Гаджет и ребенок



Дети и гаджеты: правила пользования

Они еще не умеют ходить, но уже вовсю пользуются смартфонами и планшетами. Цифровое детство — реальность сегодняшнего дня. Как сделать так, чтобы оно было максимально здоровым?

Дискуссии об «экранной диете» для детей все чаще начинаются с признания банального факта: планшеты и смартфоны — это уже неотъемлемая часть нашей жизни. С их помощью мы общаемся, работаем, учимся, творим, расслабляемся, развлекаемся. Поэтому стоит ли удивляться, что наши дети следуют за нами?

«В настоящее время более 30 % детей до двух лет играют в игры на мобильных устройствах, — говорится в отчете Американской академии педиатрии за 2015 год. — Около 75 % подростков имеют личный смартфон, и 24 % из них признаются, что постоянно им пользуются». Однако это признание не решает главного вопроса: какие отношения с электроникой можно считать здоровыми?

Количество времени, которое дети проводят у экранов, и содержание просмотренного давно волнуют педиатров и детских психологов. Как рано можно давать ребенку в руки планшет или сажать его за компьютер? Стоит ли позволять ему пользоваться устройством каждый день? Каковы нормативы экранного времени для детей? И как все это отражается на здоровье и развитии детей?

Многочисленные исследования уже выявляли негативные эффекты раннего приобщения к цифровым устройствам: недоразвитие речи и социальных навыков, проблемы с вниманием, памятью, эмоциональной сферой. Одновременно специалисты напоминают, что нездоровые отношения с техникой часто становятся результатом родительской небрежности. Соблазн занять малыша мультфильмом или игрой, чтобы выкроить время для своих дел, слишком велик. Но недостаток общения и участия взрослого в жизни ребенка все равно сказывается. Столь же непродуктивным педиатры считают и подход, при котором смартфон используется лишь в качестве игрушки, как награда за хорошее поведение или успехи в учебе.

На симпозиуме «Growing Up Digital» в октябре 2015 года Американская академия педиатрии представила новые рекомендации для родителей. По мнению авторов рекомендаций, мобильные устройства могут быть полезны, но только в том случае, если ребенок будет осваивать их вместе с родителями, постигая цифровой мир через общение.

Некоторые прежние указания остались в силе: родителям не следует давать мобильные устройства малышам до двух лет, а также позволять детям проводить больше 2 часов в день за экраном.

Новые принципы касаются скорее не времени, а качества «взаимоотношений» между ребенком и гаджетом.

    Установите единые правила для всех. Дети ведут себя в виртуальной среде так же, как и в любой другой. Везде должны быть границы, которые обязаны уважать и взрослые, и ребенок.

Как и во всем остальном, начните с себя. Помните, что дети копируют прежде всего ваше поведение. Пересмотрите свои отношения с цифровыми устройствами. Как много времени вы им уделяете? Как часто проверяете почту, новости или обновления? Есть ли у вас дни, свободные от электронных средств общения и развлечения?

Старайтесь делать открытия вместе с ребенком. Будьте посредником в его отношениях с цифровым миром. Побуждайте малыша исследовать, задавать вопросы, будьте готовы сами отвечать и делиться опытом.

При использовании гаджетов сосредоточьтесь на содержании, а не на продолжительности применения. Качество контента важнее времени, которое ребенок проводит перед устройством. Пусть в приоритете будут образовательные игры и программы, которые помогали бы тренировать навыки внимания, общения, запоминания. Выбирайте те приложения, которые были разработаны совместно с детскими психологами и педагогами или получили их одобрение.

Выбирайте для ребенка игры, связанные с общением. Помните, что гаджет должен быть инструментом, а не суррогатом общения. Избегайте одностороннего обмена, при котором почти не требуется участия в происходящем. Вместо просмотра видео выбирайте интерактивные программы, общайтесь удаленно через скайп или другие программы-мессенджеры.

Правильно используйте потенциал социальных сетей. Присутствие в социальных сетях особенно важно для подростка, который только учится выстраивать свою собственную идентичность и ищет одобрения других. Если в эти моменты вы будете рядом, это поможет ребенку лучше понять принципы сетевой жизни и избежать ошибок.

  • Обязательно создавайте «свободные зоны». Выделяйте островки пространства (в спальне, на кухне), которые всегда будут свободны от электронных устройств. Дайте ребенку понять, что приносить сюда планшет или смартфон нельзя. Позаботьтесь о том, чтобы время, выделенное для сна и семейных трапез, было «священным».
  • Ребенок и гаджеты: за и против

    Анастасия, 29 лет: «Я не хочу превращать своего ребёнка в компьютерного маньяка».

    Я школьный учитель, и большинство моих учеников вообще не выпускают смартфоны из рук. Они переписываются, что-то там лайкают и репостят, играют в игры… И они совершенно оторваны от настоящего мира. Я сама не жалую социальные сети и предпочитаю реальное общение, интересуюсь книгами, хожу на выставки, обожаю экскурсии. Стараюсь заинтересовать этим и подростков, но эффекта мало. Даже на экскурсиях они постоянно смотрят в телефоны. Да им вообще ничего не нужно, кроме гаджетов!

    Поэтому, когда я забеременела, мы с мужем сразу стали обсуждать, что не хотим такого будущего для нашего ребёнка. Я не хочу превращать его в компьютерного маньяка! Сейчас моему сыну 5, и он никогда не брал в руки смартфон или планшет. Он ходит в хороший садик, а дома мы много читаем, занимаемся по книгам, гуляем, ездим куда-то. У него есть увлечения: конструкторы, динозавры.

    Екатерина, 30 лет: «Ребёнку важно не быть белой вороной в коллективе».

    Мне кажется, против гаджетов в наше время могут быть только отъявленные зануды и консерваторы. Прогресс не стоит на месте, так зачем отрицать его достижения? Я считаю, что ребёнку важно не быть белой вороной в коллективе и знать и уметь всё то же, что и сверстники. Думаю, детей, которые не умеют играть в мобильные игры, не говоря уж о тех, у кого нет смартфона, никто из их одногруппников и одноклассников не уважает. Да и какой смысл запрещать ребёнку брать гаджеты, если у родителей вся жизнь в интернете? Мы с мужем работаем из дома, он любит поиграть в приставку вечером, я общаюсь на форумах и в соцсетях. Естественно, наша дочь познакомилась со смартфоном и планшетом, когда ей и года не было.

    Сейчас ей 2, и я отдала ей свой старый смартфон. Она очень быстро собирает пазлы, играет в детские мобильные игры, учит буквы. Я уверена: гаджеты прекрасно развивают, ведь есть много полезных игр. К тому же, они незаменимы в очередях и поездках, а я могу

    Андрей Цветков, доктор психологических наук, профессор, научный руководитель Центра нейропсихологии «Изюминка».

    Смартфоны, планшеты и прочие гаджеты — лишь средство получения информации. Важнее, какую именно информацию ребёнок выбирает и как с ней взаимодействует.

    Пару дней назад наблюдал, как неговорящий четырехлетний мальчик играет на телефоне в «Майнкрафт». Все возможности этого виртуального мира он использует, сражаясь с условным противником в построенном старшим братом мире. И, судя по ходу игры, удачные сочетания команд для битвы ребёнок выбирает методом тыка. Тот же «Майнкрафт», те же 4 года, девочка без трудностей в развитии: из кубических блоков выстроен город её мечты, в котором она — демиург. Один и тот же возраст, одна программа, в обоих случаях гаджет занимает дошколёнка надолго. Но в одном случае смартфон лишь вспомогательное средство, позволяющее реализовать фантазии ребёнка, не имеющего в силу обстоятельств партнёра по игре в реальные конструктор и куклы, в другом — нарушения развития усугубляются отсутствием необходимости говорить и продумывать поведение.

    Выбирая, дать ли ребёнку гаджет и что на нём запустить, родителю стоит посмотреть, как идёт взаимодействие с реальными предметами, насколько ребёнок ориентируется в признаках (цвет, форма, размер, соотношение деталей, запах)? Сформировались ли умения рисовать, лепить, строить из конструктора мало-мальски сложные вещи? Ответ «нет» — убираем смартфон: иконки на экране куда проще реальных предметов, а мозг ленив, энергию экономит. Ответ «да»? Пытаемся понять интересы чада и дать соответствующие развивающие материалы. Благо для любых задач существует вагон и маленькая тележка приложений.

    Дети и гаджеты: 7 принципов здоровых отношений

    Они еще не умеют ходить, но уже вовсю пользуются смартфонами и планшетами. Цифровое детство – реальность сегодняшнего дня. Как сделать так, чтобы оно было здоровым?

    Разговоры об «экранной диете» для детей все чаще начинаются с признания банального факта: планшеты и смартфоны – часть нашей жизни. С их помощью мы общаемся, работаем, учимся, творим, расслабляемся. А раз так, стоит ли удивляться, что наши дети следуют за нами?

    «Сегодня более 30% детей до двух лет используют мобильные устройства для игр, – говорится в отчете Американской академии педиатрии от 2015 года. – Около 75% подростков имеют личный смартфон, 24% из них признаются, что постоянно им пользуются». Можно ли такие отношения с электроникой считать здоровыми?

    Время, которое дети проводят у экранов, давно волнует педиатров и детских психологов. Как рано можно давать ребенку в руки планшет или сажать его перед компьютером? Стоит ли позволять ему возиться с устройством каждый день? И как все это отражается на здоровье и развитии детей?

    Различные исследования уже выявляли негативные эффекты раннего приобщения к цифровым устройствам: недоразвитие речи и социальных навыков, проблемы с вниманием, памятью, эмоциональной сферой. В то же время специалисты напоминают, что нездоровые отношения с техникой часто становятся результатом родительской небрежности. Слишком велик соблазн занять малыша мультфильмом или игрой, чтобы выкроить время для своих дел.

    Столь же непродуктивным педиатры считают и подход, при котором смартфон используется лишь в качестве игрушки, как награда за хорошее поведение или успехи в учебе.

    Мобильные устройства могут быть полезны только в том случае, если ребенок будет осваивать их вместе с родителями

    На симпозиуме «Growing Up Digital» в октябре 2015 года Американская академия педиатрии представила новые рекомендации для родителей. По мнению авторов, мобильные устройства могут быть полезны только в том случае, если ребенок будет осваивать их вместе с родителями, постигая цифровой мир через общение. Некоторые указания остались в силе: родителям не следует давать мобильные устройства детям до двух лет, а также позволять ребенку проводить больше двух часов в день перед экраном.

    Новые принципы касаются скорее не времени, а качества отношений между ребенком и гаджетом.

    1. Установите единые правила. Дети ведут себя в виртуальной среде так же, как и в любой другой. Везде должны быть границы, которые будете уважать и вы, и ребенок.

    2. Начните с себя. Помните, что дети копируют ваше поведение. Пересмотрите свои отношения с цифровыми устройствами. Как много времени вы им уделяете? Как часто проверяете почту, новости или обновления? Выделяете ли вы себе дни, свободные от электроники?

    3. Делайте открытия вместе. Будьте посредником в отношениях ребенка с цифровым миром. Побуждайте его исследовать, задавать вопросы, будьте готовы сами отвечать и делиться опытом.

    4. Концентрируйтесь на содержании, а не на времени. Качество контента важнее времени, которое ребенок проводит перед устройством. Пусть в приоритете будут образовательные игры и программы, которые помогали бы ребенку тренировать навыки внимания или общения. Выбирайте те приложения, которые разрабатываются совместно с детскими психологами и педагогами или получают их одобрение.

    5. Выбирайте игры, связанные с общением. Помните, что гаджет должен быть инструментом, а не суррогатом общения. Избегайте одностороннего обмена, при котором от ребенка требуется минимум вовлеченности в происходящее. Вместо просмотра видео выбирайте интерактивные программы, общайтесь удаленно через скайп или другие программы-мессенджеры.

    6. Используйте потенциал социальных сетей. Присутствие в социальных сетях особенно важно для ребенка-подростка, который только учится выстраивать собственную идентичность и ищет одобрения других. Если в этот момент вы будете рядом, он сможет лучше понять принципы сетевой жизни и избежит ошибок.

    7. Создавайте «свободные зоны». Выделяйте островки пространства (в спальне, на кухне), которые всегда будут свободны от устройств. Дайте ребенку понять, что приносить сюда планшет или смартфон нельзя. Позаботьтесь о том, чтобы время, выделенное для сна и семейных трапез, было «священным».

    Digital natives: как учить современных детей?

    Уже в 3 года они осваивают iPad, а в 5 могут много нового рассказать менее продвинутым маме и папе о том, как работать с компьютером. Как такая ранняя цифровая подкованность сказывается на детском развитии? И как их в связи с этим учить?

    Четыре ошибки, которые мы допускаем, когда нас преследует тревога

    Большинство привычных способов реакции на тревогу лишь усугубляют ситуацию, уверена психотерапевт Мелани Гринберг. Взамен автоматической реакции она предлагает осознанный подход к решению проблемы.

    Дети и гаджеты. (интервью для детского сайта)

    Моему сыну 5 лет. И меня сейчас очень волнует вопрос присутствия гаджетов в его жизни. Гаджеты стали неотъемлемой частью всех сфер нашей деятельности. Но несут ли они в себе необходимое ребенку развитие или больше отвлекают его от полезных занятий?

    Разобраться в этом мне помогла Обердерфер Наталья Николаевна – руководитель Центра психологии и дополнительного образования «Рапсодия», г. Астана. Дипломированный врач (Акмолинская государственная медицинская академия, специальность — врач-педиатр) и психолог (Современная Гуманитарная Академия, специальность – психолог; Erickson University International, специальность – нейролингвистическое программирование, мастер). Специализируется на индивидуальном и семейном консультировании.

    – Как считают психологи: гаджеты — полезны или вредны для детей?

    – За всех психологов не скажу. Информация всегда была главным инструментом и ресурсом для выживания. Тот, кто владеет большей информацией, тот более эффективен в жизни. Вредным может стать гаджет, если использовать его без чувства меры. Конечно, виртуальное общение никогда не заменит живого, хотя и в нем есть польза. В виртуальном пространстве человек понимает, каким бы он хотел быть, раскрывает свои скрытые потенциалы, которые можно тренировать и использовать в реальности, овладевает новыми навыками.

    – С какого возраста ребенок может начинать пользоваться гаджетами?

    – Примерно с 1 года. Пусть шагает в ногу со временем. Ребенок уже в 3-4 года вполне уверенно себя чувствует в играх, а в 6-7 лет легко осваивает Интернет.

    – Есть ли ограничения по времени суток: когда можно разрешать пользоваться гаджетами, когда нет? Какова должна быть продолжительность пользования?

    – Всё, что вызывает интерес, азарт, волнение (игры и информация в интернете) – это стресс, который в умеренной дозе полезен. То, что вызывает возбуждение, будет не уместно перед сном. До трех лет ребенок должен пользоваться гаджетами не более часа в день, причем подряд – только 20 минут, потом еще 20 минут – после перерыва, тоже не менее чем 20-минутного – и т.д. Взрослые должны четко контролировать, не нарушается ли этот режим, и мягко переключать внимание ребенка на что-то другое. Нельзя разрешать ребенку играть на планшете во время еды, выполнения школьных заданий или разговора со взрослыми. Во всех этих случаях гаджеты должны быть убраны. Иначе реальное взаимодействие ребенка с другими людьми будет подменяться виртуальным. Существует уже целая проблема: дети приходят друг к другу в гости с гаджетами – и вместо того, чтобы общаться напрямую, каждый сидит со своим устройством, через которые и происходит их взаимодействие.

    – Чем желательно «начинить» гаджет, чтобы он стал полезным для развития ребенка?

    – Любой позитивной информацией. Для дошкольников есть игры, которые помогут научиться читать и считать, выучить цвета. Гаджеты дают возможность быстро находить информацию и обучаться, связываться с любым человеком на земном шаре. Учите ребенка писать и отправлять письма, умению общаться в чате, звонить кому-либо, пользоваться видеосвязью, рисовать в специальных программах. Гаджеты несут в себе большое количество полезных возможностей, которых человек не имел раньше.

    – Ясно, что разумный родитель не купит ребенку жестокую игру с элементами насилия, но сегодня даже первоклассники умеют скачивать такие игры-стрелялки в Интернете…

    – Мы не можем изолировать наших детей от общества, но мы можем быть личным примером для ребенка. Каким вырастит человек, примерно на 30 процентов зависит от генов, на 30 процентов от социума, среды, где он растет и на 30 процентов от воспитания в семье.

    – Как же родителю себя вести в данной ситуации, когда ребенку нравятся «жесткие игры» (с перестрелками, к примеру)?

    – Можно пожелать родителям использовать свои 30 процентов полностью, ведь многие этого не делают. Чтобы ребенок развивался по правильному пути, родителям нужно его обозначить. Активно участвовать в жизни ребенка, помогать ему формировать свои хобби и пристрастия. В случае с гаджетами также необходимо участие родителей, помочь ребенку выбирать те функции электронных устройств, которые пойдут на пользу ребенку. Замечательно, если родитель как можно больше принимает участие в той деятельности, которую выполняет ребенок с помощью гаджета, а не оставляет его надолго наедине с устройством. А то обычно бывает так: взрослый включил ребенку мультфильм в планшете или запустил игру – и сам занимается собственными делами, а ребенка в это время не видно и не слышно. Это удобно – да, но отнюдь не полезно.

    – При каких обстоятельствах может сформироваться зависимость от гаджета?

    – Нужно также помнить, что родителям нельзя заменять себя гаджетами. Ведь зачастую в руки ребенку дается электронное устройство с целью того, чтобы ребенок «не мешал», чем-нибудь себя занял. Происходит подмена общения ребенка с родителями «общением» ребенка с гаджетами.

    Родителям нужно помнить, что ребенок во многом подражает им. Какими видит он своих родителей? Сидящими за компьютером или с планшетом в руках? Или может быть смотрящими в смартфон или ноутбук? Поэтому эти предметы становятся для него настолько ценными. Ребенок получает положительные эмоции от необычной и интересной игрушки и красочных мультиков. От удовольствия трудно отказаться самостоятельно, тем более в детстве, когда функции самоконтроля еще слабые. Если ребенка увлечь чем-то интересным, на время он забудет о привязанности и вспомнит только тогда, когда заскучает. Чем больше человек занят тем, что ему нравится делать, тем меньше у него времени на бесцельные стрелялки. Ключевое слово здесь – нравится, то есть если это спорт, то это тот спорт, который нравится ребенку, а не папе.

    – Если ребенок дорос до 14 лет – и ничего, кроме гаджета, в его жизни нет? Можно ли решить проблему, отняв устройство и отправив подростка, скажем, поиграть в футбол?

    – Если ребенок дорос до 14 лет — и ничего, кроме гаджета не давало ему возможности испытывать эмоции и переживания, то отобрав у него устройство, вы превратитесь во врага. Этот процесс «отвыкания от гаджета» не может быть быстрым и сразу успешным – он будет сопровождаться и скандалами, и недовольством со стороны выросших детей. Однако, зачастую это единственно верный путь.

    Конечно, желательно не допускать этого. Пусть ребенок получает эмоции и переживания в кинотеатре, участвуя в спектакле или других выступлениях, дебатах, пусть спорит и отстаивает свое мнение, пусть творит что-то своими руками и получает признание от своих близких. Если ребенку давать возможность испытывать яркие и выраженные переживания в жизни, то зависимости от гаджета не будет, ну или будет не больше, чем у Вашего супруга от его автомобиля.

    – Ребенок потом скажет «спасибо» за эти усилия со стороны родителей?

    – Помните о равновесии. Если исключить из жизни ребенка гаджеты, то малыш вырастет не приспособленным и не образованным, если он будет «жить» в гаджете, то его мышцы будут атрофированы, будет портиться зрение, он сам потеряет интерес к реальной жизни. Пусть гаджеты присутствуют в жизни ребенка наравне с прогулками в парке и рисунками, с бассейном и коньками, общением со сверстниками и семейными фильмами. Они ни в коем случае не должны отодвигать на второй план реальную жизнь. Задача родителей этот баланс создать. И пусть гаджет будет нашим союзником в развитии наших детей.

    Это интервью разрешило многие мои сомнения по поводу гаджетов. Если до этого диалога я была против гаджетов в жизни моего ребенка, то сейчас несколько изменила свою точку зрения. Надеюсь, и для вас эта информация оказалась полезной.

    Малыш и гаджет: мнение психолога

    Сегодня никого не удивит малыш, который в 2 года уверенно управляет планшетом. Некоторые родители этим даже гордятся. Вопрос в том, насколько это нужно детям, не вредно ли, и чем полезно?

    Отвечает психолог Милана Лунькова:

    В гаджетах «с пеленок» нет ничего хорошего. Во-первых, планшеты и смартфоны, как и любые устройства с экраном, обладают множеством рисков для зрения ребенка. Не зря ведь раньше офтальмологи запрещали долго смотреть телевизор.

    Во-вторых, ребенок, с которым занимаются живые люди – родители, бабушки, учителя — осваивает человеческую речь и развивается гораздо быстрее, чем ребенок, чей досуг скрашивает игра в планшет или смартфон. Наконец, сами по себе игры на смартфоне или планшете совершенно не развивают ребенка. Они являются инструментами, которыми должен управлять взрослый.

    Необходимость гаджетов

    Нужно идти в ногу со временем и не отставать от сверстников — это признанный факт. Но пользование гаджетами должно быть разумным. Используйте игровой контент на планшете с целью обучения ребенка, а не для того, чтобы занять его на какое-то время.

    Риски злоупотребления гаджетами

    • Зависимость

    Игры настолько привязывают ребенка, что он перестает интересоваться любыми другими видами проведения досуга, ему становится безразлична литература, школьная учеба, поскольку потребность в информации и впечатлениях для него реализуется через игры на планшете или смартфоне.

    • Сложность в реальном общении

    Плохо сказывается увлечение виртуальным миром и на общении ребенка в реальном мире. Это может привести к развитию конфликтов со взрослыми и сверстниками.

    • Отсутствие грани между реальным и виртуальным

    Ребенок еще не способен отличать реальное от виртуального, и игры на планшете могут оказать вредное влияние на его психику.

    Вывод

    Планшет – это скорее «игрушка» для взрослых, чем для ребенка. Лучше знакомить ребенка с гаджетами как можно позже, или, по крайней мере, выдавать планшет или смартфон строго под контролем и на фиксированное время, например – на полчаса в день. Этого вполне достаточно, чтобы ребенок не отставал от сверстников в освоении гаджетов, но зато оставляет достаточно времени для того, чтобы он осваивал действительно нужные, а не виртуальные, знания и навыки.

    Оставить комментарий

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о