В один месяц ребенок умеет



Что должен уметь ребенок в месяц: рефлексы, навыки и реакции

Что умеет ребенок в 1 месяц? Мама может самостоятельно оценить развитие крохи, зная о тех навыках и рефлексах, которые приобретает малыш в течение первых недель жизни. Но нужно помнить, что такое исследование в домашних условиях не заменяет консультации и осмотра педиатра.

Большую часть времени грудничок первого месяца жизни будет спать. Это он умеет делать в совершенстве. Но в перерывах между сном и кормлением бывают небольшие периоды бодрствования. Это время можно использовать для общения с крохой, а также для наблюдения за его развитием, рефлексами, новыми навыками.

Какие навыки можно наблюдать

Что может уметь ребенок в 1 месяц?

  • Малыш лежит на спине . В этом положении голова повернута вправо или влево. По центру малыш научится держать голову лишь к концу первого месяца и сможет ее удерживать около 10 секунд.
  • Положение конечностей . Руки у грудничка согнуты, прижаты к телу. Ноги разведены в коленках и поджаты к животу, стопы согнуты. Ладошки сжаты в кулачок. Такое положение конечностей наблюдается в состоянии покоя. Можно проверить здоровый рефлекс: когда грудничка берут за голову, он рефлекторно и попеременно начнет вытягивать ножки.
  • Малыш лежит на животе . Выкладывать грудничка на живот педиатры рекомендуют с первых дней жизни. В этом положении малыш поворачивает голову набок, но поднять ее пока не может. О том, когда ребенок начинает держать голову самостоятельно, читайте в другой нашей статье. Иногда грудничок при сильном рывке способен поднять голову и удержать в срединном положении. Примерно на 4 неделе кроха уже умеет удерживать голову в таком положении в течение нескольких секунд.
  • Реагирование на свет и звук . Если громко хлопнуть в ладоши или включить лампу перед лицом младенца, он отреагирует вздрагиванием, морганием, гримасами, иногда криком. При неожиданном шуме и свете грудничок вскидывает ручки, открывает рот на короткое время. Эти реакции говорят о нормальном развитии крохи. В этом возрасте именно так дети реагируют на звуковые и световые раздражители.
  • Фиксация взгляда . Что должен уметь делать ребенок в 1 месяц, если говорить о развитии зрительных навыков? Малыш уже способен водить взглядом за яркой игрушкой. Можно провести маленький эксперимент. Грудничку, лежащему на спине, нужно показать игрушку на расстоянии не более 20 см. Пусть ребенок зафиксирует на ней взгляд. Затем нужно медленно отводить игрушку влево, потом вправо — ребенок будет следить за ней глазами.
  • Различение цветов . Новорожденные видят мир в черно-белом цвете. Первые цвета, которые может различить грудничок, — красный и желтый. Также он может увидеть клетки и линии на рисунке. Лишь к 5 месяцам малыш начинает распознавать основные цвета спектра.
  • Вкус, осязание, обоняние . С первых дней жизни кроха узнает маму именно по запаху, чувствителен к прикосновениям. У него остро развито обоняние, вкусовые рецепторы, тактильные ощущения. В отличие от слуха и зрения, эти органы чувств у грудничка работают в совершенстве. Есть мнение, что вкусовые предпочтения появляются в период внутриутробного развития.
  • Узнавание лица близкого человека . Биологически зрение малыша настроено на восприятие сложных объектов. Одним из самых важных предметов внешнего мира является мамино лицо, контакт с глазами. Психологи считают, что поиск родного лица в таком неосознанном возрасте предопределен природой. При фиксировании взгляда на лице грудничок замирает: прекращаются движения рук, ног, глаз, рта, лицевой мимики.
  • Первая осознанная улыбка . Уже в первые дни жизни кроха может улыбаться, но это пока еще неосознанная, рефлекторная улыбка. Осознанно улыбаться грудничок начнет к концу первого месяца (но чаще в 2 месяца), в этой мимике уже будут зачатки эмоционального контакта, радости.
  • Попытки копировать мимику близких людей . Это наблюдение может показаться удивительным: если показать крохе язык, он может ответить тем же. Этот факт еще раз подчеркивает, что человек — существо социальное.

Врожденные рефлексы и их значение

Рефлексы — наследство наших древних предков. Многие рефлексы исчезают к 4 месяцам, но некоторые, очень важные, остаются на всю жизнь. Например: чихательный, кашлевой, глотательный, дыхательный. Рефлексы новорожденного проверяет неонатолог. Что может увидеть мама?

  • Ползательный рефлекс . Если грудничка уложить на живот и слегка надавить ему на стопу, он рефлекторно выпрямит ногу, а туловище при этом продвинется вперед. Так проявляется ползательный рефлекс. Если нажимать на стопы поочередно, грудничок будет пробовать ползти.
  • Опорный рефлекс . В вертикальном положении с опорой на стопы (мама держит младенца спиной к себе) ноги грудничка должны выпрямляться в коленях. При этом на короткое время поднимается голова, а верхняя часть туловища наклоняется вперед. Эти двигательные навыки ребенка в 1 месяц важны, поскольку указывают на простейшую реакцию опоры ног, возможность вертикального положения тела и развития навыка хождения в будущем.
  • Шаговый рефлекс . Если малыша взять под мышки и удерживать в вертикальном положении с опорой на твердую поверхность, он начнет совершать шаговые движения. При этом ручки у крохи остаются неподвижными. Шаговые движения должны быть симметричными, совершаться с одинаковым импульсом.
  • Верхний хватательный рефлекс . Если вложить большие пальцы в ладошки, малыш крепко сожмет их. Если слегка приподнять кроху за ручки, он подтянется, при этом голова не удерживается, запрокидывается назад. За пальцы взрослого грудничок может держаться около 5 секунд, затем расслабляет руки.
  • Закрытая ладонь . Большой палец прижат к ладони, другие пальчики плотно лежат сверху. Такое положение ладошек чаще бывает у малышей во время бодрствования, при поиске груди. Во время сна пальцы более расслаблены.
  • Нижний хватательный рефлекс . Если нажать пальцем немного выше центра стопы, у грудничка согнутся пальчики на ноге. При отпускании пальца, стопа тут же расслабляется, пальчики разгибаются.
  • Сосательный рефлекс . Можно провести эксперимент: положить палец в рот малыша, он начнет активно его сосать. При этом грудничок не обязательно будет голодным. Сосательный рефлекс — жизненно необходим.

Сигналы о помощи

Взаимодействие с внешним миром происходит при помощи гримас, крика, кряхтения, двигательной активности, улыбки. Эти способы общения необходимы крохе, который пока что не владеет коммуникативными навыками.

  • Крик . Если малыш испытывает голод, холод, дискомфорт, боль, то сигнализирует об этом громким криком. Кричать в этом возрасте малыши могут часто из-за начинающихся колик. Крик младенца характеризуется сдавленными, носовыми звуками.
  • Успокаивается, когда берут на руки . Если грудничок не голоден и у него ничего не болит, то на руках у родного человека он, как правило, быстро затихает. Важно прижимать кроху к себе, именно тепло тела успокаивает младенцев.
  • Звуки . В первый месяц жизни грудничок уже может «разговаривать»: издает звуки «э», «а», что-то среднее между ними. Также гласные звуки могут уже сочетаться с согласными «х», «г».
  • Кряхтение . Кряхтящие звуки, которые издает малыш, могут говорить о каком-то дискомфорте, чаще в кишечнике. Сопение и хрюкание носом в этом возрасте считается нормальным и объясняется узкими носовыми ходами.
  • Выгибание тела . Если выгибание тела не сопровождается постоянным плачем, это может быть тренировочным упражнением для мышечного аппарата, переворота на живот. Но если ребенок плачет, это может говорить о кишечных коликах. Также выгибание спины может указывать на гипертонус мышц шеи и спины. В этом случае нужна консультация невролога.

Во время бодрствования у грудничка 1 месяца жизни наблюдается много хаотичных движений руками и ногами. Это нормально. Если кроху взять на руки, движения исчезают. Двигательная активность конечностей объясняется тем, что ребенок инстинктивно ищет те границы, которые были у него раньше, в утробе матери. В течение трех первых месяцев жизни грудничок будет постепенно привыкать к новым условиям внешней среды.

Что умеет ребенок в первый месяц своей жизни

За первый месяц жизни человеку предстоит привыкнуть к новым условиям существования, адаптироваться к новым условиям жизни. Теперь это уже не новорожденный человечек, а грудной ребенок. За этот месяц он незаметно многому научился, уже многое умеет.

Физическое развитие

  • К концу первого месяца малыш постепенно перестает принимать позу эмбриона, активнее двигается, сучит ручками и ножками. Все его движения пока разбалансированы, но постепенно они становятся более координированными. На это уйдет еще 2-3 месяца.
  • Некоторым деткам в 1 месяц удается слегка приподнимать голову, когда они лежат на животике. Ребенку удается некоторое время удерживать головку, когда его держат вертикально.
  • Лежа на животике, он должен уметь одновременно слегка приподнять попку и головку. Если в это время ему подставить под пяточки ладонь, он оттолкнется от нее и продвинется на несколько сантиметров.

Эмоциональное развитие

  • За первые четыре недели жизни ребенок уже умеет отличать мамин голос от всех остальных. Он прекрасно знает ее запах, ее прикосновения.
  • Малыш копирует все, что способен увидеть. Чаще улыбайтесь ему. И очень быстро на вашу улыбку он ответит улыбкой. И это уже будет не рефлекторная непроизвольная улыбка новорожденного, а вполне осознанная, предназначенная именно вам.
  • В один месяц он уже несколько минут рассматривает яркие неподвижные предметы недалеко от его глаз. Он уже способен провожать взглядом игрушку, которую медленно проносят у него перед глазами.
  • Малыш постоянно копирует звуки, с которыми к нему обращаются. В этом возрасте ребенок начинает гулить, отвечает, когда к нему обращаются.
  • В месячном возрасте ребенок умеет показать свое настроение — плачем или улыбками.
  • Малыш реагирует на звуки, может определить, откуда он исходит, поворачивать голову в ту сторону.

Вот сколько, оказывается, уже умеет малыш! А вы говорите — месяц!

Развитие ребёнка: что должен уметь делать малыш в 1 месяц?

Кажется, ещё вчера вы только вернулись из роддома. Счастливые, уставшие. И немного растерянные. В первую очередь это касается родителей первенцев. Что теперь делать с ребёнком? Многому надо научиться. Освоиться к жизни с маленьким требовательным человечком.

Но первый месяц жизни малыша проходит быстро. В повседневных хлопотах и заботах, в привыкании, в познании ребёнком окружающего мира. Родители за прошедший месяц поднаторели в навыках ухода за новорождённым и чувствуют себя более уверенно.

Ребёнок в 1 месяц

Один месяц жизни для грудничка – целая веха. Малыш набирает в весе около 700 граммов, вырастает на несколько сантиметров. Увеличиваются в объёме голова и грудь. И как рост ребёнка не стоит на месте, так и развитие шагает семимильными шагами. За это время младенец успевает приобрести определённые навыки и умения.

Под действием информации от органов чувств, эмоций, впечатлений от окружающего мира не перестаёт развиваться нервная система. И, прежде всего, головной мозг. Именно это обеспечивает развитие моторных функций организма. Ребёнок начинает учиться управлять движениями частей своего тела. В первую очередь, взглядом.

Фиксация в определенной позе тела или его частей свидетельствует о развитии статики. Самый первый её признак у грудничка – попытка удержать головку.

Адекватные реакции малыша на раздражающие факторы отражаются в условно-рефлекторной деятельности. Когда ребёнок голоден, выражает недовольство криком. Поел – успокоился. К концу первого месяца жизни ответные действия становятся сложнее.

Младенец рассматривает лицо матери, трогает грудь, начинает улыбаться. При виде близкого человека оживлённее перебирает в воздухе ручками и ножками. Так формируются условные рефлексы.

Эта поза не меняется даже во время сна. Движения дрожащие, хаотичные. И физиологический тремор, и физиологический гипертонус начинают угасать после первого месяца жизни.

Что умеет ребёнок в 1 месяц?

Более подробная информация о том, когда новорождённый начинает слышать, видеть, ощущать запахи, представлена в статье детского врача.

Поскольку малыш очень быстро растёт, родителям будет полезно знать, что должен уметь ребёнок в 6 месяцев.

  1. Месячный ребёнок уже должен начать держать головку. Лучше всего это заметно, когда грудничок лежит на животе. Голова не утыкается в пеленку, как у новорождённого. Малыш будет её какое-то время удерживать на весу.
  2. Начинает узнавать маму, вступать с ней в зрительный контакт.
  3. Фиксирует взгляд. Сначала это буквально секунда. Затем с каждым днём ребёнок всё дольше и дольше может фокусироваться на неподвижном предмете. К концу первого месяца жизни дети не только фиксируют взгляд, но и следят глазами за движущимися предметами. Обычно это яркая погремушка.
  4. В речи начинают появляться новые звуки. Они бывают гортанными или похожими на бульканье. Это не привычное младенческое «уаа» монотонного характера. Это первые осознанные звуки, зачатки речи, начало гуления.
  5. Младенец начинает прислушиваться к речи, звукам окружающего мира. На протяжении прошедшего месяца малыш то пугался резких звуков, то, наоборот, успокаивался. К концу месяца он уже более осознанно реагирует, различает интонации. Успокаивается при звуках голоса родителей и может испугаться незнакомого тембра.
  6. Первая улыбка. Родители и раньше видели улыбку новорождённого. Во время сна. Уголки губ подрагивали, складываясь в умилительное выражение лица. Но в месяц малыш впервые может улыбнуться осознанно, в ответ на улыбку мамы или папы.
  7. Реагирует на прикосновения близкого человека. Так, мама способна успокоить малыша, взяв его на руки. Оказавшись в объятиях незнакомца, младенец, скорее всего, среагирует негативно.
  8. Формирование внутренних часов. Начинает вырисовываться некий свой режим дня. Некоторые младенцы ждут кормлений в привычное время. В определённое время бодрствуют и спят.
  9. Рефлексы. Рефлексы новорожденных не угасли. При врачебном осмотре ребёнок должен их чётко продемонстрировать.
  10. С исчезновением физиологического гипертонуса поза ребёнка становится более расслабленной.

Создание идеальных развивающих условий

Для создания оптимальных условий развития навыков и умений нужно приложить определённые усилия:

  • благоприятная обстановка.

Малыш воспринимает окружающий мир, впитывая впечатления и эмоции, как губка. И не только свои, но и родителей. Спокойная атмосфера в доме, размеренные разговоры, улыбки близких. В таких условиях у ребёнка формируется базовое чувство безопасности и доверия к окружающему миру.

  • тактильный контакт.

Малышу это жизненно необходимо. В условиях дефицита внимания формируются тревожные наклонности, развиваются фобии.

Ребёнок растёт капризным, страдает сон и аппетит. Достаточный же контакт способствует развитию органов чувств и, как следствие, нервной системы.

  • массаж и гимнастика.

В идеале такие процедуры проводятся ежедневно перед вечерним купанием. Способствуют нормализации мышечного тонуса, благоприятно действуют на кровообращение.

  • развивающие игрушки.

В возрасте одного месяца выбор ограничен. Самая главная из игр – погремушка. Яркий цвет привлекает внимание, фокусирует взгляд. Звук заставляет пытаться крутить головой, что развивает шейные мышцы.

  • кормление грудью.

Целый развивающий комплекс. Во время кормления стимулируются все органы чувств. С молоком поступают факторы роста и развития, наличие которых благоприятно сказывается, в первую очередь, на созревании структур головного мозга.

  • регулярно посещайте доктора. Если есть какие-либо отклонения в развитии, педиатр их заметит и примет необходимые меры.

Родителям важно знать, что рост и развитие ребёнка сугубо индивидуальны. Этот перечень – не обязательная цель, а лишь ориентир.

Что умеет ребенок в 1 месяц жизни?

Знание того, что должен уметь ребенок в 1 месяц, поможет родителям заложить правильную основу физического и психологического развития малыша. Многие папы и мамы удивляются, что такой крохотный человечек уже обладает определенными навыками. Несмотря на то, что в первые недели после своего рождения грудничок много спит, с ним необходимо заниматься специальными упражнениями, чтобы развивать его умения. Короткие моменты активности ребенка можно провести с огромной для него пользой.

В этом возрасте малыш должен набираться сил, и делает он это в основном во сне, проводя в активном состоянии всего лишь около 4 часов в сутки

Физическое развитие

Большую часть времени первого месяца (около 20 часов в сутки) новорожденный спит. Чаще всего во сне младенец находится в позе «лягушки» – лежит на спине, подняв вверх ручки, согнув их в локтях и раздвинув в стороны согнутые ножки. Некоторые дети спят на животе, подтянув колени к груди и повернув голову набок. Педиатры рекомендуют именно так укладывать малышей, потому что в таком положении сон ребенка протекает значительно спокойней, а также реже возникают колики.
Во время бодрствования грудничок совершает ручками и ножками некоординированные движения. Это происходит потому, что мышцы младенца находятся в физиологическом гипертонусе, который обычно проходит к концу третьего месяца. Если малыша во время бодрствования положить на животик, он приподнимет головку и будет пытаться удерживать ее несколько секунд.

Зрение крохи еще несовершенно, но к концу первого месяца жизни он уже может различать лица, улыбки, следить взглядом за яркой игрушкой

Как развивается зрение, мимика, слух и речь?

Органы зрения новорожденного малыша являются незрелыми, поэтому он видит окружающий мир нечетким и не может сконцентрировать взгляд на конкретном предмете. Однако если вы на расстоянии 60 см от лица ребенка поместите яркую игрушку, то увидите, как взгляд малыша задержится на ней. К концу месяца грудничок научится следить глазками за медленно перемещаемым предметом. В этот период можно подвешивать над детской кроваткой яркие вращающиеся игрушки.

Специалисты выяснили, что больше всего малыша привлекают лица людей. Новорожденный любит рассматривать часто склоняющееся над ним мамино лицо и обращает при этом внимание на ее мимику. Вы можете заметить, что ребенок, которому исполнилось 2-3 недели, повторяет за вами активные движения: улыбается, высовывает язычок, вытягивает губки трубочкой.

Новорожденный обладает хорошим слухом. Уже в первый месяц своей жизни малыш пытается найти источник звука, поворачивая во все стороны голову. Ребенок умеет выделять знакомый и приятный ему мамин голос. Женщина может успокоить плачущего младенца, ласково заговорив с ним: малыш притихнет и станет прислушиваться. Месячный ребенок отлично различает и эмоции. Если мама раздражена или расстроена, ему тоже некомфортно.
Все свои желания грудничок выражает плачем. Со временем вы сможете понять, что именно «говорит» малыш. Ребенок по-разному плачет, когда голоден, требует сменить пеленки, испытывает холод или жару, чувствует боль или усталость. К концу первого месяца малыш начинает издавать различные звуки: пищать, фыркать и даже имитировать слоги. В этот период грудничок может порадовать родителей первой осознанной улыбкой, которая является эмоциональной реакцией на обращение к нему человека.

Так называемый хватательный рефлекс — один из показателей нормального развития вашего малыша

Важные рефлексы

Природа наделила новорожденного безусловными рефлексами, чтобы он мог адаптироваться к окружающему миру и подготовиться к осознанным движениям. Их оценка должна проводиться в теплой комнате, на ровной поверхности. При этом малыш не должен быть усталым, голодным или мокрым. У ребенка, имеющего здоровую нервную систему, на первом месяце жизни должны присутствовать следующие рефлексы:

  1. Сосательный . Если в ротовую полость младенца попадет какой-либо предмет (соска, сосок), он начнет совершать ритмичные сосательные движения. Доношенный малыш рождается с этим важным рефлексом и сохраняет его на протяжении первого года жизни.
  2. Поисковый . Если нежно коснуться уголка рта ребенка, он опустит нижнюю губу и станет активно искать материнскую грудь. При этом более грубое касание рта малыша может вызвать другую реакцию: ребенок почувствует раздражение и отвернет голову в противоположную сторону.
  3. Ладонно-ротовой . Если умеренно надавить на ладонь младенца, он откроет рот и наклонит голову вперед.
  4. Хватательный . Грудничок ухватывает и прочно удерживает пальцы взрослого, вложенные в его ладонь.
  5. Защитный . При выкладывании на живот малыш незамедлительно поворачивает головку набок. Этот рефлекс обеспечивает ребенку возможность дышать в этом положении. Именно поэтому во время сна на животике здоровый ребенок не задохнется.
  6. Ползания . Если выложить малыша на живот и прикоснуться к его стопам, он будет пытаться оттолкнуться от ладоней взрослого.
  7. Автоматической ходьбы . Если придать ребенку вертикальное положение таким образом, чтобы он «опирался» ножками о твердую поверхность, и немного наклонить вперед, младенец начнет «ходить».

Детки в первый месяц жизни любят спать на спине в позе лягушки и уже могут проснуться от резких звуков

Что должен делать месячный малыш?

Все дети развиваются по-разному. Однако к концу 4-й недели своей жизни они должны овладеть определенными навыками. Родителям необходимо не только правильно ухаживать за младенцем, но и следить за его развитием. Ребенок, достигший 1 месяца, умеет:

  • В положении на животе приподнимать и непродолжительно удерживать голову
  • Прислушиваться к звукам, поворачиваться к их источнику, выделять голос мамы среди других голосов
  • Вздрагивать, услышав резкий звук
  • Захватывать легкую погремушку или палец взрослого
  • Следить взглядом за медленно перемещающимся ярким предметом
  • Издавать некоторые гласные звуки
  • Фиксировать взгляд на склоненном над ним лице
  • Улыбаться в ответ на улыбку или ласковые слова.

Чаще держите ваше сокровище на ручках, ведь ребенку это внушает спокойствие и помогает почувствовать себя лучше

Советы родителям

Чтобы вся семья, в том числе новорожденный малыш, находилась в спокойной, благоприятной обстановке, при общении с ребенком нельзя проявлять нервозность. Грудничка первых недель жизни лучше всего чаще брать на руки: слыша биение сердца родителей, чувствуя запах маминого молока, малыш успокаивается. Дети любят качаться, поэтому покачивайте его на руках, в колыбели, детском шезлонге. Очень важно следить за температурой и влажностью в помещении, где находится новорожденный.

Чтобы развить слух и речь младенца, чаще рассказывайте ему стихи, потешки, сказки, пойте песни. Комментируйте все свои действия, называйте предметы вокруг. Малыш будет пытаться вступить с вами в «диалог», станет активнее произносить звуки и улыбаться. Разговаривая с грудничком, всегда сохраняйте хорошее настроение.

Для новорожденного очень важны тактильные ощущения. Чаще выкладывайте его на животик, поглаживая при этом спинку, ручки и ножки. Помещайте перед малышом яркие предметы, игрушки, побуждая его тем самым тянуться вперед. Включайте ребенку классическую музыку. Специалисты уверяют, что спокойные мелодии помогают детям лучше развиваться и чувствовать себя более уверенно.

Помните, что каждый ребенок развивается по своей индивидуальной программе. Если ваш малыш к концу 1-го месяца чему-то не научился, не расстраивайтесь. В ближайшие недели он обязательно догонит своих ровесников и приобретет необходимые навыки. Если вы все же чем-то обеспокоены, обратитесь к детскому врачу.

Развитие ребенка в 1 месяц

1 месяц

Самое главное, что нужно новорожденному младенцу – ощущать покой, тепло и безопасность. Все это он получает от мамы, если чувствует, что она рядом, если вы разговариваете с крохой нежным голосом, ласково прижимая к груди ( ведь стук вашего сердца он слышал все 9 месяцев – это родной, знакомый звук, свидетельствующий о безопасности ).

Когда малыш бодрствует, создавайте контакт взглядов, разговаривайте с младенцем так, как будто он равноправный собеседник. Перепеленывая или переодевая кроху, не стоит делать это холодными или потными руками – малыши отличаются тактильной чувствительностью.

Уже на третьей неделе после рождения на базе безусловных рефлексов у ребенка начинают формироваться условные, способствующие адаптации к внешнему миру. Это значит, что малыш «готов к обучению». Читать, считать и писать пока рановато. А вот науку «правильного» поведения ( т.е. такого, которое сможет наиболее полно удовлетворить его нужды ) маленький человечек освоит довольно быстро.

Если для того, чтобы мама появилась, надо громко и долго кричать – он будет надрываться и орать на «радость» вам и соседям. А если достаточно пискнуть – и мама появиться, повода для крика – никакого. Может получиться так, что малыш твердо усвоит: мир, в который он пришел, не готов «откликаться» на его желания. Подобное, как правило, имеет место, если младенца кормят, не когда он проголодался, а когда это «нужно» взрослым; если ребенка готовы бросить одного, потому что «пришло время», например, сна.

Развитие ребенка: мимика и речь

В 2-3 недели малыш постепенно осваивает науку копирования. Из всего окружения его больше всего привлекает человеческое лицо – в первую очередь, мамино. Поэтому он постоянно рассматривает склонившиеся над ним или разговаривающие с ним лица ( остальное пока тонет в туманной дымке – это зрение только начинает формироваться ).

Если в процессе общения вы будете совершать активные мимические движения, вскоре ребенок начнет повторять их, «отвечая» вам. Мама высовывает язык – и между губами появляется крохотный язычок. Мама улыбается – младенческое личико тоже расплывается в улыбке. Мама выпячивает губки – кроха ей вторит…

Также интуитивно, малыш чувствует эмоции, исходящие от взрослого. Если мама довольна и спокойна, ребенку тоже комфортно. Если мама раздражена, злится, ругается, младенец мгновенно реагирует протестующим плачем.

К концу 1 месяца к мимике присоединяется «речь». Малыши, с которыми много разговаривают, гулят в ответ, издают пищащие, фыркающие звуки. Те, кто поактивнее, «разговаривают» всем телом – тянутся к маме ручками и ножками, приподнимают попку, выгибают спинку. Действия эти еще не осознанны, но они прекрасно тренируют мышечный аппарат крохи.

О своем эмоциональном состоянии новорожденный сигнализирует плачем или улыбкой. Плач выражает недовольство, дискомфорт, испуг, боль, холод ил жару. Улыбка в первые недели жизни – признак спокойного довольства. Поначалу малыш улыбается непроизвольно, практически только во сне. Позднее улыбку можно наблюдать и после кормления, и во время купания. Во всех этих случаях говорят о физиологической или гастрической улыбке.

Но к концу 1 месяца улыбка крохи начинает наполняться социальным содержанием, появляясь в ответ на контакт со стороны ближнего человека. А вскоре появится и так называемый «комплекс оживления» — яркая эмоциональная реакция малыша на обращение к нему взрослого.

Залог нормального развития ребенка

Главное условие – наличие мамы в «полном его распоряжении». Не бойтесь избаловать ребенка или вырастить эгоиста. Наоборот, ваш мгновенный отклик на все потребности и желания поможет чаду стать уверенным в себе, сильным и добрым человеком. Зная, что мама всегда рядом, младенец не станет тревожить и требовать вашего внимания «просто так», «про запас» — подобное поведение как раз таки свойственно детям, испытывающим постоянный дефицит материнской ласки.

В 1 месяц следует сосредоточить внимание на физиологическом развитии сынишки или дочурки. Промежутки бодрствования очень малы. Постарайтесь распределить их так, чтобы у вас хватило времени и для зарядки, и для массажа, и для плавания и игр в воде. Очень полезно поддерживать данные малышам от природы безусловные рефлексы: ползания, хождения, хватательный.

Ребенок еще не научился хорошо и внимательно слушать. Для развития слуха, во-первых, обязательно разговаривайте с крохой. Малыш различает звуки по высоте, предпочитает осмысленную речь набору слов. Когда мама говорит с ним, он может замереть, прислушиваясь – это первый опыт звукового сосредоточения.

Во-вторых, давайте чаду слушать музыку. Чем разнообразнее она будет, тем лучше. Как показывают исследования, произведения Моцарта, Вивальди, Гайдна способствуют нормализации различных физиологических процессов в младенческом организме. Так что, если есть возможность, включайте малышу произведения этих композиторов. Прелестная музыка может негромко звучать, когда ребенок бодрствует, и когда спит.

Занятия в воде

Чтобы малыш не испугался воды, опускайте его в воду аккуратно, начиная с пяточек. Ведь дети очень чувствительны к изменению «физических данных» окружающего мира – им только предстоит освоиться со своей невесомостью в воде.

Замечательно, если первые дни вы будете купаться вместе, присутствие мамы сразу снимает все возможные негативные эмоции. Если вы в ванной вместе, положите малыша так, чтобы он спинкой и затылком опирался на вашу грудь и плечо, а левой рукой поддерживайте его под животик. Правой в этот момент можно поливать кроху водичкой или показывать ему игрушки.

Кстати, купаться «вместе» можно и с папой. Это даже еще интереснее – из папиных коленей и длинных ног получатся потрясающие горки для малютки! Если вы стоите «за бортом», положите ребенка на животик, поддерживая под подбородок и грудь или просто под подбородок, и катайте по всей ванне, покачивайте вверх-вниз, слегка поворачивайте с боку на бок.

Наверняка крохе понравится отталкиваться ногами от бортика ванны. Для этого поверните малыша у самого края так, чтобы он упирался в стенку согнутыми ножками. Ребенок должен самостоятельно оттолкнуться и немного проскользить по поверхности воды. Когда вы доведете его до противоположного края, повторите действия. Если малыш сразу не понял, чего вы от него хотите, сделайте несколько пружинящих движений, имитирующих толчки от бортика.

Еще одно забавное, и полезное упражнение для тех, кто только начинает осваивать водное пространство – хождение по дну ванны. Чтобы младенец мог свободно двигаться, держите его под мышки, чуть-чуть наклоняя вперед, стимулируя рефлекторные шаговые движения. После того как ребенок «походил» — желательно на спинке ( если, конечно, ваше чадо не предпочитает плавать исключительно на животе ).

Кстати, плавание на спине, когда малыш слегка покачивается на ваших руках из стороны в сторону, прекрасно развивает вестибулярный аппарат и чувство равновесия. Такая «морская качка» является великолепной профилактикой будущих «транспортных» проблем.

Развитие ребенка: зрение и слух

Яркую игрушку ( шарик, погремушку, кольцо ) поместите на вытянутой руке в поле зрения ребенка на расстоянии 60-70 см над его лицом и подождите, когда взгляд малыша задержатся на игрушке. После этого начинайте покачивать ею вправо и влево с амплитудой 5-7 см и частотой примерно 2 раза в секунду.

В дальнейшем перемещайте игрушку в разных направлениях ( вправо, влево, вверх, вниз ), приближая к малышу на 20-30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки. Продолжительность занятия – 1-2 минуты, частота – 1-2 раза в день. Аналогично следует заниматься с игрушкой, издающей негромкий, мягкий звук.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о