в этом нет. Имеющаяся на сегодняшний день статистика убедительно доказывает, что аутисты в десять раз чаще, чем обычные люди, проявляют уникальные способности в той или иной сфере. Мало кто знает, что к людям с аутистическим мышлением относятся: Билл Гейтс – акционер компании Microsoft, Ван Гог – великий художник, Ким Пик – математик, доктор философии, писательница Темпл Гранден. В той или иной степени аутистами были: Альберт Эйнштейн, Дмитрий Шостакович, Николай Гумилев, Арнольд Шенберг. Перечислять известных во всем мире аутистов можно бесконечно. Так что же такое аутизм – болезнь, психическое расстройство, генетическое заболевание, гениальность?

Термин «аутизм» впервые был озвучен в 1911 году швейцарским психиатром Эйгеном Блейлером, посвятившим всю свою жизнь изучению шизофрении. В переводе с греческого «Аутос» означает «сам». Через тридцать лет психиатр Л. Каннер назвал маленьких аутистов – мудрецами, предпочитающими жить в своем собственном мире.

Как проявляется аутизм у ребенка: особенности общения аутиста с другими

Как правило, сразу после рождения практически невозможно определить симптомы заболевания. Чуть позднее, после формирования у детей определенных навыков, родители замечают некоторое искажение в восприятии окружающего мира и отклонения в поведении ребенка. Дифференцировать симптомы аутизма довольно сложно, так как они индивидуальны и уникальны.

  • Первыми признаками аутизма принято считать: отсутствие социальных навыков.
  • Некоторые детишки производят впечатление глухих, так как не разговаривают, а порой и не реагируют на обращенную к ним речь.
  • Малыши привязываются к определенным внешним объектам.При некоторых формах данного расстройства до определенного возраста ребенок развивается абсолютно нормально, но потом постепенно теряет уже приобретенные навыки
  • Поиск уединения, желание пребывания в одиночестве. Поиск одиночества – это тот симптом, который сохраняется у такого ребенка на всю жизнь.
  • Ребенок-аутист постоянно отводит глаза, избегая встречаться взглядом даже с близкими людьми.

По одному из этих признаков нельзя поставить диагноз – аутическое расстройство. Такой диагноз ставится по совокупности нескольких симптомов. Выявить аутизм у детей до 6 лет помогают специальные тесты.

Статистика утверждает, что из каждой тысячи один ребенок страдает данным расстройством. Однако детей аутистов значительно больше, так как у многих это расстройство протекает в легкой форме и родители не обращаются к врачам. Они уверены, что стремление ребенка к одиночеству объясняется особенностями его характера. У мальчиков данное расстройство встречается чаще. На возникновение патологии никак не влияет поведение членов семьи. Поэтому говорить о том, что малыш стал аутистом из-за неправильного отношения к нему отца или матери – нельзя.

Как выявить аутизм у ребенка по поведению, интересам: признаки

Особенности поведения и интересы ребенка-аутиста

  • Мама ласково обращается к малышу – он остается абсолютно равнодушным. На его лице нет улыбки, он никак не реагирует на свое имя.
  • Любая смена привычного жизненного уклада вызывает у ребенка панику.
  • Малыш никак не реагирует на мокрую одежду.
  • Малыш отдает предпочтение определенной цветовой гамме. Например, любит только коричневые игрушки, разрешает надевать на себя только одежду синих цветов и т.д.
  • Малыш никогда не играет со сверстниками, предпочитая игру с вещами.
  • Ребенок постоянно повторяет одни и те же фразы.
  • На любые внешние звуковые раздражители реагирует с заметным опозданием.
  • Отличается вспышками агрессии.
  • Любой объект испытывает на запах.
  • Громкий разговор вызывает агрессию или раздражение.
  • У ребенка нарушено чувство опасности.
  • Аутисты могут причинять себе физический вред.
  • Одним из ведущих симптомов данного расстройства считается нарушение коммуникативных навыков. Детишки, страдающие этим расстройством, начинают значительно позже разговаривать и, как правило, никогда не используют жесты. Некоторые, напротив, зная много слов, попросту их не используют. Они предпочитают взять взрослого за руку и подвести к тому предмету, который им необходим. Более взрослые малыши могут не замечать – отсутствия близких людей в доме.
  • Аутист часами может смотреть на один предмет.
  • Малыш любит длительное время кружиться вокруг своей оси, махать руками, ходить на цыпочках. Эти движения повторяются изо дня в день.
  • Целью игры такого малыша может быть простая расстановка игрушек в один ряд.

Какие нарушения моторики характерны для детей с аутизмом?

  • Моторное развитие у детей аутистов характеризуется нарушением мышечного тонуса, слабым контролем равновесия и отсутствием точности в движениях.
  • Малыши слабо ощущают свое тело в пространстве, поэтому их движения не скоординированы, скованы или вялы. Их походка чаще всего тяжелая и порывистая.
  • Освоить хождение по лестнице для аутистов очень сложная задача.
  • Ребенок никак не может научиться кататься на велосипеде.
  • Ему довольно сложно захватывать и удерживать предметы.

Дети-аутисты, выполняя распоряжение родителей, очень неуклюжи. Однако если малыш решает что-то сделать сам, он может проявлять самые настоящие чудеса ловкости. Для таких детишек характерна произвольная, спонтанная деятельность.

Детский аутизм: признаки необычной чувствительности

Обостренная чувствительность у детей с аутизмом может проявляться по-разному:

  • Одни детишки – не выносят громкую музыку.
  • Другие – впадают в панику от перспективы переодевания в новую одежду.
  • Третьи – проявляют признаки беспокойства, когда кто-то задевает их волосы.
  • Четвертые – с большим трудом выносят новые запахи.
  • Пятые – впадают в ступор, видя мигающую лампочку.
  • Шестые – не приемлют телесного контакта.

Почему дети аутисты склонны причинять вред себе и не бояться опасности?

Многим детям аутистам свойственно «самоповреждающее» поведение. Что это значит? Малыш может начать биться головой об пол, кусать кожу на руке или ноге. Иногда ребенок рвет на себе волосы. Как правило, аутисты причиняют себе вред в тот момент, когда окружающая обстановка для них становится практически невыносимой. Например, на заднем фоне громко играет музыка, люди смеются, постоянно мигает лампочка и т.д. Ребенок загнан в тупик, ему плохо и он начинает причинять себе боль, чтобы снять скопившееся напряжение. В данном случае физическая боль является фильтром, позволяющим разрядить обстановку и сосредоточиться на других «болезненных» ощущениях. Безусловно, малыш в этот момент может нанести себе довольно серьезный вред. Поэтому родители должны как можно быстрее исключить все факторы, провоцирующие самоповреждающие поведение.

У некоторых аутистов отсутствует чувство опасности, их инстинкт самосохранения не срабатывает. У родителей создается впечатление, что их ребенок сам стремится к опасности. Даже получив негативный опыт, он снова и снова повторяет небезопасные действия. Например, упав однажды с неукрепленной лестницы, он снова на нее взбирается и падает. На следующий день можно с ужасом наблюдать ту же картину. К счастью, это нарушение у детей встречается не часто.

В основном дети-аутисты наоборот тревожны и очень боязливы. Но, если у малыша отсутствует чувство опасности, родители должны оберегать его и внимательно следить за его передвижениями. Конечно же, если он один раз упал с высокого стула, уберите его от греха подальше. Родители должны помнить, аутисты не распознают и не запоминают ситуации, требующие осторожности.

Как проявляется аутизм у детей: расстройство ЖКТ, нарушение сна, склонность к судорогам, эпилепсии.

В список наиболее часто встречающихся симптомов, сопутствующих аутизму входят расстройства ЖКТ. Аутисты часто страдают запорами, диареей, воспалениями желудочно-кишечного тракта. Некоторые американские врачи считают, что проблемы ЖКТ негативно сказываются на течении данного заболевания. Невербальные аутисты не могут объяснить, что их беспокоит, чем существенно затрудняют диагностику.

Как правило, дети с такими расстройствами предпочитают есть только привычную пищу, в их рацион довольно сложно включать новые продукты. У многих из них отмечается повышенная чувствительность к вкусовым особенностям пищи.

Большинство аутистов страдают нарушениями сна. Они очень часто путают день с ночью, их проблематично уложить спать, зачастую они страдают от бессонницы. Сон их беспокойный и тревожный. Периоды сна у таких детей могут составлять один-два часа.

Еще одним сопутствующим симптомом данного расстройства являются судороги. Приступы судорог могут возникнуть практически в любом возрасте. У детей внезапно появляются мешки под глазами, наблюдаются: выраженное мышечное напряжение, подергивание конечностей, судорожные сокращения лицевых мышц. Ребенка мучают довольно сильные головные боли. С возрастом у больных увеличивается вероятность возникновения эпилепсии. При первых симптомах судорог, необходимо срочно проконсультироваться с невропатологом.

«Мне сказали, что я аутист…»

Тему детского аутизма часто обсуждают в прессе. О таких детях показывают репортажи.

Обычно на записи они сидят, глядя перед собой, замкнутые в собственном мире,

и практически не контактируют с внешней средой. Иногда таким детям и их семьям оказывают помощь в виде стиральной машинки или оздоровления в лечебном санатории.

Но вот о взрослых аутистах информация почти отсутствует. Хотя они есть. Более того, некоторые даже вступают в отношения, пытаются построить семью. Один из аутистов и его супруга рассказали, как трудно по сути не воспринимать этот мир, но жить в нем…

«СОСЕДИ ПОЛИЦИЮ ВЫЗЫВАЛИ…»

Тридцатидвухлетний Виталий (все имена изменены) аутист. Как это проявляется внешне? Кроме всего прочего, он порой ведет себя несколько странно, не всегда привычно и логично. Часто он просто никак не реагирует на просьбы, слова и события. Однако если продолжать “достукиваться”, Виталий начнет истерить, кричать или просто плакать. Но больше всего аутиста в Виталии выдает взгляд – почти всегда задумчивый, устремленный внутрь себя. Во время нашей беседы он не “отключался”, а всего лишь то и дело качался, сидя на лавочке, и беспрестанно двигал кистями рук. Некоторые ответы Виталия мне было трудно понять сразу, как и ему не всегда удавалось вникнуть в мои вопросы. Но рядом была гражданская супруга Виталия тридцатишестилетняя Евгения, которая помогала нам выходить из таких положений. Первый вопрос я задал Виталию.

– Скажите, когда вы поняли, что являетесь аутистом? И что это вообще такое?

– Я не знаю, когда понял это, – Виталий говорит без запинки, просто явно по-своему понял вопрос. – Мне сказали: “Ты аутист”. Я сказал: “Хорошо”.

– Виталик родился таким, – добавляет Евгения. Она среднего роста, полноватая, с веснушчатым лицом. – У него только мать. Отец, футбольный тренер, ушел из семьи, когда понял, что его ребенок странный, не такой, как все. Как говорила тетя Таня (мама Виталика), он всегда хотел сына, которому сможет передать свои умения, любовь к футболу. А тут такое… Вот и не выдержал.

– Как это проявлялось в детские, подростковые годы?

– Я поздно научился читать и считать, – говорит Виталий. – Глубоких знаний по физике, химии, биологии не получил. Но не потому, что тупой. Мама говорила, что просто нет специалистов, которые могли бы мне преподать науки. В обычной школе я не учился. Мама водила меня к людям, которые меня обучали. Эти люди очень терпеливые. А так мне трудно дается все новое. Вернее, для меня это невыносимо. Помню, мама захотела переклеить обои в моей комнате. А это ведь сразу меняет комнату, все помещение становится странным, чужим. И в нем мне становится очень плохо.

– Иногда тетя Таня не понимала, каков Виталик. Или просто не хотела понимать, – включается в беседу Евгения. – Аутисты не жуткие консерваторы. Им невероятно сложно привыкать к новому, нужен заведенный порядок вокруг. Скажем, мы с Виталиком несколько лет покупали хлеб в одном и том же магазине. А когда его снесли, Виталик впал в настоящую истерику. Соседи даже полицию вызывали – думали, убивают кого-то. Еще Виталик периодически впадает в “задумчивость”. Если аутизм более тяжелой формы, то человек находится в таком состоянии постоянно. Виталик же “задумывается” от часа до четырех в день. В такие моменты его не надо трогать. В прошлом году мы решили выбраться на пляж. Пришли в безлюдное место. Я оставила Виталика с вещами, а сама пошла купаться. И тут к нему подошел пьяный. А Виталик как раз “задумался” и не реагировал. Тогда алкаш его тронул за плечо, мол, чего молчишь, есть курить или нет? Виталик от этого прикосновения, от попытки влезть в его мир начал орать. Вы бы видели, как улепетывал тот бродяга!

«НЕ ДАВАЙ МОЕМУ СЫНУ ЛОЖНУЮ НАДЕЖДУ…»

– Как вы познакомились? И как вам живется вместе?

– Я в то время работала социальным работником. Среди прочих обязанностей была работа с аутистами, которые находятся в сложных жизненных условиях. Ведь когда аутист маленький, то и родители еще молоды. У них есть моральные, физические силы ухаживать за ним. Кроме того, у многих первые годы остается надежда: вдруг это пройдет, вдруг придумают лекарство от аутизма? Но время идет, ребенок вырастает, родители стареют. С каждым годом становится все труднее во всех смыслах. Виталику еще повезло, что ему не приписали шизофрению или умственную отсталость, не пичкали психотропами, как многих аутистов в те времена. Впрочем, и сегодня такое случается – не вникая, пишут, что человек просто дурачок, и годами травят ненужными препаратами. Так вот, я посещала аутистов. Чтобы получше понять тех, с кем работаю, искала информацию в Сети. И там нашла сообщество аутистов. Среди сообщений нашла тексты Виталика. Он очень необычно рассуждал о понятии Вселенной, происхождении людей и о том, что будет после смерти. Так мы начали общаться.

– А почему решили увидеться?

– Его мама уже старенькая, ей очень трудно. А Виталий хоть и умный, но нуждается в заботе. Я стала к ним ходить. Но не по работе, ведь это был вовсе не мой участок, а просто так. Виталик мне понравился внешне. Согласитесь, он красивый! – смеется Евгения. Виталий на эти слова не реагирует. – Когда я впервые его увидела (Виталий сидел в своей комнате, где книги лежали под кроватью, сложенные, как он потом рассказал, по степени заношенности корешков, на мониторе компьютера покоилось нижнее белье), то подумала: каково было бы с таким жить?

– А мама Виталия не удивлялась вашим приходам?

– Поначалу удивлялась. Она не понимала, что меня может привлекать в ее сыне. Даже подозревала меня в нечистых замыслах по поводу их квартиры. Несколько раз заводила разговоры: “Найди себе обычного парня, не давай моему сыну ложную надежду”. Сейчас мы живем у меня, так что тетя Таня успокоилась. Виталик первый мужчина, с которым мне хорошо вместе, даже если мы просто молчим. Скажем, мы о чем-то общаемся, и тут он впадает в свою “задумчивость”. Меня это нисколько не раздражает. Я просто тихонько сажусь рядышком, мягко прижимаюсь к нему и так могу час сидеть. Мне реально хорошо. И я знаю – Виталику тоже хорошо, пусть он и не может толком проявить свои эмоции.

«МЫ СМОТРИМ ФИЛЬМЫ, ЧИТАЕМ, ЗАНИМАЕМСЯ СЕКСОМ…»

– Виталий, а когда вы начали испытывать какие-то чувства к Евгении?

Этот вопрос я, видимо, задал зря. В ответ Виталий начинает стонать, будто от зубной боли, и сильно покачиваться из стороны в сторону. При этом Евгения совершенно спокойно сидит, глядя на него. Потом осторожно гладит по голове, приговаривая: “Ничего, все нормально, перестань”. Постепенно Виталий успокаивается. Евгения поясняет:

– Он так реагирует, потому что в первое время я его доставала этим вопросом. Виталик переживает эмоции, как и все мы. Но вот объяснить их даже самому себе ему сложно. Скажем, в двадцать лет у Виталия начал болеть живот. Он часто проходил разные медкомиссии, но не говорил об этих болях. Просто не мог понять, в чем дело, почему дискомфорт и что это вообще за ощущение. То есть ему трудно отличить, скажем, боль в животе от чувства жажды. Виталик знает, что когда женщина и мужчина вместе, они должны испытывать чувство любви. Но не понимает, что именно он должен испытывать. И это его очень тревожит.

– Скажите, Виталий, вам нравилось, когда приходила Евгения?

– Нравилось. С ней мне не было трудно, – кивает он.

– А мне бывало, особенно поначалу, – смеется Евгения. – Случались такие моменты, которые просто ввергали в ступор. Например, то, что Виталию трудно дается так называемый язык жестов, он не умеет читать между строк. Как-то я ему сказала: “Если что, звони в любое время”. Побыла еще с ним, потом ушла домой, легла спать. В четыре утра раздается звонок. Вскакиваю, беру трубку. Виталик! Думала, что-то случилось с тетей Таней, а он говорит: “Ты ведь сказала – звони в любое время”. И так во всем остальном. Виталику нужно говорить прямо и четко, никаких абстракций и недосказанности. В этом смысле мы часто не понимали друг друга. Но я привыкла со временем.

– Когда вы поняли, что хотите быть с этим человеком?

– Наверное, когда тетя Таня поехала на похороны к своей сестре в Беларусь. Она попросила меня побыть четыре дня с Виталиком. Я легко согласилась. Вот в те дни все и поняла. Когда тетя Таня вернулась, я сказала ей: “Мне хорошо с вашим сыном. Если вы не против, мы хотели бы жить вместе”.

– А вы, Виталий, тоже этого хотели?

– Хотел. С Женей интересно. Она много знает, мы смотрим фильмы, читаем, занимаемся сексом…

Последняя фраза из списка совместных занятий смущает всех, кроме Виталия. Евгения говорит:

– Да, а еще Виталик до жути прямолинейный. Хотя что в этом такого?

– Вы, как я понимаю, стали первой женщиной Виталия?

– В этом плане у нас все хорошо. Сначала бывало трудно притереться друг к другу. Случалось много нелепых моментов. Я часто забывала, что Виталик аутист, и, бывало, скажу что-то вроде: “Будь мягче!”. А он впадает в ступор: как мягче, в каком смысле?

– У меня есть друг-аутист, – говорит Виталий. – Его зовут Костя. Мы никогда не виделись, хотя и живем в четырех километрах. Косте в пятнадцать лет поставили диагноз “шизофрения”. И пять лет лечили. Потом родители увезли его в Чехию, там медики сказали: “Это аутизм”. Причем легкая степень, даже легче, чем у меня. Но побочные эффекты от лечения шизофрении не позволяют ему заниматься сексом.

«ВИТАЛИК НЕ ИНВАЛИД, ОН ПРОСТО ДРУГОЙ…»

– Евгения, как родственники и знакомые воспринимают ваш выбор?

– Кто как. Мама и отец только и ждут, когда я найду “нормального”.

– Виталий, у тебя есть друзья?

– Костя и Саша из Коростеня.

– Но ты с ними только переписываешься, вы не видитесь?

– Нет. Саша из Коростеня вообще не выходит из дома, он боится людей. Я тоже боюсь, мне тяжело в общественном транспорте.

– Это сродни социофобии, – добавляет Евгения. – Когда аутист оказывается среди незнакомых людей, которые шумят, двигаются, толкаются, его может охватить паническая атака. Да что люди! Виталик, расскажи, почему у тебя была паническая атака, когда мы сюда шли?

– Бабочка мимо пролетела, – говорит Виталий. – Не знаю, почему меня это так испугало. Она такая яркая, быстрая. Внезапно проскользнула мимо щеки…

– Евгения, вы понимаете, что должны всю жизнь совмещать роль любящей супруги и очень заботливой, терпеливой матери? А ведь вам наверняка и самой хоть иногда хочется опереться на сильное плечо.

– Я много думала над этим и сделала для себя выводы. Мне нравится заботиться о нем. Но дело даже не в этом. Виталик стал для меня близким, любимым человеком. Я знаю много семей, где супруг инвалид. И жена не уходит к другому, более сильному и здоровому. Виталик же не инвалид, он просто другой, не похожий на всех, но при этом ничем не хуже.

– Что для вас самое трудное в совместной жизни с Виталием?

– То, что не могу вволю его обнимать, – Евгения с печальной улыбкой косится на Виталия. Тот смотрит перед собой и молчит. – Это еще одна особенность аутистов. Объятия они воспринимают как клетку, опасность. Раньше я пыталась научить Виталика относиться к объятиям нормально. Но быстро поняла, что это невозможно. Лишь в редкие моменты он позволяет себя обнять.

– Чем вы зарабатываете на жизнь? Как я понимаю, Виталий не работает?

– На данный момент работаю только я, – отвечает Евгения. – Но Виталий тоже приносит доход, пусть и не так стабильно.

– Женя находит мне работу,- серьезно говорит Виталий. – Я хорошо умею красить.

– Что угодно, – Евгения загибает пальцы, – заборы, любые постройки, стены. Если надо, обращайтесь! Когда Виталий видит поверхность и знает, что она должна быть определенного цвета, то будет красить так хорошо и тщательно, как ни один мастер. Прошлой осенью я нашла ему подработку – на одном заводе нужно было привести в порядок стены двух одноэтажных цехов. На покраску требовалось часов пятнадцать. С семи утра я побыла с Виталиком. Вижу, у него все получается, и пошла с тетей Таней по делам. Замдиректора должен был приехать часа через три и отвезти Виталика домой. До дома мы добрались в восемь вечера. Думали, Виталик давно дома. А его нет. Звоню тому заместителю, он говорит: “Дела были, не добрался до завода”. Оказалось, Виталик еще там. С семи утра до девяти вечера (когда мы приехали его забрать) красил без отдыха. За один день сделал работу, на которую тратят три-четыре дня…

– А о детях вы не думали?

– Раньше мне не хотелось детей, – отвечает Евгения. – А сейчас мы решили: пусть будет так, как должно быть. Если забеременею, то рожу.

– Не боитесь, что ребенок может родиться… с особенностями?

– Боюсь, конечно. И Виталик боится. Но даже в таком случае это не приговор. Ведь мы с Виталиком счастливы, значит, и наш ребенок сможет иметь это счастье…

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о