Как помочь ребенку с дисграфией: 8 советов родителям

Дисграфия – это стойкое расстройство процесса письма, обусловленное нарушением психических функций, регулирующих способность обучения устной и письменной речи. Отклонение проявляется типичными, постоянно повторяющимися ошибками, от которых человек не может избавиться самостоятельно. Дисграфия очень распространена: она наблюдается у 53% детей в возрасте 8-8,5 лет и почти у 40% учащихся средней школы. Причем речь не идет о некрасивом почерке, неаккуратном письме или нарушениях орфографических правил и норм.

Мы поможем родителям понять, есть ли у их детей склонность к дисграфии, и расскажем о способах ее коррекции.

Не игнорируйте проблему

Обнаружив, что ребенок не слишком успешно осваивает навыки письма, многие родители винят в этом «невнимательных» учителей. И напрасно. Дисграфия у малышей, как правило, впоследствии развивается из-за воздействия различных факторов в намного более раннем возрасте. В их числе:

  • пороки внутриутробного развития;
  • родовые травмы или асфиксия в момент появления на свет;
  • тяжелые инфекционные заболевания (энцефалиты, менингиты и другие болезни, истощающие нервную систему);
  • опухоли головного мозга;
  • задержки психического развития;
  • речевые нарушения.

В группе риска находятся дети, чьи родители имеют небольшой словарный запас, обладают нечеткой или неправильной речью либо просто не утруждают себя общением с малышом. Как ни странно, дисграфия встречается и у тех, с кем до поступления в школу занимались слишком активно, принуждая усваивать информацию, слишком сложную для восприятия.

При наличии дисграфии не стоит надеяться, что ребенок «перерастет» проблему. Стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием норм правописания, требуют коррекции с участием психолога, логопеда, педагогов и, разумеется, родителей. Кроме того, некоторые пациенты нуждаются в помощи невролога, отоларинголога, реабилитолога и т. д.

Будьте терпеливыми

Обильные и элементарные ошибки в письме, которые делает ребенок с дисграфией, взрослых, как правило, раздражают, тем более что особенностью дисграфии является настойчивое повторение одних и тех же ошибок. Наиболее распространены следующие:

  • путаница в написании букв, сходных фонетически («г» и «к», «д» и «т», «б» и «п») или графически («ш» и «щ», «х» и «ж», «л» и «м»);
  • написание заглавных букв вместо строчных (и наоборот);
  • зеркальное отображение букв;
  • перестановка слогов в словах;
  • добавление в слова лишних слогов или букв;
  • отсутствие в словах окончаний;
  • несогласованность родовых, числовых и падежных окончаний;
  • нарушения структуры текста, пропуски членов предложений.

Между тем, занимаясь с малышом с дисграфией, нельзя торопиться и раздражаться. Взрослый человек должен отдавать себе отчет в том, что элементарное для него самого задание для ребенка таковым не является. Присутствие сердитого и нетерпеливого наставника только ухудшает ситуацию и увеличивает количество ошибок.

Организуйте место учебы

Ребенок должен заниматься в хорошо проветренном и правильно освещенном помещении. Важно, чтобы ничто не отвлекало его: нужно выключить компьютер и телевизор, убрать со стола лишние предметы, по возможности попросить других членов семьи удалиться из комнаты. Особое внимание следует обратить на мебель и канцелярские принадлежности: стол, стул, а также ручка или карандаш, которыми пишет малыш, должны быть максимально удобными.

Избегайте переутомления

У ребенка, страдающего дисграфией, навык письма по-настоящему не сформирован. Длинные занятия его утомляют, из-за чего необходимы регулярные перерывы на 10-15 минут. В это время он может побегать, выпить стакан сока или съесть яблоко, поиграть. Ни в коем случае нельзя совмещать работу над текстом с просмотром телепередач или компьютерной игрой: малышу будет сложно сосредоточиться.

Играйте с ребенком

Младшие школьники проще усваивают информацию, поданную в игровой форме. Существует множество методик обучения письму с использованием ребусов, загадок, раскрасок и т. д. Разумеется, их нужно подбирать индивидуально; по данному поводу полезно проконсультироваться с психологом и логопедом.

Проговаривайте проблемные слова

Специалисты советуют подробно объяснять ребенку написание каждого слова, многократно повторяя вслух и четко артикулируя проблемные моменты. Важно, чтобы малыш тоже проговаривал по слогам слова, которые пишет. Каждую ошибку следует исправлять, повторяя слово заново. Дело в таком случае продвигается медленно, но обвинять ребенка в отсутствии сообразительности недопустимо: это может свести на нет весь эффект занятий.

Читайте вслух

Богатство словарного запаса, общее развитие человека и качество его письма находятся в прямой зависимости от того, как много художественной литературы он читает и как легко ему дается названный процесс. Для детей с дисграфией чтение, как правило, проблематично. Исправить положение сложно, поскольку отношение к чтению как к занятию трудному, неприятному и бесполезному к 7-8 годам уже сформировано. Но даже в такой ситуации нужно постараться заинтересовать ребенка книгами.

Для начала подойдут короткие рассказы или стихи, веселые, занимательные истории. Нельзя заставлять ребенка читать и оставлять его наедине с этим занятием. Лучше устраивать чтения вслух, по очереди или по ролям. Родители же должны следить за тем, чтобы малыш тщательно проговаривал все слова и обращал внимание на их правильное написание.

Обеспечьте ребенку моральную поддержку

При дисграфии ребенку сложно учиться в школе. Он испытывает на себе постоянное недовольство учителей и привыкает считать себя менее успешным, чем сверстники. Да и одноклассники порой относятся к нему без симпатии, насмехаясь над «тупостью», что еще больше угнетает и приводит к снижению самооценки.

В такой ситуации только любовь и понимание родителей могут исправить положение или хотя бы уменьшить остроту проблемы. Взрослые члены семьи должны позаботиться о том, чтобы малыш получил всю необходимую помощь (занятия со специалистами, диагностику и лечение имеющихся у него заболеваний, доброжелательное отношение при выполнении заданий). Важно как можно чаще хвалить малыша, отмечать любые его успехи и не ругать за ошибки и неудачи.

По мнению специалистов, дисграфию можно зафиксировать у ребенка, достигшего 8 лет. К этому времени основные навыки письменной речи в норме уже сформированы. О наличии проблемы свидетельствуют типичные, навязчиво повторяющиеся дефекты письма. Они почти всегда сочетаются с небогатым словарным запасом, речевыми нарушениями, слабой памятью. Помимо дисграфии, у таких детей часто наблюдаются гиперактивность, низкая работоспособность и сложности с концентрацией внимания.

Отклонение поддается коррекции, но степень исправления напрямую зависит от усилий, приложенных близкими. Важно понимать, что дисграфия никогда не проходит сама. Чем раньше малыш попадет в руки специалистов и чем тщательнее будут выполнены их рекомендации, тем лучше будет результат. Желательно, чтобы к окончанию начальной школы ребенок полностью овладел навыками письма; в противном случае неизбежны проблемы с последующим обучением и социальной реализацией.

Видео с YouTube по теме статьи:

Как помочь ребенку хорошо учиться?

Нет ни одного ребенка, которому не было тяжело учиться в школе. Каждый человек обладает своими интересами и наклонностями. Невозможно охватить все предметы и интересоваться всеми науками. Вот здесь и возникает желание у родителей помочь ребенку хорошо учиться. Как это сделать, рассмотрит интернет-журнал psytheater.com.

Обычно родители не утруждают себя обязанностью помогать ребенку с его проблемами в школе. В некоторой степени это правильная позиция. С другой стороны, полностью игнорировать школьные проблемы не стоит. Если ребенок лишь по некоторым предметам отстает, в то время как по другим у него хорошие и отличные оценки, то волноваться не следует. Однако если ребенок отстает абсолютно по всем предметам, это говорит о некой психологической проблеме, которая нередко может касаться родителей.

Конечно, со всеми психологическими проблемами лучше разбираться с семейным психологом, которого не нужно бояться или игнорировать. Лучше проблему решить, нежели делать вид, что ничего не происходит. Если вы хотите помочь ребенку, тогда придется прилагать усилия. И здесь порой нужно признавать собственные ошибки.

Многие родители занимают одну из следующих позиций:

  1. Они помогают своим детям тем, что оплачивают дополнительные занятия и курсы, покупают новые учебники, которые должны помочь их школьникам в понимании предметов.
  2. Они наказывают и даже запугивают детей различными мерами, если те не будут хорошо учиться.

На кого-то эти меры действуют. Дети получают отличные оценки. Но возникает вопрос: они запоминают тот материал, который изучают, или просто пытаются различными способами получить хорошие оценки? Зачастую дети просто ищут способы, как не получить нагоняя от своих родителей, но по факту не получают знаний. Как же все-таки ребенку помочь в обучении? Сначала нужно понять следующую мысль: школа уже не выполняет всех своих функций, более того, она не дает детям полезных знаний.

Современный ребенок должен пройти обязательное школьное образование, целью которого является обучение каждого человека письму, чтению, счету, а также основам различных наук. Теперь каждый обладает различными знаниями. Но куда и с какой целью их использовать, никто не знает.

Школа теряет ту актуальность, которой она обладала в начале. Раньше обучались люди только из богатых семей. Потом в школу стали впускать детей мужского пола. И лишь в последнюю очередь в школе начали учиться дети обоих полов. Целью школьного образования тех времен было не только дать знания, но и позволить каждому ученику в будущем достичь богатств, успехов и роскошной жизни. Чем более школа становилась доступной общему кругу людей, тем больше она теряла свою привилегированность.

В настоящее время школа тоже дает знания ученикам. Но вот дети не знают, зачем им нужны те или иные знания по жизни. Все чаще от уже взрослых людей можно услышать фразу: «Школа научила меня писать, читать, считать. А все остальные предметы были мне ненужными». По статистике, школа нужна ребенку лишь первые три года, когда ученик обучается основам, которые ему пригодятся по жизни. Потом же начинается обучение предметам, знания из которых как могут пригодиться, так и не могут.

Физика нужна лишь 5% учащимся. Биология (если не брать анатомию – строение человека) тоже пригодится единицам. То же самое можно сказать и про остальные предметы. Физкультура полезна тем, что дети могут выплеснуть свою энергию, но утомительна своими нормативами, под которые подгоняют всех учеников, не учитывая их возможности. История тоже важна, однако настолько «заспамлена» датами и цифрами, что дети просто не усваивают ее. Есть предметы, которые важно и полезно знать. Но большая часть из них просто загружает мозг ненужной информацией.

Так, зачем нужна школа? Чтобы дать детям знания. Но где дети используют эти знания? Большая часть информации забудется, лишь 20% изучаемого материала останется в памяти, поскольку будет использоваться человеком. Так, нужно ли тратить годы на обучение в школе? На этот вопрос должны ответить сами родители, которые никогда не задумывались о бесполезности школьных знаний.

Как помочь ребенку хорошо учиться?

Частой причиной того, почему дети не хотят учиться, ненавидят школу и создают сразу несколько дневников для хороших и плохих оценок, является вмешательство родителей в их дела с элементами ругани и наказания.

Школа в чем-то похожа на обычную работу. Учитель – это начальник, над которым стоит генеральный начальник – директор. Хочешь – не хочешь, а должен подчиняться уставу и правилам: по звонку начинать учиться или отдыхать. Все, что говорит учитель, — закон. Непослушание карается отметками (на работе – штрафами). На работе взрослые получают заработную плату, а в школе детям выставляют оценки в аттестате. Теперь вопрос к родителям: кто-то вмешивается в вашу работу? Вас кто-то ставит в угол и лишает просмотра телевизора за то, что вы получаете маленькую заработную плату? Вам кто-то говорит дома, как вы должны работать и что делать?

В таком случае, почему вы лезете в дела своих детей относительно учебы в школе?

Многие люди знают и даже помнят, как их родителей вызывали в школу. Полнейший абсурд! Почему мамы и папы должны отвечать за поступки детей? Как учится, какие оценки получает, как ведет себя с преподавателями и сверстниками – это забота самого школьника, а не его родителей. Несомненно, можно быть информированными о делах, которые происходят в школе. Но вмешиваться в них и наказывать – полнейший абсурд.

Дорогие родители, если вы с кем-то ссоритесь, неужели вам потом читают лекции по правильному поведению и этикету? Если вы получаете маленькую зарплату со всеми вычетами и штрафами, вас потом лишают возможности погулять с друзьями и подругами? Звучит абсурдно? А не абсурдно ли ваше поведение, когда вы вмешиваетесь в дела своего ребенка? Вы ответственны за его моральное и психологическое состояние, но не за то, как он учится, какими знаниями обладает и почему получает те или иные оценки. Знания дают учителя, как и отметки выставляют тоже они. Это касается только учителей и школьников, но не родителей, которые просто могут знать о состоянии дел.

Учеба – личное дело ребенка. Мало того, что взрослые лезут в чужие дела (именно чужие, несмотря на то, что речь идет об их детях!), так еще и наказывают за плохие отметки. В школе учителя наказали оценками, а дома родители «прессуют», будто ребенок кого-то убил или ограбил. Может, хватит? Какие оценки ребенок получает – его забота. Задача мамы и папы – рассказывать чаду о последствиях, которые он понесет, если будет иметь те или иные результаты. А будет он их исправлять или нет, это уже его выбор.

Понимайте, что школа для ребенка – это первое самостоятельное мероприятие, где он обучается тому, каким быть человеком в будущем. Если вы его постоянно контролируете, то приучаете окружать себя людьми, которые будут вести контроль. Если вы постоянно его наказываете за оценки, тогда во взрослом возрасте он может сам себя наказывать и истязать за любые ошибки и неправильные поступки. Чему ребенок учится в школьные годы, он будет использовать во взрослой жизни. Если его проблемы с учебой решают взрослые, тогда и во взрослой жизни он будет искать помощников, которые решат его трудности, а сам он ими заниматься не сможет. Если ребенок не умеет налаживать отношения со сверстниками или учителями, тогда и во взрослом возрасте он будет лишен возможности выстраивать благоприятные связи с людьми.

Понимайте, чему лично вы учите сыновей и дочек. Если вы лезете в их дела, контролируете, наказываете, тогда во взрослом возрасте они начнут окружать себя теми, кто будет их контролировать, диктовать свои правила на личной территории, обижать и пинать. Вы такого будущего желаете детям? Нет? Тогда оставьте их наедине с проблемами, которые у них имеются в школе. Учеба – дело, которое касается только детей. Пусть они сами решают, учиться или нет, какие оценки получать, отношения выстраивать с учителями и сверстниками, как исправлять ошибки и неприятности. Учите детей самостоятельно принимать решения и отвечать за них.

Что требуется от родителей? Быть просто понимающими и поддерживающими. Если чадо пошло по «кривой дорожке», следует показать ему будущее, к которому оно придет. Скажите: «Только тебе решать, как себя вести и какие оценки получать в школе. Место возле мусорного бака всегда остается свободным. Чтобы его занять, не нужно быть образованным. Но если ты хочешь иметь возможность покупать себе разные интересные вещи и дружить с хорошими людьми, тогда нужно подумать над тем, что ты можешь для этого сделать». Предложите свою помощь в решении каких-то вопросов. Но если ребенок хочет все решить сам, то позвольте ему это. То, чему дети обучаются сейчас, скажется на их будущем. Если начать опекать, то придется о них заботиться до самой смерти.

Как помочь ребенку хорошо учиться? Сначала выясните причины его неуспеваемости:

  1. Это может быть неясность материала или сложности в запоминании.
  2. Это могут быть семейные проблемы, которые отвлекают ребенка от его учебы.
  3. Это могут быть проблемы с одноклассниками или учителями, которые также не способствуют хорошей обучаемости.

Все проблемы нужно устранить, чтобы у ребенка не было факторов, мешающих обучению. Однако ребенок может просто лениться или не понимать школьного материала. Здесь не нужно делать следующую ошибку: по много раз объяснять одно и то же. Если ребенок не понимает, лучше нанять профессионального учителя, а не тратить свои силы и нервы, что явно будет приводить лишь к раздражительности.

Нужно нормализовать распорядок дня, чтобы ребенок ничем не был ограничен, при этом четко понимал, когда ему нужно заниматься уроками. Пока вы находитесь рядом с ребенком, уделяйте внимание общению. Не нужно поучать, лучше общайтесь с ребенком. Несколько минут уважительного и любящего общения могут стимулировать обучаемость малыша.

Ребенок должен понимать, зачем ему учиться. Это зависит от того, что именно ему говорят родители. Если его не стимулируют ваши слова, значит, нужно найти другие цели, которые он сможет достичь через получение хорошего образования.

Как помочь рассеянному ребенку хорошо учиться?

Рассеянность не возникает сама по себе. Если ребенку сложно сосредоточиться на учебе, тогда нужно начинать решение проблемы с того, что устранить причины рассеянности:

  1. Это могут быть физиологические особенности, например, болезнь.
  2. Это могут быть психологические причины, связанные с семьей или одноклассниками.
  3. Это может быть недисциплинированность, которую развили в своем ребенке родители.
  4. Это может быть желание произвести хорошее впечатление, а не стремление изучить предмет.

перейти наверх

В связи с тем, что у родителей становится все больше забот и хлопот, которые отнимают у них время, они все меньше занимаются воспитанием своих детей. Конечно, родители воспитывают своих детей. Но чему? Если послушать те директивные указания, которые родители говорят своим детям, то создается такое ощущение, будто дети растут не в семьях, а в казармах, где нужно делать только то, что говорят родители.

К какой жизни вы готовите своих детей? Для жизни рядом с вами или для жизни, где они сами будут решать, как им жить? Обычно родители растят своих детей для жизни рядом с ними. Они отправляют их только в те секции, в которые сами не могли ходить, пропагандируют им мысль о том, что родных нужно любить и помогать, «мама – это весь твой мир» и т. д. – все эти подобные вещи приучают детей жить в семьях. Но ведь ребенок когда-то вырастет. И здесь он вместе со своими родственниками столкнется с одной огромной проблемой – неспособностью жить в социуме. Он умеет жить так, как ему говорят родители, но он не умеет думать, принимать решения, видеть и понимать других людей, взаимодействовать со всем миром. Если родители пытаются привязать к себе ребенка, тогда они отдаляют его от социума, в котором он может стать успешным, любимым и уважаемым.

У родителей нет времени воспитывать детей. Когда они вдруг сталкиваются в общем коридоре, то от родителей ничего хорошего и приятного невозможно услышать. Родители озабочены тем, чтобы выяснить обстановку или дать указания своим детям. Но вот похвалить, поговорить откровенно, поддержать своего ребенка – на это у родителей обычно нет времени.

От родителей только и можно услышать: «Ты сделал уроки? Одень шарф! Покажи свой дневник! Ты поел?». Что ребенок получает от таких фраз? Ничего, кроме контроля. А почему бы родителям не спросить: «Что ты сегодня нового узнал в школе? Как у тебя складываются отношения с друзьями? Ты такой умный, я тобой горжусь!». У родителей нет времени. И то время, которое у них все-таки появляется на воспитание их детей, они все равно тратят на бессмысленные разговоры и поучения.

К чему приведет такое воспитание? Либо к тому, что ребенок возненавидит своих родителей, либо к тому, что он закроется от всего общества. Ребенок не знает, зачем ему нужны другие люди, потому что родители его этому не научили. Ребенок не знает, как

достигать успеха, потому что родители с ним об этом не говорили. Ребенок не знает, какие у него есть достоинства и сильные стороны, потому что родители его не хвалили. И ребенок в итоге не понимает, кто он и ради чего живет.

Как помочь ребенку в кризисной ситуации

В периоды кризисов дети наиболее уязвимы. Когда кризисные ситуации затрагивают их непосредственно или же дети подвергаются воздействию травмирующих обстоятельств посредством средств массовой информации, важно защищать их эмоциональное благополучие так же, как и физическую безопасность. Далее предлагаются рекомендации о том, как родители могут помочь своим детям справиться с тяжелыми событиями.

1. Будьте осведомлены о распространенных реакциях детей на травмирующие ситуации

Каждый ребенок уникален в том, как он реагирует на пугающие события. Некоторые дети становятся более тихими или замыкаются, а другие раздражаются или устраивают истерику с целью привлечь к себе больше внимания. Многие дети начинают вести себя, как малыши (т. е. регрессируют), например, сосут палец или цепляются за родителей, не отходят от них. Важно помнить, что все это – нормальная реакция детей на травмирующие факторы, и сохранять спокойствие и проявлять заботу по отношению к ним.

2. Будьте готовы справляться с детскими страхами и тревогами

Распространенные детские страхи могут усиливаться после пережитой кризисной ситуации. Дети начинают сильнее бояться темноты и одиночества. Учащаются проблемы со сном и такие симптомы, как боли в животе и головные боли, особенно у детей младшего возраста, которые не могут словами выразить, что они чувствуют. Вы можете помочь им успокоиться, читая сказки, проигрывая нежную, тихую музыку, поглаживая малышей по спине и предлагая им вкусную еду. Детей нужно успокаивать и словами, и теплыми, любящими объятиями.

3. Обеспечивайте детям чувство безопасности

Поскольку, переживая тяжелые события, дети чувствуют себя уязвимыми и подавленными, родителям очень важно в первую очередь сосредоточиться на защите своих детей и обеспечении им физического комфорта – одеял, любимых продуктов, успокаивающих занятий, чтобы восстановить их чувство безопасности. Время, проводимое всей семьей вместе, – это убежище для детей в периоды неопределенности.

4. Ограничивайте доступ детей к новостям

Не следует полагаться на новости в качестве источника необходимой детям информации. Звуки и образы новостных репортажей часто слишком яркие для детей и заставляют их переживать травмирующие события еще сильнее. Важно разъяснять им происходящее и давать честные ответы, придерживаясь основных фактов и не вдаваясь в детали, а затем убедить малышей в том, что их безопасность для вас важнее всего.

5. Слушайте своих детей

Старайтесь давать детям возможность для выражения своих чувств и беспокойств. Задавайте открытые вопросы: «Какие новости ты слышал?», «Как ты себя чувствуешь?», «Есть ли у тебя какие-либо вопросы?». Так дети смогут рассказать о своих потребностях. Активно слушайте, не пытайтесь исправлять или преуменьшать значение их эмоций и четко и ясно выражайте свою поддержку: «Мы делаем все, что в наших силах, чтобы ты был в безопасности».

6. Просите детей описывать и рисовать свои переживания

Некоторые малыши не хотят облекать свои переживания в слова, поэтому необходимо дать им возможность выразить себя другими способами. Письмо и рисование могут помочь малышам справиться с тем, что их беспокоит. Используйте это как возможность напомнить им о том, что их чувства вполне нормальны. Вы поможете детям, если продолжите внимательно слушать их в течение всего процесса эмоционального выздоровления.

7. Не забывайте играть

Игра – это естественная форма общения и обработки событий каждого ребенка. Дети могут рассказывать истории о том, что они слышали и чувствуют, даже если не полностью понимают это. Это также здоровый способ отвлечься от трудных жизненных обстоятельств, который помогает выплеснуть накопившуюся энергию и стресс.

8. Демонстрируйте здоровое умение преодоления кризисных ситуаций

Ваши дети ждут от вас не только утешения, но и обучения тому, как правильно справляться со своими сложными эмоциями. Давайте себе достаточно личного времени на осмысление того, что вы переживаете, чтобы у вас был запас сил для помощи своим детям. Но не считайте, что вы должны постоянно скрывать признаки беды, горя, кризисной ситуации – когда ваши дети видят вас расстроенными, станьте для них примером и скажите, что хотя сейчас вам грустно и тяжело, вы знаете способы сделать так, что вскоре вам станет лучше.

9. Следите за поведением детей на протяжении определенного промежутка времени

Хотя изменение детского поведения в ответ на эмоциональную травму вполне нормально, симптомы стресса могут стать проблемой, если будут сохраняться достаточно долго. Просто следите за изменениями в еде, сне, играх, учебе и общении своих детей; если позитивные изменения не происходят в течение длительного периода времени, обращайтесь за профессиональной помощью.

10. Воодушевляйте детей на позитивные реакции

После пережитого дети должны вновь обрести ощущение собственных возможностей, гибкости и жизнестойкости. Помогите им направить свои чувства в конструктивное русло и найти способы помочь другим людям. Когда дети пишут открытки и участвуют в волонтерской деятельности вместе со всей семьей, это не только помогает им сосредоточиться на позитиве, но и задает тон для принятия и отражения всех жизненных невзгод.

Как исправить невнимательность школьника

Современная школа требует от ребенка не только способности к быстрому развитию, но и к восприятию, к переработке большого объема информации. Параллельно в школьном возрасте происходит множество внутренних изменений в организме и психике ребенка. Добавим к этому особенности характера, возможное отсутствие мотивации и навыков эффективного обучения. Эти и другие причины способны вызвать невнимательность ребенка. Как исправить невнимательность школьника – этим вопросом задаются многие взрослые.

Требовать от ребенка сосредоточенности 24 часа в сутки – нет смысла. Не будет особых результатов и от требований исправить невнимательность к тем предметам или заданиям, которые просто надоели ребенку. Отсутствие интереса к предмету или учебе вообще – обычная причина невнимательности у детей. Иногда ребенок даже не старается сосредоточиться, если решает для себя, что всё равно ничего не поймет. От ученика начальной школы, кроме внимательности к знаниям, изначально требуют сосредоточенности на аккуратности и усидчивости. А это вначале занимает у ребенка немало усилий. Предупредить подобные виды невнимательности в будущем может помочь профессиональное раннее развитие ребенка.

Не стоит забывать, что невнимательность школьника может быть результатом кризиса в семье или в школьном коллективе. Страх перед родителем, ревность к появлению младшего ребенка в семье, ссоры с одноклассниками или конфликт с учителем могут не позволить ребенку использовать свое внимание полноценно.

Решить все проблемные обстоятельства ребенка даже родители не в силах. Но есть то, что психологи считают выполнимым для каждого родителя невнимательного ребенка. Вот основные из таких рекомендаций:

  • постарайтесь деликатно выяснить, что тревожит ребенка или что ему не нравится;
  • проанализируйте и определите те часы, когда выполнение домашнего задания проходит наиболее эффективно для ребенка, когда ему легче сосредоточиться – это может стать временем выполнения уроков именно для Вашего ребенка;
  • составьте план выполнения уроков вместе – так он не будет скакать от одного задания к другому; первое время напоминайте, что будет следующим заданием;
  • выполнение домашнего задания начинайте лучше с легких заданий – это станет разминкой для мыслительной деятельности и повысит концентрацию внимания;
  • стимулируйте любознательность – она развивает сосредоточенность на 1 объекте;
  • с одобрением относитесь к попыткам самостоятельности в решении задач;
  • уберите из рабочей зоны ребенка все лишние предметы, особенно игрушки;
  • пересмотрите ежедневный график ребенка, выделив время после школы на разрядку в играх;
  • сами сохраняйте спокойствие, обеспечивая ребенку надежный домашний климат без волнений.

Если невнимательность, неспособность сконцентрироваться на чем-то даже интересном для ребенка, постоянное возбуждение наблюдаются у ребенка более 6 месяцев, то консультация невролога – уже необходимость. Возможно выявление гиперактивного расстройства. Тогда ребенку и вам понадобится профессиональная поддержка для решения проблемы.

Пусть невнимательность вашего школьника будет лишь временной. А Вам желаем найти лучшие способы сделать мир ребенка более комфортным для проявления им повышенного внимания к открытиям и знаниям.

Если у Вас возникли вопросы, можно:

Комментарии

Лара | Написано: 14.05.2014 12:45:04 Я столкнулась с тем, что невнимательность может быть обратной стороной гиперактивности у ребёнка. Сейчас это очень модный диагноз, ставится всем подряд и не всегда по делу. Но если диагноз поставлен верно, то не получится избавиться от невнимаательности, если ничего не делать с гиперактивностью. Нам пришлось заниматься с нейропсихолгом.

Как помочь ребенку стать внимательным?

Успехи детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от их способности быть внимательными.

Когда ребенок становится учеником, к нему предъявляются разного уровня новые требования, у него появляются новые обязанности. Кто-то с ними справляется легко и просто, а для кого-то это сложный и порой трудный процесс.

Школа, в свою очередь, стремится не только дать определенный багаж знаний своим ученикам, но и ставит более значимую цель — научить детей учиться.

Это сделать не так просто, так как в первую очередь эта цель требует развития у детей всех необходимых для учения познавательных процессов. Это мышление, память, воображение, внимание.

Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих.

Очень часто оказывается, что успехи наших детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у них способности быть внимательными.

Как часто мы говорим своему ребенку-школьнику: «Ты невнимательный!», когда ребенок допускает нелепые ошибки, не может их найти.

Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится труднее, т.к. поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.

Внимание — это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Конечно, в школе предусмотрены практически на всех уроках задания на внимание. Но надо заметить, что как бы ни старались учителя использовать эти задания в своей педагогической деятельности, они могут только поддерживать тот уровень развития внимания, который имеется у учеников на данном этапе. На это существуют определенные причины: во-первых, объем учебного материала достаточно велик; во-вторых, должна быть определенная система заданий и работа, как правило, должна быть индивидуальной, что в классе осуществить трудно.

Тем не менее, ученику необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. Самому младшему школьнику это сделать еще трудно. И главным помощником ребенку могут стать его родители.

Работать есть над чем. Это показали результаты анкетирования, проведенного среди учащихся 2-ых классов.

На вопрос «Часто ли ты отвлекаешься во время выполнения домашнего задания?» только 31 % учащихся ответили, что они не отвлекаются. Причинами того, что может отвлечь называли разное. Чаще всего отвлекают сами родители (так считают ваши дети!). Не меньше отвлекают другие родственники, среди которых чаще назывались младшие братья и сестры. Могут отвлечь и домашние животные, реже были названы такие причины как телефон, телевизор (громкий звук).

Был и еще один вопрос: «Считаете ли вы себя внимательными?» Из всех учащиеся ответили «нет» — 53 %, «да» — только 19 %.

Так же были и другие интересные сведения, которые доказывают, что развитию внимания родители не придают большого значения.

Например, по ответам детей, дома помогают делать уроки 79% родителей, из них помогают и подсказывают 27 %, проверяют работы, иногда объясняют непонятное — 31%, за двойки ругают 41%, расстраиваются и выясняют причину двойки — 8%, не занимаются дополнительно и не играют со своими детьми — 66% .

Чтобы помогать ребенку, мы должны знать, что надо делать и как.

Что же такое внимание? Внимание — это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из нее полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание.

Когда учитель говорит об отсутствии внимания вообще — это очень обобщенно. Внимание имеет такие основные свойства как концентрация, объем, устойчивость, распределение и переключение. И у ребенка может быть развито хорошо одно из названных свойств внимания и совершенно отсутствовать другое, которое как раз и требует коррекции.

Поэтому прежде, чем приступать к занятиям по развитию внимания, надо знать, какие именно свойства слабо развиты у вашего ребенка, ибо каждое свойство очень значимо для успешной учебной деятельности.

Концентрация внимания — умение сосредоточиться на нужном объекте, его частях, способность вникнуть в задачу. Ребенок с хорошей концентрацией внимания отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, тот, у кого не развито это свойство, бывает рассеянным и несобранным.

Объем внимания — это количество одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от 3 до 5. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Умение выполнять эти операции говорит о развитии логического мышления.

Устойчивость внимания — это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа (интерес к заданиям повышенной трудности).

Распределение внимания — это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: заниматься работой и наблюдать за окружающим (легко ли воспринимаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя).

Переключение внимания — это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.

Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях и действиях (продолжают решать, когда все закончили; все считают устно, а некоторые пытаются в это время записывать то, что до этого сделать не успели).

Когда вы изучите внимание своего ребенка и выявите, какое свойство наименее развито — можно приступать к занятиям.

К числу эффективных средств развития внимания относятся игры и игровые упражнения, которые можно включать в любую, даже очень серьезную деятельность.

Примеры игр и игровых упражнений

  1. «Кто внимательный?» Читают текст. Дети должны понимать смысл и считать количество слов со звуком [М], например.
  2. «Сколько чего?» Детям нужно осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся в ней предметов, отбирая по любым признакам: цвет, форма, материал, из которого сделаны предметы, чтобы была определенная буква в их названии.
  3. «Повтори быстро». Ребенок может повторять за вами слова только тогда, когда вы говорите слово «повторите» (диалог идет быстрый). Можно использовать слова: скажите, произнесите и т.д.
  4. «Построй в темноте». На столе кубики и спичечные коробки или иные предметы (части от конструктора, кубики разного размера). Ребенок с завязанными глазами должен быстро построить одной рукой столбик с основанием в один кубик (возможен соревновательный момент).
  5. «Не собьюсь». Счет до 30. Определенные числа (содержащие цифру 3, делящиеся на 3) называть нельзя. Вместо них — любое движение или слово (подпрыгнуть, сказать «не собьюсь»).
  6. Бросать мяч, называя существительные. Ребенок, принимая мяч, называет подходящий по смыслу глагол и говорит свое существительное и т.д.
  7. Игры в шашки и шахматы. Эти игры не зря называют школой внимания. Надо просчитать ходы наперед, сделать выводы.
  8. Игра в перепутанные действия. Если я подниму руки вверх, дети — в стороны, если я присяду — дети подпрыгивают и т.д. Нельзя забывать, что задания на развитие внимания часто встречаются в различных детских журналах и др. изданиях. Это хорошо вам знакомые лабиринты, рисунки с перепутанными линиями, нахождение отличий на картинках, вычеркивание в тексте определенных букв (через три), решение различных головоломок и др. Так вырабатывается сосредоточенность.
  9. Учитель или родитель предлагает решить устно несколько арифметических примеров. Например, даны 2 числа — 84 и 26. Первую цифру второго числа нужно умножить на вторую цифру первого, к полученному произведению надо прибавить вторую цифру второго числа и из этой суммы вычесть первую цифру первого числа (2 × 4 + 6 -8 = 6) (устойчивость внимания).
  10. Предлагается удержать восприятие рисунка (усеченная пирамида, приближающаяся к нам — уходящая внутрь; профиль — ваза), только в одном положении определенное время. При изменении ставить черточку на бумаге (объем внимания).
  11. Посмотреть на предметы в течение 1 секунды и потом назвать: сколько и какие предметы изображены? какие цифры изображены? в какую фигуру вписана та или иная цифра? (распределение внимания).
  12. Одновременно решать несложные математические примеры и слушать пословицы. Затем назвать ответы и повторить, что за пословицы были названы.
    • Писать числа от 1 до 20, а называть их при этом в обратном порядке.
    • По таблице с буквами и цифрами — сначала назвать цифры по порядку, потом — буквы по алфавиту, потом чередуя букву — цифру (переключение).
  13. На листочке числа от 1 до 20 вразброс, надо указать и назвать их по порядку как можно быстрее.

Помогайте вашим детям стать внимательными. Приобретайте и читайте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания.

Играйте вместе с детьми. Это дает возможность лучше понять ребенка, лучше его узнать, найти правильный подход, расположить его к себе.

Не забывайте о спортивных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание.

Учите детей быть наблюдательными — умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире (что-то переставили дома, сломалась ветка дерева, сорвали цветок, который вчера еще был и т.д.) Все это будет способствовать обогащению и развитию личности.

Л. П. Прохватилова, преподаватель гимназии (г. Печоры),
победитель областного конкурса «Учитель года»

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о