В каком возрасте формируется иммунитет у ребенка



Содержание страницы

Детский иммунитет и способы его укрепления

Я ведь все про вас знаю. Я знаю, что вы ощущаете почти физическую боль, когда знакомые мамы на детской площадке хвалятся, как их Сашенька и Машенька последние полгода нахождения в садике практически ни разу не заболели. А Света, сотрудница на работе, раскрыла секрет этого магического исцеления — новый препарат Иммуноукрепин, который сейчас назначается практически в каждой детский поликлинике, да и в аптеке его можно легко купить. Слава Богу, рецепт не требуется. А еще я знаю, что вы уже успели скормить своему ребенку три пачки этого чертового Иммуноукрепина, а он «скотина такая, не работает!» (с) Приходится опять заливать в нос Соплеисчезновин и капать в рот Кашлепрекратин, иначе не видать вам спокойного сна, как свои ушей.

Почему дети болеют чаще взрослых? Что бывает в том случае, если родители создают для своего «стерильные» условия жизни? Как на самом деле выглядят признаки иммунодефицита? Почему же «Иммуноукрепин» обладает такой избирательностью?

Прежде чем ответить на эти вопросы, я должен рассказать вам о самом понятии «иммунитет» и механизме его работы. Я уже делал подобное в статье «Правда и мифы о лихорадке», сравнивая иммунитет с пограничниками и солдатами регулярной армии. Сегодня я немного расширю и дополню свою попытку объяснить структуру системы иммунитета и механизмы уничтожения всего, что является чужеродным для человеческого организма. Информации будет много, так что готовьтесь…

Ежедневно внутри нас происходят кровопролитные баталии, по сравнению с которыми битва под Сталинградом и при Ватерлоо кажутся легкой прогулкой. Миллионы враждебных бактерий, вирусов, грибков и паразитов пытаются проникнуть внутрь и нанести непоправимый вред нашим клеткам и органам. Для борьбы с ними возникла одна из наиболее древних систем человеческого организма и живых организмов вообще — система иммунитета. Она работает по очень простому принципу «свой-чужой»: свои, нормальные клетки, помечены специальными маркерами, благодаря чему они остаются нетронутыми, а все то, что не проходит фейс-контроль, — подлежит уничтожению. Это касается не только микробов, проникающих извне, но и своих клеток-мутантов, которые врачи называют опухолевыми клетками.

Вся система иммунитета условно делится на два типа: врожденный («неспецифический», потому что настроен на борьбу со всеми видами возбудителей) и приобретенный («специфический», потому что работает строго с тем микроорганизмом, который вызвал конкретное заболевание на данный момент) иммунитет.

Объясняю в чем смысл. Плод находится в утробе матери в стерильных условиях, потому как он защищен от окружающего мира полостью матки, а все питательные вещества и кислород поступают к нему через плаценту, которая фильтрует кровь от всяких ядов, токсинов и бактерий с вирусами в том числе.

Получается, что до момента рождения ребенка защитную функцию берет на себя мать, но что происходит после родов? После выхода из утробы новорожденный встречается с колоссальным количеством различных бактерий, от которых нужно защищаться. Как с ними будет бороться, казалось бы, совершенно беспомощный и ослабленный малыш? Не так все просто, дорогие мои.

Все дети рождаются с так называемым врожденным иммунитетом, то есть генетически запрограммированной способностью бороться с подавляющим большинством возбудителей.

Врожденный иммунитет действует жестко и грубо, он не идеален, но благодаря ему удается сдерживать вредителей на расстоянии вытянутой руки. Его можно сравнить с пограничными войсками, которые несут свою службу на границах страны-организма. Пограничники — так себе воины. Если враг слабый, то они справляются сами, но когда нападает кто-то более опасный и, самое главное, до этого момента неизвестный, то их задача, по большому счету, заключается в сдерживании противника любой ценой до тех пор, пока не подойдет регулярная армия (приобретенный иммунитет). Именно поэтому работа неспецифического иммунитета заметна невооруженным глазом — боль, температура, слабость, отсутствие аппетита и все остальные «прелести» любой инфекционной болезни припадают как раз на период его работы. И только после включения в борьбу специфического иммунитета наступает полный разгром противника и выздоровление от болезни.

Существует еще один не менее важный компонент системы иммунитета. Следуя нашей «военной» аналогии, назовем его «служба безопасности». Ее задача заключается в обнаружении и немедленном уничтожении собственных, мутировавших клеток, которые не вписываются в общую картину и становятся враждебными.

Самый известный пример — уничтожение опухолевых клеток. А вы не знали? Каждый день в вашем организме образуется десятки и сотни тысяч опухолевых клеток, которые потенциально могут превратиться в полноценный рак молочной железы, щитовидной железы, яичников и т.д. Однако нормально функционирующая система иммунитета уничтожает эти «ошибки природы» в самом зародыше, не давая им прорости в полноценную болезнь.

То есть, грубо говоря, если «пограничники» и «регулярная армия» сражаются с внешними врагами (вирусы, бактерии, грибки, паразиты), то «служба безопасности» уничтожает внутренних врагов — собственные клетки (опухолевые и другие, отличающиеся от нормальных). К сожалению, так иногда случается, что «служба безопасности» путается и начинает разрушать не только дефектные, но и абсолютно нормальные клетки, вызывая, таким образом, особую группу заболеваний — аллергию и аутоиммунные болезни.

Отлично! Теперь вы более-менее разбираетесь в методах работы наших с вами «защитников». Вы знаете, что ребенок обладает врожденной системой иммунитета, способной сдерживать возбудителей инфекций до момента формирования специфического иммунитета в виде выработки антител (иммуноглобулинов) к ним. Антитела являются очень специфическими и не могут работать с другими микробами — если детский организм встречается с новой бактерией или вирусом, то будет запущен новый цикл «заражение — болезнь (работа неспецифического иммунитета) — выздоровление (формирование специфического иммунитета)».

Но и это еще не все! Благодаря тому, что плацента способна пропускать через себя антитела, мама делится ими со своим детенышем. После попадания в кровь ребенка во время беременности они будут находиться там от 6 до 12 месяцев.

Теперь вы понимаете, почему дети после года жизни обычно болеют намного чаще? У них просто заканчиваются мамины антитела и теперь им нужно научиться вырабатывать свои. И все это будет протекать в виде все новых и новых циклов «заражение-болезнь-выздоровление» до тех пор, пока не накопится критическая масса иммуноглобулинов к большинству возбудителей, циркулирующих в месте вашего проживания.

Обычно это выглядит следующим образом. Ребенок практически до «садиковского» возраста защищен мамиными антителами. Кроме того, он в основном находится дома или на улице и избегает прямых контактов с больными людьми. То есть заболеть он может, но, как правило, это бывает редко и протекает не очень тяжело. Но как только вы отправляете его в садик — начинается просто караул! Болезни сыпят как из «рога изобилия» и кажется, что им не будет конца!

6-8-10-12 болезней за год считается абсолютно нормальным явлением в таких развитых странах, как США, Великобритания, Израиль, Германия, Франция и т.д. И это не потому, что они такие глупые и ничего не могут с этим сделать. Просто они хорошо знают правила работы иммунитета и не раздувают из мухи слона, как любят это делать у нас.

Существуют доказательства, что раннее знакомство ребенка с наиболее распространенными возбудителями заболеваний положительно сказывается на формировании иммунной системы.

Объяснить этот феном очень легко: абсолютно все системы человеческого организма работаю по принципу «кто работает, тот ест». Точно так же, как у марафонского бегуна хорошо развиты мышцы ног из-за их постоянного использования, так же и система иммунитета идеально работает на фоне постоянной борьбы с возбудителями инфекций. Это ведь наша армия, вы не забыли? А что случается в тех случаях, когда армия простаивает от безделья? Правильно, армию сокращают в количестве для сохранения бюджета. Вот только в случае внезапной атаки защищать страну уже будет некому.

Но и это еще не все. Вспомните «службу безопасности», уничтожающую все дефектные клетки собственного организма. Я ведь не случайно вам о ней рассказал в самом начале статьи. Ученые склоняются к версии, что в случае отсутствия необходимости бороться с внешним врагом иммунитет переключает свое внимание на внутренний фронт, при этом он уже разрушает не только плохие и неправильные клетки, но и абсолютно нормальные (аутоиммунные заболевания), да и встреча с, казалось бы, абсолютно нормальными и обычными внешними факторами может превратиться в сверхсильную иммунную реакцию (аллергия).

Эта теория не высосана из пальца, а имеет под собой реальную основу: у детей и взрослых из нижнего социального слоя частота аллергий или аутоиммунных болезней намного ниже, чем у более обеспеченных. Жители Африки практически никогда не страдают аллергиями, точно также, как и дети из малообеспеченных семей, даже в странах СНГ, намного реже попадают в больницу с симптомами ОРВИ или кишечной инфекции.

Я ни коем случае не призываю вас срочно продавать квартиры и устраиваться поудобнее возле мусорного бака, но в любом случае делать выводы мы обязаны: помещение человека в стерильные условия с самого раннего возраста чревато последствиями, иногда очень серьезными. И не удивляйтесь потом, почему это у вашего мальчика так сильно аденоиды с небными миндалинами разрослись.

К большому сожалению, действительно существуют такие ситуации, когда дети рождаются с уже неправильно работающим иммунитетом, но и здесь не все так просто. Серьезные нарушения в работе иммунной системы очень редко проявляются частыми простудными заболеваниями, о которых обычно идет речь. Разработаны клинические критерии, которые позволяют заподозрить врожденный генетический дефект. К ним относятся:

  • тяжелые синуситы (воспаление околоносовых пазух) больше двух раз в год;
  • более 8 отитов (воспаление среднего уха);
  • 2 и более пневмонии в год, плохо поддающиеся лечению;
  • рецидивирующие глубокие абсцессы кожи или внутренних органов;
  • необходимость во внутривенных антибиотиках.

Только если есть перечисленные признаки, необходимо углубленное изучение параметров иммунной системы, чтобы найти на каком уровне образовался дефект. Вы понимаете? Реальные иммунодефициты в основном проявляются частыми бактериальными инфекциями, а не вирусными! Слава Богу, встречаются они крайне редко, буквально один случай на 30000 населения.

И вроде бы все стало понятным: дети имеют право болеть, тем более вирусными инфекциями, тем более после начала посещения детского сада, а истинные иммунодефициты проявляются совсем по-другому, да и встречаются крайне редко.

Но ведь с этими соплями что-то же нужно делать! Каждый месяц брать больничный, тратить кучу денег на лекарства, дежурить ночами с градусником в руках и неуходящей из головы мыслью «а вдруг у него во сне поднимется температура, а я не успею дать Нурофен, а ребенок потом сгорит/высохнет/расплавится?» — далеко не всем такое понравится.

И, конечно же, все мечтают получить от доктора заветную «золотую таблетку», которая укрепит слабенький иммунитет малыша и прогонит эти поганые вирусы раз и навсегда. Без преувеличения, об этом мечтают миллионы мам и пап, а это значит, что есть спрос. А когда есть спрос — будет и предложение. Каждая уважающая себя аптека держит на видном месте специальную полочку с подписью «Иммуностимуляторы», «Иммуномодуляторы», «Противовирусные» и т.д. На ней может находиться до нескольких десятков различным лекарств, уже одним своим видом обещающих решить все ваши проблемы за чисто символическое количество у.е. Яркая упаковка, одобряющий взгляд фармацевта и предварительная рекомендация очного врача делают свое дело, и вот уже новая обладательница супер-пупер-мега современного Иммуноукрепина с улыбкой, как у чеширского кота в самом разгаре марта, несется домой в надежде избавить ребенка от этих ненавистных соплей.

Вы действительно хотите знать, что она купила? В лучшем случае, этот препарат НЕ опасен. Его даже проверяли на эффективность, и он показал неплохие результаты у… крыс.

Когда производителя просят показать качественные РКИ (рандомизированные клинические исследования), проведенные на людях, почему-то наступает тишина. Нет, эти исследования возможно даже проводились, но если обнародовать их результаты, то наступит как раз тот «неловкий момент», поэтому их обычно прячут. Мало того, какой конкретно эффект они получили на крысах? Снижение частоты заболеваемости? Нет. Они просто измеряют уровень определенных субстанций, участвующих в работе иммунитета, после приема исследуемого препарата. Например, уровень интерферона, который считается одним из основных звеньев борьбы с вирусными инфекция. Если у испытуемых животных во время исследования количество интерферона повысилось, значит препарат уже можно называть иммуностимулятором. И производителя абсолютно не волнует вся абсурдность данного заявления. Это то же самое, что сделать машину, бросающую кирпичи, а потом громко заявить, что через пару месяцев данное ноу-хау «накидает» вам нехилый дворец эпохи Возрождения.

Не стоит удивляться, что за рубежом Иммуноукрепин просто порубят на куски такие принципиальные организации, как FDA, FMA, AIFA и т.д. Для них важен конкретный конечный результат, то есть препарат должен реально снижать частоту заболеваний, а не просто «что-то где-то повышать».

К сожалению, официально таких лекарств еще не зарегистрировано.

Формирование иммунитета у ребенка — 5 этапов

Формирование иммунитета у ребенка имеет 5 этапов, каждый со своими особенностями, зная которые родители могут всё предусмотреть и избежать многих проблем.

Развитие иммунной системы у детей

Хотя развитие иммунной системы у детей и начинается внутриутробно, но получает мощный толчок с момента первого прикладывания к груди матери сразу после рождения. Первый этап — это, пожалуй, самый сложный — 28 дней. Фактически в этот период он живёт за счёт переданных антител 1 , если он использовал молозиво, т.е. если мама кормила его грудью в первые часы и первые три дня после рождения. Но представители старшего и среднего поколения врядли его испытали — это молозиво. Поскольку в течение более чем 70 лет в странах Европы, в том числе и в России, к сожалению, дети были лишены этого чудо-продукта, придуманного природой. Сейчас в роддомах новорожденный немедленно передаётся маме с тем, чтобы он припал к груди и высосал эти драгоценные капли молозива. С тем, чтобы взять всю информацию об иммунитете от мамы.

Тем не менее, даже не получив молозива, ребёнок в дальнейшем получает антитела вместе с молоком матери. И почему у новорожденного в течение первых 28 дней такой пассивный иммунитет? Если маму спросить — родившийся ребёнок — родной или чужой? Конечно же родной, плоть от плоти своей. Посмотрите — он унаследовал гены матери. Но также и гены отца. Поэтому биологически ребёнок представляет чужой организм. Почему плод развивается внутри плаценты? Чтобы кровь матери не соприкасалась с кровью плода. Иначе будет отторжение. Поскольку ребенок защищался и все его функциональные системы были направлены на то, что бы противостоять и не чувствовать антигенную структуру матери — у него была очень высока супрессорная активность. Т.е. активность к угнетению иммунной системы.

Почему на Востоке говорят, что женщина после родов в течение 40 дней должна поднимать самое большое — ложку, и больше ничего. В этот период женщина передаёт ребёнку иммунную структуру. Она хочет много спать, как и ребёнок — и пусть спит, чтобы молоко было полноценное, активное. Если в этот период она физически сильно напрягается, это ведёт к утомлению и молоко не вырабатывает свою структуру должным образом. В результате каждый второй ребёнок рождается с аллергией. Бич больших городов.

Второй период. Как поднять иммунитет ребенку 3 лет

Второй период у ребенка — это с 2 до 3 лет, период пульмонологической (относящейся к органам дыхания) неактивности. И он совпадает с первым периодом упрямства. Ребёнок уже осознаёт, что он главный в семье, что ему всё можно. И вот тут возникают мощные напряжения. Достаточно понаблюдать за поведением родителей в отношении своих маленьких детей. Сам собой возникает вопрос — почему у нас не принято детей такого возраста воспитывать как на Востоке: в Японии, в Корее? Где ребёнку до 5 лет всё можно — хоть на голове стой. А у нас? Чуть что не так — сразу «нельзя», затрещина (хорошо, если по попе). Довольно часто.

Секрет иммунного здоровья

Как поднять иммунитет ребенку 3 лет? Известно, что если ребёнок улыбается, то он жизнестойкий. Одна улыбка и детский смех дают ему больше иммунного здоровья, чем любой препарат. Чётко доказано, что если вы смеётесь одну минуту — это равносильно сорока минутам занятий йогой. Так что лучше? Посмеяться одну минуту от души?! Так и ребёнок. Но не всегда это так просто. Если ребёнок уже чем то болен ему скорее всего не до смеха. Вот тут то и поможет учитель для иммунной системы — Трансфер Фактор. При первых же симптомах простуды давайте малышу по пол-капсулы каждый час — за сутки проявления болезни должны уйти . Потом улыбка ребенка будет естественной и он сам сможет справиться.

Перекрест крови у ребенка

У ребёнка есть и 2-й, и 3-й, и 4-й и 5-й периоды. Обратите внимание насколько умно работает иммунная система. На пятый день у ребёнка происходит перекрест, так называемый физиологический перекрест крови, когда количество лимфоцитов резко увеличивается, а сегментоядерных нейтрофилов резко снижается. Это первый перекрест. Второй перекрест произойдёт в 5 лет. И до пяти лет у ребёнка очень высокий лимфоцитоз. Это норма для него.

Количество лейкоцитов у ребенка

И иногда, поскольку количество лимфоцитов является мощным отражением стрессорной реакции — здесь у ребёнка немножко другие взаимоотношения. У взрослого очень чётко — если лимфоцитов больше 43%, то человек в переактивации. И если меньше 20%, то в стрессе — тоже плохая реакция. Т.е. лимфоциты — это всегда зеркало вашего настроения, ваших адаптационных возможностей. И вы по своим анализам можете очень чётко увидеть, если вашему ребёнку больше 5 лет — находится он в стрессе или нет. Анализ крови педиатр всегда заставит вас здать — и вы можете сами прочитать его.

Острый стресс характиризуется лейкоцитозом и снижением лимфоцитов, а при хроническом количество лейкоцитов будет нормальным, а лимфоцитов будет малое. И самое сложне у ребёнка старше 5 лет, когда реакция у него больше 43 лимфоцитов . Вот в этом случае Трансфер Фактор — очень большое подспорье.

Третий период формирования иммунитета. Профилактика глистных инвазий

Вы даёте ребёнку сырые или перетёртые ягоды, фрукты, лимон выжимаете в чай, тем не менее у него всё равно не усваивается витамин C, и другие витамины. В чем причина? Она состоит в том что приходит третий период развития иммунной системы, когда страдает ферментативное 2 усвоение. Именно поэтому у детей не должно быть такого разнообразия в меню, как себе позволяют взрослые. Чем проще, тем лучше. Потому, что на этом этапе очень часто появляются глисты в желудочно-кишечном тракте. И поскольку каждый человек с высокой вероятностью подвержен этой угрозе, а дети — так особенно, усвоение витаминов и микроэлементов сильно нарушено. Паразиты воруют их у ребёнка, он выглядит бледновытым, вы не можете понять в чём причина. Вот почему очень важна профилактика глистных инвазий натуральными средствами два раза в год . И для этого даже необязательно проводить предварительные анализы.

Четвертый период развития иммунитета. Период полового созревания

Ребёнок достиг следующего периода — периода полового созревания. У мальчиков это начинается с 12 и до 16 лет. У девочек это, как правило с 9-11 лет, сегодня уже с 9. Раньше это было с 14, но и сейчас остаётся такая категория людей — с 14.

И сам гормональный всплеск тормозит активность иммунной системы. Вот почему у девушек часто появляется acne vulgaris — юношеские прищи, и у юношей и у девушек. Ну да у юношей это не так страшно. И вот в этот момент важно, чтобы ребёнок получал повышенные дозы «учителя» — Трансфер Фактора. Потому, что гормоны сами по себе тормозят активность. Гормональная, иммунная, нервная — все эти системы связаны между собой. И поэтому в этот период возникают те скрытые, латентные заболевания, которые были когда то в детстве. Если ребёнок до года переболел какой-то бронхо-лёгочной инфекцией, то вероятность у него развития в будущем бронхо-лёгочной паталогии очень высока. Особенно в период полового созревания . Вот почему детей с бронхиальной астмой /ссылка/ в этот период их жизни — огромное количество.

Пятый этап формирования иммунитета. Удалять ли миндалины, аденоиды

Пятый этап формирования иммунитета — от 14 до 16 лет, последний период, когда, как правило, завершается половое созревание, и организм начинает ещё быстро расти. Идёт гипер-реакция на различные воздействия. Иногда, если не удалили раньше — приходится удалять миндалины или удалять аденоиды. К этому возрасту аденоиды могут быть уже такими большими, что ребёнок практически не дышит. Не спешите удалять эти органы — это защита. Давайте ребенку сосать Трансфер Фактор Классик — жевать и высасывать — через 2-3 месяца всё пройдёт. Дополнительно усиливающий эффект — закапывать в нос масло туи. Ребенок закроет рот и будет дышать с закрытым ротиком. В этот период целесообразно поддержать иммунную систему, которая реагирует слишком активно. Её просто нужно чуточку притушить. Можете ли вы назвать хоть один иммуномодулятор, который бы обладал супрессорной активностью? Т.е. активностью, направленной на сдерживание активного иммунитета. А на самом деле самым мощным супрессорным звеном обладает Трансфер Фактор — единственный продукт, который воздействует на все звенья иммунной системы. На то он и учитель — где нужно направить, а где то и сдержать. Это очень важно.

1 Антитиела — специальные вещества, которые используются иммунной системой для распознавания и уничтожения чужеродных объектов — бактерий, вирусов и т.п.

2 Ферментативное усвоение — усвоение пищи благодаря ферментам — веществам, направляющим и ускоряющим обмен веществ в организме.

03.06.2014. Александра.
Вопрос: Младшему сыну почти 5 лет. Даю ему ТФ классик с января месяца по 3 капсулы в день. Иммунитет стал значительнее здоровее, если и подхватывал какой-то вирус, то всё проходило значительно быстрее, без повышений тем-ры, лёгкий насморк и кашель. Каков дальнейший приём для ребенка его возраста, если имеется отставание в развитии речи в связи с кислородным голоданием во время родов (естественные роды)? Невролог поставил диагноз «Псевдобульбарная дизартрия».
Ответ: Нужно продолжать в том же духе. А если есть возможность давать больше (до 6 капсул в день) — только лучше. Или другая, более эффективная схема приёма: добавить Трансфер Фактор Эдванс (Классик — по 3 капсулы в день и Трансфер Фактор Эдванс — 2 капсулы в день).
Что касается диагноза, то есть один замечательный специалист по детским болезням и в частности связанными с кислородным голоданием — Чижов Алексей Ярославович — он знает очень много о Трансфер Фактор и он же проводил детям лечение «Горный воздух» с большими успехами.

Иммунная система ребенка

Иммунитет обеспечивает способность организма распознавать и уничтожать чужеродные для него вещества – бактерии, вирусы, паразитов, их токсины, а также собственные измененные клетки. Иммунная система состоит из множества звеньев, каждое из них выполняет особую задачу. Все элементы этой конструкции можно разделить на неспецифические, или врожденные, и специфические, то есть приобретенные. Врожденный иммунитет активен всегда, даже при отсутствии чужеродных веществ. Специфический начинает действовать только в том случае, если «враг» попадает внутрь организма.

Врожденный иммунитет встречает «нарушителей спокойствия» первым. Работать он начинает, как только кроха появляется на белый свет, но на полную мощность включается не сразу. Врожденный иммунитет считается неспецифической системой защиты от инфекций, он одинаков практически у всех людей, а главная его задача – предотвращать развитие большинства бактериальных инфекций – например, бронхитов, отитов, ангин.

Первыми на пути «чужака» встают физиологические барьеры – кожа и слизистые оболочки. Они обладают особой кислой средой (уровень рН), которая губительна для «вредителей», и заселены микрофлорой – бактериями-защитниками. Слизистые оболочки также вырабатывают бактерицидные вещества. Оба барьера задерживают большую часть агрессивно настроенных микроорганизмов.

«Чужаки», которые преодолевают такие препятствия, встречаются с клеточным звеном врожденного иммунитета, то есть со специализированными клетками – фагоцитами, которые находятся в коже, слизистых и в клетках крови. Они действуют в сотрудничестве c особыми видами белков и белковыми комплексами, например известные всем интерфероны, обладающими бактерицидным или противовирусным действием. Благодаря их совместным усилиям в «живых» остается лишь 0,1% «агрессоров».

Специфический (или приобретенный) иммунитет формируется не сразу, а только после рождения крохи, причем в несколько этапов. Подобная защита основана на более тонком механизме отделения «своих» от «чужих» и иммунологической памяти, то есть узнавании «чужака», с которым уже приходилось вступать в контакт. Если враг незнаком, то специфический иммунитет на него никак не отреагирует. Формируется такая защита при взаимодействии двух очень тесно связанных факторов – клеточного (Т- и В-лимфоциты) и гуморального (система иммуноглобулинов). И Т-, и В-лимфоциты запоминают чужеродное вещество (вирус, микроб, аллерген) и при повторной встрече сразу его уничтожают – так проявляется иммунологическая память. В этом случае повторного заражения не происходит вовсе или болезнь протекает в более легкой форме. Но если Т-клетки действуют всегда самостоятельно, то В-лимфоциты, чтобы избавиться от противника, синтезируют особые антитела – иммуноглобулины (Ig). Последние бывают 5 видов (IgA, IgM, IgG, IgD, IgE). Иммуноглобулины в организме малыша образуются постепенно, достигая «взрослых» значений лишь к определенному возрасту.

Огромную роль в становлении приобретенного иммунитета играют прививки, сделанные на ранних этапах, а также естественные встречи ребенка с бактериями и вирусами в первые 5 лет жизни. Чем богаче будет «память» на инфекции, тем лучше кроха будет защищен в будущем.

Одним из составляющих специфического иммунитета являются иммуноглобулины. По их уровню можно судить о развитии заболевания и точно определять «врага».
Иммуноглобулины бывают 5 видов: A, M, G, D, E. Иммуноглобулин D участвует в синтезе В-лимфоцитов. Иммуноглобулин А (IgA) защищает слизистые оболочки. Повышенный уровень IgA по результатам анализа крови говорит об остром воспалительном процессе.
Антитела класса М (IgM) с первого раза «чужака» не запоминают, но, столкнувшись с ним еще 2–3 раза, начинают узнавать и уже работают на уничтожение. На этом свойстве IgM основан механизм прививок. При вакцинации в организм малыша малыми дозами вводят ослабленные микроорганизмы, чтобы добиться постоянной концентрации этих антител в крови. Антитела класса М вместе с IgA борются с инфекцией на первых порах. Повышенный уровень IgM у новорожденных сигнализирует о внутриутробной инфекции (токсоплазмозе, герпесе), у детей постарше – о том, что малыш впервые встретился с вирусной инфекцией и болеет ею в данный момент.
С помощью IgG организм «добивает» инфекцию. На их выработку требуется 1−2 недели. Присутствие в организме антител этого класса к определенному вирусу означает, что человек инфекцией (корь, ветрянка) переболел и к ней выработался иммунитет.
IgE появляются в ответ на размножение в организме паразитов (глистов) и контролируют развитие аллергических реакций. При подозрении на аллергию назначают анализ крови на IgE общий, а чтобы определить чувствительность к аллергенам – на IgE специфические. Чем сильнее реакция на аллерген, тем выше уровень последнего показателя.

Если у взрослых есть антитела к сотням «вредителей», то малышам только еще предстоит их выработать. Так что на разных этапах развития иммунная система ребенка имеет разные возможности. От этого зависит, чем и в каком возрасте он болеет и как реагирует на контакты с внешним миром.

Формирование иммунной системы начинается во время беременности. На 3−8-й неделе образуется печень, в ней появляются В-лимфоциты. На 5−12-й неделе образуется тимус, где после рождения малыша начинают созревать Т-лимфоциты. На этом же сроке образуется селезенка и лимфатические узлы. На 21-й неделе беременности селезенка также начинает вырабатывать лимфоциты. Лимфатические же узлы должны задерживать бактерии и другие инородные частицы и не пускать их дальше внутрь. Но эту барьерную функцию они начинают выполнять только к 7–8 годам. Если в I–II триместрах будущая мама перенесет инфекционное заболевание, будет несбалансированно питаться, возникнет риск неправильного формирования этих органов. В эти сроки женщине следует по возможности избегать контактов с больными гриппом и ОРВИ, переохлаждения.

Между 10-й и 12-й неделями вынашивания будущий ребенок начинает вырабатывать собственные иммуноглобулины, прежде всего класса G. Некоторое количество последнего он получает также через кровь мамы и плаценту практически сразу после зачатия. Но до 6-го месяца беременности материнские иммуноглобулины присутствуют в крови будущего ребенка лишь в очень незначительных количествах. По этой причине у сильно недоношенных детей очень велик риск инфицирования.

После 32-й недели беременности начинают интенсивно образовываться антитела, которые защитят малыша от болезней в первые месяцы жизни.

Момент рождения знаменует первый критический период в становлении иммунной системы ребенка. В течение месяца собственная иммунная защита будет подавлена, но иначе быть не может. Ведь уже проходя по родовым путям, малыш встречается с новыми для него бактериями, а во внешней среде, куда он попадает после рождения, незнакомых ему микроорганизмов миллиарды. И если бы иммунитет был таким же сильным, как у взрослых, младенец просто не выдержал бы реакции организма на «незнакомцев». По этой причине механизмы врожденного иммунитета у здорового новорожденного действуют примерно на 40−50% от уровня взрослого, а синтез иммуноглобулинов – на 10−15%. Малыш очень восприимчив к вирусам и микробам, и высока вероятность инфекционных заболеваний.

На этой стадии противостоять специфическим инфекциям ему помогают только мамины иммуноглобулины, полученные еще внутриутробно. Они защищают кроху от тех инфекций, которыми мама переболела или от которых была привита (дифтерии, полиомиелита, кори, краснухи, ветрянки). Также в это время кишечник начинает заселяться бактериями. Кроме того, полезные микроорганизмы и иммуноглобулины малыш получает с искусственной смесью или молоком мамы. Проникая в кишечник, эти вещества делают его слизистую недоступной для болезнетворных микроорганизмов, защищая таким образом кроху от многих инфекций и аллергии. Но получающие грудное молоко крохи защищены лучше. Ведь вместе с молоком они получают еще и антитела к тем инфекциям, которыми мама уже переболела.

Так как в это время малыш подвержен большому риску заболеваний, круг общения нужно ограничить ближайшими родственниками – теми людьми, с кем он живет. Попадая из роддома в квартиру и общаясь с мамой и папой, ребенок постепенно привыкает к «домашней» микрофлоре, и она становится для него безопасной. Если в дом приходят гости, попросите их вымыть руки с мылом и покажите им кроху издали.

В этот период нужно, с одной стороны, строго соблюдать правила гигиены, а с другой – не переусердствовать. Иначе нужные микробы не смогут заселить кожу и слизистые, кроме того, стерильная атмосфера не даст возможности бороться с бактериями и развивать иммунную систему. Чтобы соблюсти баланс, достаточно 2−3 раза в неделю делать влажную уборку, пылесосить мягкую мебель и каждый раз, перед тем как подойти к новорожденному, тщательно мыть руки с мылом.

По данным ВОЗ, дети до 3 лет переносят 6−8 респираторных заболеваний в год. В среднем, если иммунная система работает нормально, за год малыш может перенести 1−2 достаточно тяжелые вирусные инфекции (грипп, аденовирусная инфекция) и 4−5 «простуд» могут протекать легко и сопровождаться насморком, покашливанием, невысокой температурой. Это вовсе не означает, что у ребенка снижен иммунитет. Единственный способ полноценно защититься от болезней – выработать собственный иммунитет, который может сформироваться только после встречи с микробом. Частые ОРЗ и ОРВИ не стоит рассматривать как проявление слабости иммунной системы.
Серьезным поводом посетить врача-иммунолога могут стать частые простуды, протекающие с осложнениями и переходящие в пневмонию, бронхит, повторные заболевания инфекциями, к которым должен вырабатываться пожизненный иммунитет – например, корью, краснухой, ветряной оспой. Но в последнем случае нужно учесть, что если кроха переболел ими до года, иммунитет может быть нестойким. При длительном лечении антибиотиками, противогрибковыми или гормональными препаратами требуется поддерживающая терапия иммуномодуляторами. В этом случае также нужна консультация иммунолога.

3−6 месяцев – второй критический период. Материнские антитела постепенно разрушаются и к 6 месяцам полностью уходят из организма. На проникновение инфекции в организме крохи развивается иммунный ответ, так как начинается выработка собственного иммуноглобулина А, который отвечает за местный иммунитет. Но он не обладает «памятью» на вирусы, поэтому прививки, которые делаются в этот период, обязательно позже повторяются. Очень важно сохранять грудное вскармливание.

Усилить защиту помогут также водные процедуры. С 3 месяцев младенца после минутного купания в воде температурой 36−37 °С обливают водой, температура которой на 1–2 градуса ниже. Можно также осторожно обтирать кроху после принятия ванны варежкой, смоченной в воде температурой 33–36 °С. В течение 2 минут обтирают руки от кисти до плеча и ноги от ступни до колена, после чего насухо вытирают. Раз в 5 дней температуру воды понижают на градус и доводят постепенно до 28 °С.

2−3 года – третий критический период, время активного становления приобретенного иммунитета. Расширяются контакты с внешним миром, многие дети начинают посещать ясли или детский сад и часто болеть. Этот период обычно длится 6–12 месяцев. Причиной неоднократных простуд может стать и стресс, нежелание малыша посещать ясли или сад. Но отказываться от дошкольного учреждения все же не стоит. Крохи, не посещающие сад или ясли, конечно, болеют реже. Но как только они начинают ходить в школу, частота вирусных инфекций у них резко возрастает. Их «организованные» сверстники к этому возрасту успевают «познакомиться» со многими вирусами и простужаются реже.

Обычно в этом возрасте у «детсадовцев» болезни длятся долго и переходят одна в другую. Это не значит, что у них слабый иммунитет. Просто малыши соприкасаются с большим числом возбудителей болезней, их слизистые уязвимы, так как иммуноглобулин А вырабатывается еще в малом количестве. Иммунная система, таким образом, активно тренируется: в столкновении с «чужаками» организм вырабатывает антитела, которые в дальнейшем помогают ему быстрее справляться с болезнями или вообще не допускать их возникновения. Чтобы окончательно сформироваться, иммунитету требуется до 8−12 подобных «тренировок» в год.

В этом возрасте лучше обходиться без иммуностимулирующих препаратов. Их применение может ослабить иммунитет ребенка. Кроме того, иммуностимуляторы имеют противопоказания и побочные эффекты. Сбалансированный по витаминам и микроэлементам рацион питания, соблюдение режима дня, физическая активность и закаливающие процедуры будут иметь гораздо больший эффект.

Также в этом возрасте из-за активного «обмена» различными возбудителями со сверстниками отмечается активный рост миндалин и лимфатических узлов. Это звено врожденного иммунитета служит первой линией обороны от потенциальных возбудителей различных заболеваний. Когда в них попадает инфекция, они увеличиваются и воспаляются.

Примерно на это время попадает и большинство ревакцинаций. Они направлены на поддержание иммунитета, который выработался во время предыдущих прививок.

В 5–7 лет (четвертый критический период) уровни иммуноглобулинов класса M и G приближаются к взрослому уровню, количество Т- и В-лимфоцитов также становится близким к их количеству у взрослого человека. Иммуноглобулин A по-прежнему в дефиците. Из-за этого заболевания верхних дыхательных путей в этом возрасте могут стать хроническими (хронический тонзиллит, хронический ларингит) или часто повторяться. Чтобы этого избежать, нужно очень тщательно и до конца их вылечивать. Также в осенне-зимний период рекомендуется давать ребенку поливитамины. За конкретными рекомендациями (курс приема и названия витаминных комплексов) следует обратиться к педиатру. А вот прежде чем назначать иммуностимулирующие средства, нужно знать, какое звено иммунной системы страдает и что именно нужно укреплять. Точную информацию об этом дает только развернутая иммунограмма.

Но большинство детей болеют уже намного реже и быстрее справляются с инфекциями. Величина иммуноглобулина E достигает максимума, поэтому нарастает частота аллергических реакций.

Особенности развития иммунитета у детей

Содержание статьи

Иммунная система человека это мощный щит, который формируется еще в утробе матери и позволяет защитить организм от агрессивной внешней среды, которая насыщена вирусами, бактериями, микроорганизмами.

Без иммунной системы жизнь человека была бы невозможной. Иммунная система настолько совершенна, что способна не только распознать чужеродное тело (отличив его биомолекулы от собственных), но и изолировать и уничтожить его внутри организма.

Врожденная иммунная система

Врожденный иммунитет в нашем организме находится в «рабочем» режиме постоянно, именно он самый первый встречает всех вредителей и ликвидирует их. Работа врожденного иммунитета начинается после появления ребенка на свет, однако, не в полную силу. Полное укрепление и становление иммунитета происходит постепенно, именно поэтому очень важно кормить ребенка грудным молоком, закаливать его.

Сразу после рождения иммунитет уже способен защитить ребенка от таких бактериальных заболеваний как ангина, бронхит, отит и др. Когда инфекция попадает в организм, первое препятствие, которое она встречает на своем пути – слизистые оболочки, которые имеют кислую среду, не благоприятную для ее развития. Как только инфекция попала на слизистые оболочки, начинают выделяться бактерицидные вещества. Именно слизистые оболочки задерживают и ликвидируют большинство агрессивных микроорганизмов.

Если по какой-то причине слизистые оболочки не справились со своей задачей, и инфекция пошла внутрь организма, она встречает следующее препятствие – специализированные клетки фагоциты, которые находятся как на коже и слизистых оболочках, так и в крови. Вместе со специальными белковыми комплексами фагоциты оказывают бактерицидное и противовирусное действие, благодаря которому из всех вирусов и бактерий выживают лишь 0,1%.

Специфическая иммунная система

Специфическая иммунная система, или как ее еще называют приобретенная, вырабатывается постепенно. Организм постепенно учиться отличать «своих» от «чужих» благодаря иммунологической памяти. Этот процесс возможен только при контакте с бактериями, вирусами и микроорганизмами. Эту защиту формируют два очень важных и тесно связанных между собой фактора – клеточный (Т- и В- лимфоциты) и гуморальный (иммуноглобулины — антитела). Клеточный фактор запоминает чужеродное вещество, и при повторной встрече быстро и эффективно его уничтожает – это и есть иммунологическая память. Именно так работают прививки – в организм целенаправленно вводится штамм вируса, чтобы Т- и В- лимфоциты запомнили вирус и, при повторной встрече, быстро его уничтожили. Т-лимфоциты уничтожают вирус самостоятельно, а В-лимфоциты выделяют особые антитела – иммуноглобулины. Вы наверняка не раз видели их в результатах анализов – они бывают 5 видов: IgE, IgA, IgG, IgM, IgD.

Иммунная система у новорожденных

В процессе жизнедеятельности человек постоянно сталкивается с агрессивными микроорганизмами и вырабатывает иммуноглобулины к сотням таких чужеродных тел. Организм малыша в этом плане намного уязвимее, так как приобретенный иммунитет еще совсем «не опытный».

Формирование иммунной системы у новорожденного начинает приблизительной на 3-8-й неделе беременности, именно тогда формируется печень ребенка, которая начинает выделять те самые В-лимфоциты. Где-то в промежутке между 5-й и 12-й неделями формируется тимус (вилочковая железа, расположенная в верхней части грудины), где начинают образовываться и обучаться Т-лимфоциты. В это же время начнут вырабатываться первые иммуноглобулины IgG. После 32-й недели беременности, В-лимфоциты выделяют уже весь комплекс иммуноглобулинов, которые помогут защитить организм малыша в первые месяцы жизни. После того как селезенка сформирована (приблизительно на 21-й неделе), начинают выделяться лимфоциты. Однако лимфатические узлы, которые должны задерживать инородные тела, смогут полноценно защищать организм ребенка лишь к 7-8 годам.

Запомните! Неправильное питание, инфекционные заболевания в первые 20 недель беременности могут негативно отразиться на формировании этих органов! Поэтому очень важно избегать контактов с больными ОРВИ, гриппом, избегать переохлаждения и соблюдать сбалансированную диету.

Первый критический период в становлении иммунной системы

Так знаменуется момент рождения, когда иммунная система ребенка целенаправленно подавляется. Все дело в том, что, проходя по родовым путям, малыш сталкивается с массой новых бактерий, а когда появляется на свет, количество новых бактерий составляет миллиарды. Если бы иммунная система малыша работала также как взрослая, организм ребенка просто не выдержал бы подобного «столкновения» с новой средой. Именно поэтому к моменту рождения иммунная система малыша работает лишь на 40-50%. Из-за этого организм ребенка очень восприимчив к вирусам и бактериям, состояние его здоровья поддерживается только благодаря иммуноглобулинам, полученным от матери. После рождения кишечник ребенка начинается «заселяться» полезными кишечными бактериями, малыш питается специальными смесями или грудным молоком, получая все самое необходимое для становления иммунной системы. Стоит отметить, что важное значение здесь имеет молозиво, которое рекомендуется дать малышу сразу после рождения до прихода молока.

Второй критический период в становлении иммунной системы

Приблизительно к 6 месяцам все антитела, полученные от матери, полностью уходят из организма. К этому времени организм малыша уже должен самостоятельно вырабатывать иммуноглобулин А (но он не обладает памятью, поэтому вакцинацию, пройденную в этом возрасте, необходимо повторить). В период от 3 до 6 месяцев необходимо закалять малыша, после купания в воде с температурой 36-37 градусов рекомендуется облить ребенка водой на 1-2 градуса ниже. Каждые 5 дней температуру воды рекомендуется снижать на 1 градус и довести ее до 28.

Третий критический период в становлении иммунной системы

Этот период приходится на второй и третий год жизни ребенка. В этот период происходит активное становление специфического иммунитет – малыш контактирует с другими детьми, взрослыми, животными, начинает посещать ясли и детский сад. В этот период малыши болеют значительно чаще, и зачастую одна болезнь сменяет другую. Здесь переживать не стоит, это совсем не значит, что у ребенка плохой иммунитет, просто он встречается с новыми вирусами и бактериями – это необходимый этап в становлении приобретенного иммунитета. В норме ребенок болеет до 8-12 раз в год.

Стоит отметить, что в этом возрасте не нужно давать ребенку иммуностимулирующие препараты – они имеют много противопоказаний, побочных эффектов, кроме того, они понизят естественный иммунитет ребенка.

Четвертый критический период в становлении иммунной системы

Это последний период и приходится он на 5-7 лет. В этом возрасте ребенок уже имеет Т- и В-лимфоциты практически на взрослом уровне, однако иммуноглобулин А по-прежнему в дефиците, поэтому дети в этом возрасте часто приобретают хронические заболевания верхних дыхательных путей. В этом возрасте необходимо давать ребенку поливитаминные комплексы в сезон простуд, но какие именно комплексы давать ребенку, лучше уточнить у педиатра. Давать иммуностимулирующие препараты стоит только после пройденной иммунограммы, которая покажет, какое именно звено иммунной системы страдает.

Иммунитет ребенка

Иммунитет — это невосприимчивость организма к различным инфекционным возбудителям, их токсинам (ядам), а так же к различным другим чужеродным органическим веществам. Работа иммунитета включает в себя запуск сложного многоступенчатого механизма, взаимодействие одновременно нескольких систем: нервной, эндокринной, регулирование обмена веществ и других сложных процессов в организме.

Какие органы формируют иммунную систему?


Иммунная система человека состоит из вилочковой железы, костного мозга, эмбриональной (во внутриутробном периоде) печени, лимфоидных образований кишечника, лимфатических узлов, селезенки, а также постоянно находящиеся в крови и тканях клетки костномозгового происхождения — лимфоциты, моноциты и др. Иммунная охрана организма осуществляется как клетками иммунной системы (клеточный иммунитет), так и продуктами их жизнедеятельности (гуморальный иммунитет).

Виды иммунитета

Существует несколько видов иммунитета:

приобретенный: естественный иммунитет (активный и пассивный)

Видовой иммунитет передается по наследству. Например, человек не может заразиться определенной инфекцией от животных (чумой). Следующий вид иммунитета приобретенный: естественный иммунитет, вырабатывается при длительном контакте с возбудителями инфекции, при этом заражения не происходит. Приобретенный иммунитет, который в свою очередь бывает активным: после перенесенного заболевания (ветряная оспа или краснуха) и после введения вакцин. Пассивный иммунитет, который развивается в ответ на введение специальных сывороток с антителами (при инфекционных заболеваниях).

Особенности иммунитета у детей

Иммунитет детей имеет ряд особенностей на определенных этапах развития.

Детский иммунитет характеризуется наличием 5 основных критических периодов:

Первый критический период в течение первых 28 дней жизни ребенка. В этот период дети имеют иммунитет, приобретенный от матери во время внутриутробного развития. В этот же период очень высока чувствительность ребенка к вирусным инфекциям, против которых он не защищен материнскими антителами. На 5 сутки жизни осуществляется первый перекрест в формуле белой крови и устанавливается абсолютное и относительное преобладание лимфоцитов. В этот период особенно важно сохранять грудное вскармливание (подробней о пользе грудного вскармливания у детей первого года жизни в статье «Ценность грудного вскармливания у детей первого года жизни»).

Второй критический период в возрасте 4-6 месяцев обусловлен разрушением материнских антител. В этот период особенно важно начать вакцинацию, с последующей ревакцинацией для формирования активного иммунитета против определенных видов инфекций. В этом возрасте дети особенно подвержены воспалительным процессам органов дыхания и кишечным инфекциям, нарастает частота пищевой аллергии.

Третий критический период приходится на возраст 2 лет. Это связанно с активным познанием мира ребенка в этот период. В этот период у ребенка могут проявиться различные врожденные аномалии и атопический диатез. Более подробно смотри статью «Атопический дерматит у детей». В этот же период жизни формула характеризуется абсолютным и относительным лимфоцитозом (физиологический лимфоцитоз).

Четвертый критический период в возрасте 4-6 лет. Характеризуется уже накопленным активным иммунитетом, который сформировался под воздействием вакцинации и перенесенных вирусных и инфекционных заболеваний. В этот период возможно формирование многих хронических заболеваний. Для предотвращения этого необходимо своевременное и правильное лечение острых процессов.

Пятый критический период в возрасте 12-15лет. Происходит на фоне бурной гормональной перестройки для девочек 12-13 лет, для мальчиков 14-15 лет. На фоне повышенной секреции половых гормонов уменьшается объем лимфоидных органов. В этот период окончательно формируется сильный и слабый типы иммунного ответа.

В период полового созревания (пятый критический период) организм ребенка впервые сталкивается с неблагоприятными экзогенными (внешними) факторами, такими как курение, алкоголь и употребление различных синтетических наркотических средств.

Причин и факторов, снижающих иммунитет очень много. Основные из них это прежде всего неправильное питание, с низким содержанием белка и витаминов, что приводит к транзиторному снижению иммунитета, наличие хронических очагов инфекции (кариозные зубы, синусит, тонзиллит, пиелонефрит, цистит и др.), наличие хронических болезней органов пищеварения, инфекционных болезней в анамнезе, экологически неблагоприятная обстановка на территории проживания ребенка, нарушение состава кишечной микрофлоры, неадекватное использование антибиотиков.

Иммуномоделирующее лечение

Прежде чем начинать иммуномоделирующее лечение необходимо оценить и скорректировать следующие моменты:
качество питания ребенка. Сбалансированное питание ребенка должно быть, прежде всего, разнообразным, включать белки, витамины и микроэлементы и состоять из продуктов растительного и животного происхождения.

условия жизни ребенка, спокойная психоэмоциональная обстановка в семье, родительская любовь и ласка, также способствует правильному формированию иммунитета.

оценка состояния внутренних органов, санация очагов хронической инфекции, для этого необходима консультация педиатра или семейного врача

Когда необходимо начать иммуномоделирующее лечение?

Использование иммунокорректирующих средств оправданно в следующих случаях:

Ребенок слишком часто болеет, больше 6 раз в год простудными заболеваниями.

Ребенок плохо реагирует на стандартное лечение, длительность заболевания выше, чем в среднем у детей данного возраста.

Обычные простуды протекают, как правило, с осложнениями (бронхиты, отиты, ангины).

Прежде чем начать лечение необходимо произвести стандартное обследование состояния здоровья ребенка, включающее в себя:

общий анализ крови
общий анализ мочи
биохимический анализ крови (Ig E, глюкоза, более подробно необходима консультация врача)
обсследование у ЛОР-врача (для исключения очагов инфекции)
анализ кала на яйца гельминтов и наличие дисбактериоза
УЗИ внутренних органов (для оценки состояния внутренних органов).

Иммунокоррекция состоит из двух видов: неспецифической и специфической:

Неспецифическая иммуностимуляция включает в себя, прежде всего грудное вскармливание, а в дальнейшем сбалансированное питание, закаливание, правильная организация сна и отдыха.

Группы препаратов используемые для специфической иммунокоррекции

Препараты, которые могут непосредственно воздействовать на иммунную систему, делятся на 3 группы:

2. Индукторы иммунологической толерантности (эта группа препаратов способствует повышению функциональной активности иммунной системы).

3. Иммуносупрессоры (препараты поддержки иммунной системы, изменяющие некоторые специфические иммунные ответы).

Иммуностимуляторы — это препараты способствующие процессам возрастного созревания иммунной системы, включают в себя следующие группы препаратов:

витамины (Пиковит, Гровит, Мултитабс, Киндер биовиталь, Витрум Кидс, Мултивитамол и др.)

препараты содержащие полиненасыщенные жирные кислоты (Омега-3, рыбий жир, оливковое масло.

Индукторы иммунологической толерантности — эта группа препаратов состоит из 5 подгрупп:

препараты растительного происхождения изготавливаются из лекарственных растений, обладающих иммуностимулирующими и адаптогенными свойствами. Данная группа препаратов может быть назначена без обследования иммунного статуса ребенка, но дозировка и длительность использования должна быть обязательно согласована с врачом.
В эту группу входят: препараты Эхинацеи пурпурной (Иммунал, настойка эхинацеи доктора Тайса), как правило, их назначают для лечения ОРВИ и для профилактики простудных заболеваний. Препараты женьшеня, радиолы розовой, элеутерококка — эти препараты желательно использовать у детей в возрасте после 6 лет.

препараты группы интерферонов, используются в первую очередь при вирусных заболеваниях, гриппе, а также при вирусных гепатитах, герпесе. Интерфероны бывают 2 поколений: первое поколение, это препараты синтезированные из донорской крови (интерферон человеческий лейкоцитарный), в настоящее время не используется.
Второе поколение синтетические интерфероны (Гриппферон, Виферон, Кипферон)

препараты способствующие выработке собственных интерферонов (индукторы интерферонов): Арбидол, Анаферон, Циклоферон.
Данные препараты обладают выраженным противовирусным и иммуностимулирующим действием. Препараты индукторы эндогенных (собственных) интерферонов не рекомендуется применять одновременно с препаратами из предыдущей подгруппы, так как возможна неадекватная реакция организма на сочетание этих препаратов. Использование препаратов этой группы целесообразно с первых часов болезни (как только вы заметите первые признаки начинающийся вирусной инфекции).

препараты бактериального происхождения для повышения иммунитета
(Бронхомунал П,Бронхомунал, ИРС-19б, Ликопид, Рибомунил).
Данные медикаменты содержат фрагменты бактерий, но не несут никакой инфекционной опасности для заражения, обладая при этом иммуностимулирующим действием. Использование данных средств, требует обязательной консультации врача специалиста.

препараты изготовленные из вилочковой железы (тимуса): Тималин, Т-активин, Тимостимулин и другие использование препаратов данной группы ограниченно и требует постоянного контроля врача иммунолога.

Необходимо помнить, что иммунитет это основная защита нашего организма. Неправильное вмешательство в работу этой тонкой системы может привести к серьезным последствиям и сделать организм вашего ребенка открытым для любых воздействий извне. Поэтому прежде чем начинать использование иммуностимулирующих средств, необходимо проконсультироваться с врачом.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о